Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Какие последствия могут возникнуть у магазина (в период пандемии коронавируса) в случае обслуживания или отказа в обслуживании покупателя без маски

Вопрос:

Если покупатель отказывается надеть маску, обязаны ли мы его обслуживать? Какая грозит ответственность, если кассир окажет услугу такому покупателю? Ждут ли торговое учреждение негативные последствия, если оно откажет в обслуживании? Интересует практика, сложившаяся по этому вопросу в Москве.

Ответ подготовлен

Ответ:

Если в магазине не предприняты все необходимые меры, установленные требованиями к организации работы по обслуживанию в период действия режима повышенной готовности, то существует риск привлечения к ответственности за обслуживание покупателей, отказывающихся надеть маску.

В соответствии с п. 9 Методических рекомендаций Минпромторга России в случаях введения режима обязательного использования средств индивидуальной защиты в субъектах Российской Федерации в случае введения на территории субъекта Российской Федерации режима обязательного ношения СИЗ при обнаружении на территории торгового объекта посетителя, не использующего СИЗ, представитель организации торговли осуществляет информирование посетителя о необходимости соблюдения обязательных требований и об ответственности за нарушение такого режима.
В случае несогласия посетителя исполнять такие требования, представитель организации торговли, не вступая в конфликт с нарушителем, вправе отказать посетителю в обслуживании на кассе, вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения.
В КоАП РФ установлена серьезная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Штрафные санкции составляют от 50 тыс. рублей на должностное лицо до 500 тыс. рублей на организацию или приостановление деятельности на срок до 90 суток (п. 2 ст. 6.3 КоАП РФ).

С начала пандемии в Москве было более 75 судебных споров о привлечении магазинов к ответственности за отсутствие масочного контроля. Почти все они закончились проигрышом магазинов и назначением штрафа.

Так, например, в конце 2021 года Солнцевский районный суд г. Москвы рассмотрел дело о привлечении к ответственности магазина «Дикси» за то, что в зале некоторые посетители были без масок. Юрист магазина пытался доказать, что обслуживание покупателей, не использующих средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора) и рук (перчатки), на кассе не является нарушением требований п. 12.2 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ. Однако суд данный довод не принял ( Постановление Солнцевского районного суда города Москвы от 27.09.2021 по делу N 5-3100/2021). Судья сослался на п. 9 Методических рекомендаций Минпромторга.