Ответ подготовлен
Службой правового консалтинга компании РУНА
Ответ:
Да, полагаю, что организация имеет право вернуть денежные средства за вычетом комиссии.
Очевидно, что данная ошибка произошла не по вине организации, соответственно, у нее не возникает обязанности по оплате комиссии банка за свой счет при возврате денежных средств абоненту.
При этом согласно п. 1 ст. 851 ГК РФ, в случаях, предусмотренных договором банковского счета, клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете. То есть по факту деньги находятся на счете организации, и если договором с банком предусмотрена комиссия, то организации ничего не остается, как уплатить эту комиссию, чтобы вернуть деньги абоненту.
Для банка же неважно, был ли платеж совершен ошибочно, так как в соответствии с п. 1.25. Положения Банка России от 19.06.2012 № 383-П банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном федеральным законом порядке без участия банков.
Для проведения платежа банку достаточно получить распоряжение клиента (организации) (п. 1 ст. 854 ГК РФ), после чего он взимает комиссию за его осуществление.
Таким образом, поскольку в данной ситуации вины организации нет, а перевод денежных средств обратно без комиссии не представляется возможным, по моему мнению, такой возврат может быть осуществлен за минусом комиссии.