Ответ подготовлен
Службой правового консалтинга компании РУНА
Ответ:
1. Нормативно-правовые акты, которые регулируют вопросы ГО, следующие:
- Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
- Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации».
- Постановление Правительства РФ от 27.04.2000 № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств».
- Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
- Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».
- Постановление Правительства РФ от 01.03.1993 № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» и другие.
С 02.05.2017 все работодатели обязаны (ст. 9 Закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ, пп. «г» п. 5 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841):
- организовать вводный инструктаж для новичков;
- провести курсовое обучение сотрудников;
- разработать внутренние документы: приказы, планы, программы мероприятий;
- создать материально-техническую базу;
- провести тренировки и учения.
Эти обязанности не зависят от величины организации, численности работников, вида деятельности и организационно-правовой формы. Кроме того, руководитель организации также обязан пройти обучение ГО. А организации необходимо разработать документацию, вести журналы инструктажа, отслеживать план мероприятий.
За неисполнение требований законодательства в сфере ГО и ЧС предусмотрена административная ответственность (ч. 1 ст. 20.6, ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ):
- для должностных лиц (директора) — от 10 до 20 тыс. рублей;
- для организации — от 100 до 200 тыс. рублей.
Контроль за исполнением вышеуказанных требований возложен на территориальные органы МЧС (п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 № 30). По результатам проверки может быть выдано предписание или составлен протокол об административном нарушении (пп. «г», «д» п. 6 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 № 305).
При этом проверки могут быть (п. 1 ст. 10, ст. 13.2, п. 1 ст. 13.3 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ):
- плановые (согласно графику, публикуемому на сайте Генпрокуратуры);
- внеплановые (например, если ранее было выдано предписание об устранении нарушений).
2. Прохождение МО обязательно только в случаях, предусмотренных законодательством. Статьей 213 ТК РФ установлена обязанность по проведению МО некоторых категорий работников. В соответствии с данной нормой обязательные предварительные и периодические МО должны проходить работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.
Перечень вредных работ определен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н.
Работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) МО, других обязательных МО, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных МО, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных МО, обязательных психиатрических освидетельствований (ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
Таким образом, МО бывают (ст. 213 ТК РФ, ч. 2 ст. 46 Закона № 323-ФЗ):
- предварительные — при приеме на работу и обязательны при приеме на работу с вредными (опасными) условиями труда;
- периодические — в период работы (например, работники организаций общепита, непосредственно контактирующие с пищевыми продуктами (п. 1 ст. 23 Закона № 29-ФЗ);
- предсменные (предрейсовые) — перед началом рабочего дня (смены, рейса) (обязательны для водителей транспортных средств (п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ);
- послесменные (послерейсовые) — по окончании рабочего дня (смены, рейса) (обязательны для водителей, занятых перевозкой пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).
В свою очередь, работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) МО, другие обязательные МО, а также проходить внеочередные МО по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 214 ТК РФ).
Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические МО, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 213 ТК РФ).
Следовательно, работодатель обязан проводить МО работников при наличии на их рабочих местах вредных производственных факторов только в том случае, если уровень их воздействия свидетельствует о наличии на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда. При установлении такого факта работодатель в первую очередь ориентируется на результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или СОУТ, и лишь при их отсутствии ему следует прибегнуть к иным источникам информации (ч. 1, 4 ст. 213 ТК РФ).
Административная ответственность за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения, в том числе периодических, МО – штраф:
- на должностных лиц от 15 до 25 тыс. рублей;
- на юридическое лицо от 110 до 130 тыс. рублей (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).