Ответ подготовлен
Службой правового консалтинга компании РУНА
Ответ:
Необходимо оплачивать в двойном размере 20 часов. Объясним почему.
Согласно п. 9 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, средний заработок за период нахождения работника в командировке, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, сохраняется за все дни работы по графику, установленному в командирующей организации.
В связи с этим существуют две позиции. Некоторые правоприменители полагают, что сохранение среднего заработка за дни нахождения в пути, приходящиеся на выходные дни, Положением не предусмотрено (письмо Роструда от 20.06.2013 № ПГ/5136-6-3). При этом в соответствии с 153 ст. ТК РФ оплата труда производится в случае, если сотрудник работал в выходные дни. Получается, что если работник находился в пути, а не трудился – ни средний заработок, ни оплата труда ему за этот день не положены.
Вместе с тем существует противоположная позиция: во-первых, стоит учитывать, что сотрудник направляется в командировку не по своему усмотрению, а в служебных целях. Во-вторых, согласно п. 4 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки днем приезда из командировки считается дата прибытия транспортного средства (поезда, самолета, автобуса и т.д.) в место постоянной работы, вне зависимости от того, на какой день недели (выходной или рабочий) выпадает день приезда. Кроме того, в дни командировки работник обязан выполнять служебные обязанности, и указанные дни в силу ст. 106 ТК РФ не могут входить во время отдыха работника, что подтверждает необходимость учитывать такой день в составе рабочего времени. Данная позиция также подтверждается судебной практикой (Апелляционные определения Иркутского областного суда от 16.07.2015 по делу № 33-5998/2015, Орловского областного суда от 27.08.2015 по делу № 33-1791/2015, Кассационное определение Томского областного суда от 20.01.2012 по делу № 33-10/2012). По желанию работника оплата за указанные выходные дни командировки осуществляется в одинарном размере и одновременно этому работнику в удобное для него время предоставляется один день отдыха за каждый выходной день.
С 29.06.2017 ст. 153 ТК РФ дополнена ч. 3, установившей, что оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной день приходится часть рабочего дня, то в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной день (от 0 часов до 24 часов).
Следовательно, если поезд прибывает в 20:00 в субботу (сотрудник отбывает в 18:00 и 2 часа находится в пути) – оплачивать необходимо 20 часов в двойном размере.
Исходя из разъяснений ФНС РФ, расходы на приобретение проездного билета для проезда работника к месту командировки и обратно — к месту постоянной работы в выходные дни, предшествующие дню начала командировки, или в выходные дни, следующие за датой окончания командировки, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций (письмо ФНС РФ от 20.08.2014 № СА-4-3/16564).
В письме поясняется, что указанные затраты были бы понесены в любом случае, вне зависимости от срока пребывания работника в месте назначения. Это означает, что организация вправе учесть расходы при налогообложении прибыли, если необходимость выезда из командировки к месту жительства будет надлежащим образом документально подтверждена. Если же обосновать необходимость выезда в выходной день невозможно, командировочные расходы не следует учитывать при расчете налога на прибыль.