Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Отсрочка применения онлайн-касс при оформлении заказа поставщику

Вопрос:

Предоставлена ли отсрочка на 60 календарных дней в применении новых требований Закона о ККТ при заключении договора на поставку новой онлайн-кассы, и можно ли работать на старых кассах при наличии оплаты поставщику и при оплате оператору передачи фискальных данных? Также интересует, можно ли снять с учета прежне кассы старого образца после 1 июля 2017 года?

Ответ подготовлен

Ответ:

С середины прошлого года был предусмотрен переходный период для внедрения онлайн-касс. С февраля 2017 года ФНС РФ  прекратила регистрацию старых моделей ККТ. Полномасштабный переход для большинства продавцов, как и было предусмотрено законом, состоялся с 1 июля текущего года. Годовую отсрочку получили отдельные категории предпринимателей (работающие на ЕНВД или на патенте, оказывающие услуги населению с выдачей БСО, использующие торговые автоматы), они должны перейти на онлайн-кассы до 1 июля 2018 года.

Целый ряд законодательных инициатив еще с начала года был направлен на отсрочку поголовного внедрения онлайн-касс хотя бы для малого бизнеса. Однако все они увязли в согласованиях и обсуждениях, на текущий момент поправки к закону так и не приняты. Таким образом, перейти на новую ККТ нужно было, что называется, «еще вчера».

Между тем производители оказались не готовы обеспечить в сжатые сроки необходимый объем производства новой кассовой техники, и далеко не все организации, в свою очередь, своевременно позаботились о ее приобретении и заключении договоров с операторами фискальных данных (ОФД). Для опоздавших исполнить требования закона сделать это прямо сейчас становится довольно сложно. Основная проблема возникла с производством фискальных накопителей (к ним предъявляются особые требования, их могут делать только три производителя). Помимо покупки ККТ приходится учитывать временные затраты на регистрацию, внедрение и настройку, а также на обучение персонала работе с новой техникой. Кроме того, при переходе на онлайн-кассы обычные аппараты ККТ нужно снять с регистрационного учета в налоговом органе. То же необходимо сделать, если принято решение модернизировать обычную кассу.

Что же грозит тем, кто не успел вовремя перейти на онлайн-кассы? Штрафы за данное нарушение установлены п. 4 ст. 14.5 КоАП РФ:

  •  предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1,5 до 3 тыс. рублей;
  •  на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5  до 10 тыс. рублей.

Кроме того, в письме ФНС РФ от 31.01.2017 № ЕД-4-20/1602 ведомство указывает на возможность применения штрафных санкций, обозначенных в п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ:

«Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей».

Повторное совершение данного правонарушения грозит должностным лицам дисквалификацией, а  индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам — административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

Таким образом, санкции предусмотрены довольно серьезные. Между тем и для опоздавших есть шанс избежать неприятных последствий или по крайней мере снизить их риски. Основанием для таких выводов служат разъяснения, данные Минфином РФ в письме от 09.06.2017 № 03-01-15/36239:

«При обнаружении факта неприменения ККТ организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении расчетов в соответствии с требованиями Федерального закона № 290-ФЗ, но при наличии обстоятельств, указывающих на то, что лицом, совершившим административное правонарушение, были приняты все меры по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, полагаем, что указанное лицо в такой ситуации к ответственности привлекаться не должно».

А также в письме от 30.05.2017 № 03-01-15/33121:

«В целях установления факта принятия исчерпывающих мер по соблюдению указанных выше требований законодательства Российской Федерации может быть исследован заключенный пользователем договор поставки фискального накопителя на предмет разумного срока до окончания действия блока ЭКЛЗ или до определенного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники предельного срока возможности его использования».

Аналогичные разъяснения Минфин РФ дал в письмах от 30.05.2017 № ЕД-4-20/10227, от 18.04.2017 № 03-01-15/23313, от 27.03.2017 № 03-01-15/17554.

То есть, заключив соответствующие договоры и «приняв меры по соблюдению законодательства», налогоплательщик может избежать штрафов даже в случаях задержки поставки оборудования. О сроках таких поблажек официальное ведомство ничего не говорит, но можно предположить, что контролирующий орган будет руководствоваться в этом отношении разумными сроками и в каждом случае оценивать добросовестность предпринятых усилий индивидуально, с учетом фактически сложившейся ситуации.

Также сообщаем, что старые кассы можно снять с учета после 1 июля 2017 года, законодательство никаких специальных оговорок на этот счет не содержит. Однако делать это следует только после регистрации новой кассы, иначе отпуск продукции будет фактически невозможен.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 470 с 1 июля утратило силу. Новый порядок регистрации онлайн-касс содержится в п. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

При этом кассы, зарегистрированные в налоговой до 01.02.2017, снимаются с учета в порядке, действовавшем до внесения поправок в Закон о ККТ (ст. 4 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (ред. от 08.03.2015); ч. 3 ст. 7 Закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ). То есть старая ККТ снимается с учета бесплатно в обычном порядке, предусмотренном п. 33 Регламента регистрации ККТ. Касса снимается с учета в течение 5 рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления. К нему прилагаются: паспорт ККТ, карточка регистрации ККТ, учетный талон ККТ (хранится в ЦТО).