Ответ подготовлен
Службой правового консалтинга компании РУНА
Ответ:
Объем повторной выездной налоговой проверки ограничен скорректированными данными. В ходе принятия решения о подаче уточненной декларации целесообразно ориентироваться на размер экономической выгоды для организации от корректировки данных. Речь прежде всего идет о возмещении НДС. Поправки в Налоговом кодексе РФ о предмете (объеме) возможных повторных проверок снижают риски неблагоприятных последствий, связанных с такими мероприятиями.
Порядок действий налогового органа в случае, когда налогоплательщик в ходе проведения проверки или после ее окончания корректирует отраженные в декларации данные, законодательством четко не определен. На практике возможны разные варианты развития событий.
Так, ФНС РФ сообщала, что налоговый орган вправе, но не обязан учитывать уточненные налоговые декларации, представленные после завершения выездной налоговой проверки. При этом у налогового органа сохраняется возможность последующей проверки таких деклараций. Для проверки скорректированных данных могут использоваться следующие механизмы:
- назначение дополнительных мероприятий налогового контроля;
- проведение камеральной проверки;
- назначение повторной выездной проверки.
Аналогичный подход отражен в Определении Верховного Суда РФ от 13.09.2016 по делу № 310-КГ16-5041, А09-6785/2013 — при предоставлении уточненной налоговой декларации после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней, налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе провести дополнительные мероприятия налогового контроля, руководствуясь п. 6 ст. 101 Налогового кодекса РФ, либо при вынесении решения без учета данных уточненной налоговой декларации назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных.
Когда речь идет об изменениях, связанных с НДС, следует учитывать разъяснения, данные в п. 1 письма ФНС РФ от 21.11.2012 № АС-4-2/19576@. В этом случае налоговый орган обязан провести самостоятельную камеральную проверку уточненной декларации по НДС, если в ней заявлено право на возмещение налога. То есть при подаче «уточненки» по НДС во время проверки ни на ход самой проверки, ни на ее итоги, это скорее всего никак не повлияет. Исключением может быть случай, когда камеральная проверка завершится раньше выездной.
Вместе с тем камеральная проверка уточненной декларации не исключает возможности проведения повторной выездной проверки в силу пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ. Согласно данной норме повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).
Важным изменением в контексте рассматриваемого вопроса стали поправки, внесенные в п. 10. ст. 89 НК РФ, п. 5 ст. 1 Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). В отличие от ранее действовавшей редакции, в которой предписывалось проверять весь период, к которому относилась «уточненка», сейчас объем проверок законодательно ограничен только внесенными изменениями. Данная поправка вступила в силу 03.09.2018.
Таким образом, мероприятия налоговой проверки не препятствуют корректировке взаиморасчетов по НДС за прошлые периоды, а изменения в законодательстве должны положительно сказаться на рисках неблагоприятных последствий при повторной выездной проверке.