Начал действовать новый порядок ведения кассовых операций

Центробанк утвердил новые правила кассовой дисциплины, которые вступили в силу с 1 июня текущего года. Комментируемый документ заменил Положение Банка России от 12.10.2011 № 373-П.Основные изменения заключаются в следующем.

Субъекты малого предпринимательства вправе не устанавливать лимит остатка наличных денег. Речь о тех компаниях, в том числе микропредприятиях, которые соответствуют требованиям Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Положительные нововведения коснулись и индивидуальных предпринимателей. Установлено, что ИП, ведущие учет доходов (доходов и расходов) и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности, могут:

  • не оформлять кассовые документы;
  • не вести кассовую книгу;
  • не устанавливать лимит остатка наличных.

Для остальных организаций по-прежнему наличие денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличности допускается только:

1) в дни выдачи зарплаты, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера;

2) в день получения наличных с банковского счета на цели, указанные в предыдущем пункте;

3) в выходные и праздники в случае ведения фирмой в эти дни кассовых операций.

В других случаях накопление юридическим лицом средств в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.

Прием в кассу наличности и ее выдачу компании также оформляют кассовыми документами (приходными и расходными ордерами). Записи ведутся в кассовой книге. Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились, записи в упомянутой книге не осуществляются.

Отдельно оговорено, что кассовые документы могут оформляться:

  • главным бухгалтером;
  • бухгалтером или иным должностным лицом (в том числе кассиром), определенным в распорядительном документе;
  • должностным лицом компании, физлицом, с которыми заключены договоры об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Предусмотрено, что перечисленные документы могут оформляться на бумаге и в электронном виде. При этом распечатывать виртуальный документ теперь не нужно.

Бумажный вариант документа, оформленный от руки или с помощью компьютера, требует собственноручной подписи. В такие документы, за исключением кассовых, допускается внесение исправлений, содержащих дату корректировки, фамилии и инициалы, а также подписи лиц, оформивших данные документы.

Установлены требования для электронных кассовых документов:

  • их оформляют с применением технических средств с учетом обеспечения защиты от несанкционированного доступа, искажений и потерь информации;
  • они визируются электронными подписями в соответствии с требованиями законодательства;
  • внесение исправлений в такие документы после их подписания не допускается.

Определены требования к программно-техническим средствам, конструкция которых предусматривает прием банкнот Банка России. Они должны иметь функцию распознавания не менее четырех машиночитаемых защитных признаков таких банкнот, перечень которых установлен Центробанком. Обращаем внимание, что данная норма вступает в силу с 01.01.2015.

Упрощены правила депонирования денег. В последний день выдачи наличных на зарплату кассир в расчетно-платежной или платежной ведомостях проставляет оттиск печати (штампа) или делает запись «депонировано» напротив Ф.И.О. работников, которым не выданы наличные. После этого он подсчитывает и записывает в итоговой строке сумму фактически выданных денег и сумму, подлежащую депонированию. Сверяет указанные суммы с итоговой величиной в ведомости, проставляет в ней свою подпись и передает этот документ для визирования главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии – руководителю). При этом отменено составление реестра депонированных сумм.

Исчезло условие применения второго способа для определения лимита остатка наличных. Согласно прежнему порядку второй способ расчета лимита – исходя из объема выдачи наличных – применялся лишь при отсутствии поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Теперь второй способ можно использовать по выбору компании безо всяких ограничений.

Есть уточнения и для обособленных подразделений, сдающих деньги в кассу юрлица.

Компания, в состав которой входят ОП, сдающие деньги в кассу юрлица, определяет лимит остатка наличных с учетом лимита, установленного для этого подразделения. Причем экземпляр документа об установлении такого норматива направляется ОП в порядке, определенном самим юридическим лицом.

Обособленное подразделение ведет кассовую книгу. Правила передачи компании копии ее листа теперь устанавливаются организацией с учетом срока составления ею бухгалтерской (финансовой) отчетности. Прежний порядок предписывал ОП после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных на конец рабочего дня передавать юрлицу лист данной книги за этот день не позднее следующего рабочего дня.

УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У
«О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.05.2014 № 32404

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"

Вступило в силу 01.06.2014, за исключением отдельных положений

«Вестник Банка России» № 46, 28.05.2014

Примечание редакции:

подводя итог, можно отметить, что новшества в части кассовой дисциплины в основном на руку предпринимателям и малому бизнесу. Для остальных послаблений немного.
Ранее в проекте рассматриваемого Указания Центробанка предусматривалось упрощение форм кассовых документов: ордеров и кассовой книги. Были намерения убрать из них реквизиты о корреспондирующих счетах. Однако в окончательном варианте документа эти послабления отражения не нашли.

Напомним, что нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании либо в неполном оприходовании в кассу денежной наличности, влечет наложение административного штрафа по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ:
на должностных лиц – от 4 до 5 тыс. рублей;
на компании – от 40 до 50 тыс. рублей.