Налоговики обобщили судебную практику (решения КС РФ и ВС РФ) за минувшее полугодие текущего года.
Отдельные (наиболее важные) выводы служителей Фемиды, а также оспариваемые решения инспекций сведены нами в таблицу.
ТАБЛИЦА: «Обзор правовых позиций судей по налоговым вопросам за 2016 год»
Реквизиты дела |
Позиция ИФНС |
Выводы судей |
Решения судей – в пользу компаний (физлиц) |
||
Определение ВС РФ от 21.01.2016 № 310-КГ15-13228 | Финансовым источником субсидии, полученной из бюджета области, является федеральный бюджет, в целях пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ (одно из оснований для восстановления НДС) | Субсидия, полученная из областного бюджета, источником которой являлись целевые межбюджетные трансферты из федерального бюджета, не может рассматриваться как субсидия из федерального бюджета. Поэтому ее получение не влечет последствий по пп. 6 п. 3 ст. 170 кодекса |
Определение ВС РФ от 28.12.2015 № 309-КГ15-11310 | Импортируя лом черных металлов, нельзя применять льготу по НДС (освобождение), так как он отсутствует в перечне (ст. 150 НК РФ) |
При импорте товаров с территорий стран – участниц ТС применяются нормы ст. 150 НК РФ, содержащей перечень товаров, не подлежащих налогообложению, и положения ст. 149 кодекса, определяющей порядок налогообложения на внутреннем рынке. Поэтому импорт из Казахстана лома и отходов черных и цветных металлов освобождается от налогообложения |
Определение ВС РФ от 16.05.2016 № 308-КГ15-19017 | Из совокупности норм Закона о торговле и НК РФ следует: не изменяют стоимость только скидки на непродовольственные товары. Поэтому при скидках на поставки продуктов надо корректировать НДС |
Закон о торговой деятельности имеет самостоятельный предмет регулирования, не относящийся к законодательству о налогах и сборах. Следовательно, в соответствии с п. 7 ст. 1 и п. 1, 2 ст. 6 НК РФ он не может регулировать налоговые отношения. Поэтому при предоставлении скидки налоговые последствия должны быль одинаковыми при поставках как продовольственных, так и непродовольственных товаров (суд отправил дело на дальнейшее рассмотрение в судебную коллегию по экономическим спорам) |
Определение ВС РФ от 06.04.2016 № 70-КГ15-16 | Налоговый орган отказал в предоставлении имущественного вычета по НДФЛ на основании того, что после объединения физлицом комнат в коммунальной квартире возник новый объект |
Трехлетний срок владения имуществом в целях получения имущественного налогового вычета в случае объединения комнат в коммунальной квартире в один объект (3-комнатную квартиру) исчисляется с момента приобретения третьей комнаты в квартире
|
Определение ВС РФ от 14.04.2016 № 302-КГ15-1709
|
Установленная решением суда рыночная стоимость земельных участков будет являться основанием для исчисления земельного налога за налоговый период, следующий за моментом вступления указанного судебного акта в законную силу | Вступивший в законную силу судебный акт – это основание для того, чтобы земельный налог исчислялся в соответствии с той кадастровой стоимостью, которая была определена этим актом относительно части налогового периода, следующей за вступлением его в силу и внесением упомянутой стоимости в государственный кадастр |
Апелляционное определение ВС РФ от 11.04.2016 № 308-КГ15-16651 | Доначислены суммы налогов в рамках выездной проверки, так как цены в сделке между взаимозависимыми лицами были признаны нерыночными | Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, не может быть предметом выездных и камеральных проверок. Данный вывод следует из положений абз. 3 п. 1 ст. 105.17 НК РФ |
Решения судей – в пользу инспекторов | ||
Определение ВС РФ от 26.01.2016 № 304-КГ15-18260 |
Реализация услуг, связанных с услугами по организации перевозок и транспортировкой товаров в таможенном режиме экспорта, облагается НДС по нулевой ставке. Поэтому необоснованно заявлен к вычету налог, исчисленный при приобретении указанных услуг по 18-процентной ставке | Счета-фактуры с налоговой ставкой, не соответствующей пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ (применена ставка 18 процентов вместе 0 процентов), не отвечают требованиям кодекса, в связи с чем не могут являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету |
Определение КС РФ от 10.03.2016 № 571-О
|
Налоговые нормы не исключают выявления при проведении выездной проверки (как более углубленной формы налогового контроля) нарушений, которые не обнаружены при «камералке» | При камеральной и последующей выездной проверке ИФНС может проверить один и тот же налог за один и тот же налоговый период. И это несмотря на то, что обоснованность выводов, сделанных по итогам «камералки», уже проверена судом. Это не препятствует фискалам принять решение о корректировке налога за проверяемый в ходе выездной ревизии налоговый период |
Решение ВС РФ от 24.11.2015 № АКПИ15-1111
|
Налогоплательщик обязан обеспечить инспекторов при проведении инвентаризации той рабочей силой и тем оборудованием, которое у него имеется | Налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки. То есть обеспечить ревизоров рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой |
ПИСЬМО ФНС РФ от 07.07.2016 № СА-4-7/12211@
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"