Данный закон регулирует деятельность так называемых «коллекторов», но данный термин в нем не употребляется, а используются понятия «кредитор» или «лицо, действующее от имени и/или в интересах кредитора».
Основное содержание закона составляет перечисление действий, которые эти лица совершать не вправе, а также действий, которые они (далее для краткости условно – «коллекторы») совершать обязаны.
«Коллекторы» не вправе:
1) встречаться с должником по своей инициативе:
- в рабочие дни с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника;
- более 1 раза в неделю;
2) звонить должнику:
- более 1 раза в сутки;
- более 2 раз в неделю;
- более 8 раз в месяц.
3) отправлять ему текстовые, голосовые, телеграфные и иные сообщения посредством сетей электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи:
- в рабочие дни с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника;
- более 2 раз в сутки;
- более 4 раз в неделю;
- более 16 раз в месяц.
4) контактировать с членами семьи должника, родственниками, иными проживающими с должником лицами, соседями и любыми другими физлицами без письменного согласия на это должника, составленного в виде отдельного документа (он вправе отозвать его в любое время).
Но даже при его согласии перечисленные лица могут сами выразить «коллектору» свое несогласие и тогда он также лишается права с ними общаться;
5) применять к должнику и иным лицам физическую силу либо угрожать ее применением, убийством или причинением вреда здоровью;
6) уничтожать или повреждать имущество либо угрожать этим;
7) применять методы, опасные для жизни и здоровья людей;
8) оказывать психологическое давление на должника и иных лиц использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство;
9) вводить должника и иных лиц в заблуждение относительно:
- правовой природы и размера неисполненного обязательства, а также сроков его исполнения;
- передачи вопроса о возврате просроченного долга на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования;
- принадлежности «коллектора», к органам государственной власти и органам местного самоуправления;
10) прибегать к любому другому неправомерному причинению вреда должнику и иным лицам или злоупотреблением правом;
11) привлекать к взаимодействию с должником лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за преступления против личности, в сфере экономики или против госвласти и общественной безопасности;
12) без согласия должника передавать (сообщать) третьим лицам или делать доступными для них сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника. Запрещено также размещать такие сведений в интернете, в жилом доме или любом другом здании, а также сообщать эти сведений по месту работы должника (исключение – передача сведений ЦБ РФ, Агентству по страхованию вкладов, а также сведения о задолженности по коммунальным платежам).
«Коллекторы» обязаны:
1) при взаимодействии с должником действовать добросовестно и разумно;
2) в начале каждой встречи и звонка сообщать должнику:
- ФИО физического лица;
- ФИО либо наименование компании-«коллектора»;
3) в электронных сообщениях указывать:
- ФИО либо наименование компании-«коллектора»;
- сведения о факте наличия просроченной задолженности (без ее размера и структуры);
- номер контактного телефона «кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах;
4) звонить должнику и писать сообщения только с абонентских номеров, выделенных на основании заключенного между «коллектором» и оператором связи договора об оказании услуг телефонной связи. При этом запрещается скрывать информацию о номере телефона либо об адресе электронной почты, с которой направляется сообщение и об отправителе сообщения;
5) ответить на обращение должника по содержащимся в нем вопросам о просроченной задолженности и ее взыскании, не позднее 30 дней со дня получения такого обращения.
Если коллектор является юрлицом, включенным в специальный госреестр, то он также обязан:
6) вести перечень работников, имеющих доступ к информации о должниках;
7) вести аудиозапись всех разговоров и предупреждать должников и иных лиц, что разговор записывается;
8) хранить все аудиозаписи, все направленные должникам сообщения и все бумажные документы, составленные и полученные им в ходе деятельности по возврату задолженности 3 года.
Должник вправе направить коллектору заявление:
- об отказе от общения с «коллектором» лично и по телефону и тогда «коллектор» этого делать не вправе. Однако такое заявление можно направить не ранее чем через 4 месяца с даты возникновения просрочки исполнения должником обязательства;
- о взаимодействии коллектора только с представителем должника, указав его фамилию, имя и отчество, номер телефона, почтовый адрес и адрес электронной почты.
Форму такого заявления официально утвердят. Направить его «коллектору» можно будет тремя способами: по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, через нотариуса или вручив под расписку.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 03.07.2016 № 230-ФЗ
«О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»
Вступил в силу 03.07.2016 (за исключением отдельных положений)
Официальный интернет-портал правовой информации, 03.07.2016
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"