Ответ подготовлен
Службой правового консалтинга компании РУНА
Ответ:
Направление сведений о работниках в пенсионный фонд и налоговый орган относится к обработке в соответствии с трудовым законодательством согласно пп. 1 п.2 ст. 22 Федерального Закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных».
Для начала обратимся к понятиям Закона № 152-ФЗ:
- персональные данные — это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
- оператор — это государственный, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Соответственно, общество, собирая, записывая, систематизируя, накапливая, храня, уточняя (обновляя, изменяя), извлекая, используя, передавая (распространяя, предоставляя, обеспечивая доступ), обезличивая, блокируя, удаляя или уничтожая данные, относящиеся к любому физическому лицу, будет являться оператором.
Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных (п. 1 ст. 22 Закона № 152-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных, обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством.
Таким образом, если работодатель обрабатывает персональные данные своих работников в соответствии с трудовым законодательством, то у него отсутствует обязанность по уведомлению Роскомнадзора.
На практике обработка данных в соответствии с трудовым законодательством является одним из самых распространенных исключений, позволяющим не подавать уведомление. Однако работодателям следует учитывать, что под него подпадают не все персональные данные работников, а только те, обработка которых осуществляется в соответствии с трудовым законодательством.
Следует иметь в виду, что данная норма (п. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ) не применяется к лицам, работающим по договорам подряда или возмездного оказания услуг.
В статье 86 ТК РФ представлены общие требования, которые работодатель должен соблюдать при обработке персональных данных:
- обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества;
- при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией РФ, Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
По общему правилу обработка персональных данных может осуществляться с согласия субъекта персональных данных (п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).
Так, обработка (передача) персональных данных возможна без согласия работника, например, в случае передачи персональных данных (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ):
- в ПФР, ФСС РФ (ст. 9 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, ст. 431 НК РФ );
- в налоговые органы (ст. 24 НК РФ). Данную позицию подтвердил и Роскомнадзор в письме «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве» от 2012 года.
Применительно к условиям обработки персональных данных во исполнение возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей необходимо отметить, что под законодательством РФ понимается в широком смысле слова совокупность не только законов, но и иных нормативных правовых актов, принимаемых Президентом РФ, Правительством РФ, министерствами и ведомствами, уполномоченными на их принятие.
Например, ст. 65 ТК РФ обязывает поступающего на работу гражданина предоставить работодателю следующие документы, содержащие персональные данные:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
- документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
- документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
- справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
Таким образом, по анализу действующего законодательства обработка указанных сведений при выполнении работодателем возложенных на него трудовым законодательством обязанностей, в том числе связанных с их передачей в налоговые органы, внебюджетные фонды, не требует согласия работника, а также уведомления Роскомнадзора, так как подпадает под обработку персональных данных в соответствии с трудовым законодательством.