Ответ подготовлен
Службой правового консалтинга компании РУНА
Ответ:
Принять к налоговому учету расходы, не подтвержденные документально, нельзя. Расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными, как того требует п. 1 ст. 252 НК РФ.
В случае потери кассового чека покупатель, в том числе и подотчетное лицо, может обратиться с просьбой о восстановлении данного документа. Как правило, продавец может получить дубликат чека из фискального накопителя ККТ или через личный кабинет на сайте оператора фискальных данных.
В отличие от копии дубликаты чека имеют ту же юридическую силу, что и подлинники, и могут быть приложены в качестве документов, обосновывающих расходы. Вместе с тем нужно отметить, что законом не закреплено ни право покупателя обратиться за дубликатом чека, ни обязанность продавца его выдать.
Кроме того, при покупке товаров за наличный расчет авансовый отчет подотчетного лица можно принять к налоговому учету, если товарный чек подтверждает факты заключения договора и совершения платежа (ст. 493 ГК РФ, письмо Минфина РФ от 16.08.2017 № 03-01-15/52653).
Как было отмечено в письме Минфина от 18.05.2012 № 03-11-06/2/69, для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, подтверждением сумм расходов на оплату приобретенных товаров (работ, услуг) являются первичные документы (платежные документы, акты приемки-передачи, товарные накладные, заключенные договоры и др.), оформленные надлежащим образом. При этом соответствующие расходы при осуществлении наличных денежных расчетов могут быть подтверждены не только отпечатанными контрольно-кассовой техникой кассовыми чеками, но и иными документами (товарными чеками, квитанциями), подтверждающими прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Таким образом, в случае утраты чека можно либо попробовать получить у продавца дубликат чека, либо при наличии иных подтверждающих документов использовать их для подтверждения понесенных расходов.