Данный обзор посвящен всего одной норме Закона № 44-ФЗ – пункту 9 ч. 1 ст. 31.
Она введена сравнительно недавно – с 2014 года и устанавливает требование к участникам закупки об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов. Речь идет о случаях, когда руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке либо являются близкими родственниками с физлицами, являющимися выгодоприобретателями, гендиректорами, членами совета директоров участника закупки.
Верховный Суд, изучив судебную практику по применению данной нормы, сформулировал 10 выводов с разъяснениями по их применению.
В числе выводы такие:
- декларация участника закупки об отсутствии такого конфликта интересов является обязательной;
- круг лиц, одновременное участие которых при осуществлении закупок свидетельствует о конфликте интересов, определяется данной нормой. При этом конфликт интересов может иметь место не только в отношении руководителей, но и в отношении должностных лиц (в частности, их заместителей), непосредственно участвующих в осуществлении закупки и полномочия которых являются тождественными по функциональным обязанностям полномочиям руководителя, позволяют влиять на процедуру закупки и результат ее проведения;
- если руководитель заказчика одновременно является представителем учредителя некоммерческой организации (участника закупки), это свидетельствует о наличии между заказчиком и участником закупки конфликта интересов;
- участник закупки должен соответствовать требованиям, предусмотренным Законом № 44-ФЗ, с момента подачи им заявки на участие в электронном аукционе и до момента выявления победителя;
- соответствие участника закупки данным требованиям на момент выявления победителя не имеет правового значения, если участник закупки не соответствовал этим требованиям на момент подачи заявки для участия в электронном аукционе;
- комиссия по осуществлению закупок обязана отстранить участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а заказчик – отказаться от заключения контракта с победителем конкурса (победителем запроса котировок) с момента обнаружения между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.
«ОБЗОР судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"