Введенные санкции – не повод для внеплановой проверки магазина

Сотрудники Управления Роспотребнадзора пришли с внеплановой проверкой в продовольственный магазин, по итогам которой оштрафовали фирму на 100 тыс. рублей за обман потребителей.

В качестве основания для проверки они сослались на Приказ Роспотребнадзора от 19.08.2014 № 876. Он был издан в целях реализации Указа Президента РФ от 06.08.2014 № 560. Данный указ – тот самый, которым запрещен ввоз из Евросоюза в Россию определенных продуктов.

Компания обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении штрафа. По мнению фирмы, у чиновников не было правовых оснований для проведения проверки. Поэтому и постановление подлежит отмене.

Судьи согласились.

Оценив приказ Роспотребнадзора, арбитры установили, что он содержит указание: «При осуществлении плановых и внеплановых проверок усилить контроль за качеством и безопасностью продовольственной продукции. Внеплановые проверки провести на основании п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является приказ руководителя органа госконтроля, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Между тем Указ Президента РФ от 06.08.2014 № 560, как и Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 о мерах по реализации данного указа, не содержат каких-либо поручений Роспотребнадзору и иным соответствующим органам о массовой внеплановой проверке субъектов экономической деятельности (группы лиц и т.п.), в том числе данной компании.

Упоминание в постановлении Правительства РФ об организации ежедневного оперативного мониторинга и контроля за состоянием соответствующих рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия не означает, что контролирующие органы безосновательно обязаны приступить к внеплановым проверочным мероприятиям поголовно всех субъектов экономической деятельности.

Следовательно, упомянутый приказ Роспотребнадзора не может расцениваться как законное основание для проведения в отношении фирмы внеплановой выездной проверки.

На основании изложенного выездная проверка проведена при отсутствии предусмотренных законом оснований. Поэтому вынесенное по ее результатам постановление подлежит отмене.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 26.02.2016 № 302-АД15-16951

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"

 

Примечание редакции:

таким образом, любые организации могут оспорить внеплановые проверки и вынесенные по их итогам решения, если в качестве основания для проведения ревизии был указан Приказ Роспотребнадзора от 19.08.2014 № 876 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560».
Кстати, об этом знают и в Генпрокуратуре, также считая назначенные таким образом внеплановые проверки неправомерными (статья «Осуществление государственного контроля (надзора) в условиях экономических санкций» Пухова А.В., начальника управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Размещена в СПС КонсультантПлюс).