ИФНС доначислила компании 800 тыс. рублей налога на прибыль, исключив из расходной части всю сумму, уплаченную по договору транспортной экспедиции (4 млн рублей).
Основание: наличие у общества-экспедитора признаков фирмы-однодневки – оно не несло никаких расходов, необходимых для ведения финансово-хозяйственной деятельности, не закупало товарно-материальные ценности, при этом выводило денежные средства за границу.
Компания обратилась в суд с доказательствами реальности перевозок, организованных экспедитором:
- договор транспортной экспедиции;
- договоры двух перевозчиков с экспедитором;
- поручения экспедитору;
- расписки экспедитора;
- путевые листы;
- CMR с отметками перевозчиков;
- акты выполненных работ между перевозчиками и экспедитором.
- подтверждение обоих перевозчиков о заключении договора с экспедитором и выполнении перевозок груза.
На основании этих документов судьи признали, что перевозки реально осуществлялись и поэтому решили, что инспекция была не вправе полностью исключить из расчета налоговой базы расходы по сделке с контрагентом, обладающим признаками недобросовестности.
Дело в том, что общество-экспедитор действительно обладает всеми признаками фирмы-однодневки – это подтверждается вступившими в законную силу судебными актами. Вместе с тем, это не достаточное основание для признания спорных расходов необоснованными.
Ведь силу положений ст. 247, 252 НК РФ, п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 определение размера налоговых обязательств при наличии сомнений в обоснованности налоговой выгоды должно производиться с учетом реального характера сделки и ее действительного экономического смысла.
Налоговый орган не вправе произвольно определять объем налоговых обязательств налогоплательщика. Задачей ИФНС в такой ситуации является определение именно реального объема налоговых обязательств через установление рыночности цены, применяемой по аналогичным сделкам.
Так, инспекция ссылается на то, что в стоимость оплаты услуг экспедитора были включены затраты самих перевозчиков, подтвержденные соответствующими CMR с отметками перевозчиков и путевыми листами.
При этом инспекцией не оспорен сам факт приобретения товара и затрат на его перевозку.
Поэтому налоговому органу необходимо было вычленить, какая сумма затрат относилась непосредственно на услуги экспедитора, с целью исключения их из расходной части. Однако этого инспекцией сделано не было.
Таким образом, решение ИФНС о полном исключении из расчета налоговой базы расходов по сделке с контрагентом, обладающим признаками недобросовестности, вынесено незаконно.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Центрального округа от 06.10.2016 № Ф10-4350/2015
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"