Работодатель вправе применять дисциплинарные взыскания при неисполнении или ненадлежащем исполнении работником своих обязанностей (ст. 192 ТК РФ). Такие обязанности должны быть зафиксированы в трудовом договоре, должностной инструкции либо в локальных нормативных актах, а работник должен быть ознакомлен с ними под подпись (ст. 21, ч. 3 ст. 68 ТК РФ).
Вправе ли работодатель прописать в трудовом договоре обязанность работника вежливо и корректно обращаться с клиентами? Можно ли объявить сотруднику выговор за грубое обращение с клиентами?
Как следует из ст. 189 ТК РФ, в правилах внутреннего трудового распорядка или иных локальных нормативных актах, трудовых договорах работодатель вправе установить правила поведения работников внутри организации.
Кодекс не содержит положений, содержащих термин «вежливое обращение».
Вместе с тем если в правилах внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актах или в трудовом договоре есть положения, предусматривающие недопустимость грубых, резких выражений при общении с коллегами или клиентами, то к работнику, нарушающему данные положения, работодатель может применить меры дисциплинарного воздействия.
Часть 4 ст. 192 ТК РФ устанавливает требование, что при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
При этом работник вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в трудовую инспекцию и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, в том числе в суд. Правомерность применения дисциплинарного взыскания устанавливается указанными органами.
ПИСЬМО Минтруда РФ от 16.09.2016 № 14-2/В-888
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"