Ответ подготовлен
Службой правового консалтинга компании РУНА
Ответ:
До 2017 года порядок проведения выездной проверки ПФР регулировался нормами Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).
Также необходимо иметь в виду, что уплату взносов за периоды до 2017 года проверяют также фонды (информации ФСС РФ, ПФР), то есть правильность расчета, полноту и своевременность уплаты взносов, правильность расходов на выплату страхового обеспечения за периоды до 01.01.2017, и данные проверки территориальные органы ПФР будут проводить в порядке, предусмотренном Законом № 212-ФЗ, который действовал до 01.01.2017 (п. 5 ст. 18, ст. 20, 24 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, ч. 1 ст. 3, п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33, 35 Закона № 212-ФЗ).
Поскольку выездная проверка проводится за предшествующие 3 года, то есть за 2016, 2015, 2014 годы (п. 9, п. 20 ст. 35 Закона № 212-ФЗ), то в рассматриваемой ситуации следует помнить: Законом № 212-ФЗ не установлено, что руководитель территориального органа ПФР при принятии решения о проведении выездной проверки должен учитывать фактическое как присутствие, так и отсутствие работников проверяемой организации на рабочих местах.
Факт нахождения в отпуске главного бухгалтера и руководителя отдела по расчетам с персоналом не учитывается при назначении выездной проверки.
В силу Закона № 212-ФЗ нахождение главного бухгалтера в ежегодном оплачиваемом отпуске также не является основанием для отмены решения руководителя территориального органа ПФР о проведении выездной проверки.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов вправе приостановить проведение выездной проверки для истребования документов (информации), относящихся к предмету проверки, в соответствии со ст. 37 Закона № 212-ФЗ (ч. 15 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).
Поскольку у проверяемого лица не будет возможности представлять документы в рамках проводимой проверки, давать необходимые пояснения (да и физически находиться в организации во время проведения выездной проверки) и др., то это лицо в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым затребованные документы или иная информация не могут быть представлены в установленные сроки, а главное — о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить данные документы, информацию, пояснения и др. (ч. 6 ст. 37 Закона № 212-ФЗ).
Таким образом, организации в случае отсутствия главного бухгалтера и невозможности представления документов для проведения проверки необходимо письменно уведомить об этом проверяющих должностных лиц территориального органа ПФР.
В письменном уведомлении целесообразно просить руководителя территориального органа ПФ РФ приостановить проведение выездной проверки до возвращения главного бухгалтера из ежегодного оплачиваемого отпуска (обязательно в таком уведомлении указывать срок, в течение которого документы могут быть представлены).
С 01.01.2017 Закон № 212-ФЗ утратил силу, и соответствующий порядок по проверкам с 2017 года регулируется нормами НК РФ – гл. 34 и ч. 1 НК РФ.