Ответ подготовлен
Службой правового консалтинга компании РУНА
Ответ:
1. Нет, в описанной ситуации отказ в регистрации автомобиля инспектором ГИБДД неправомерен.
2. Гражданин может обжаловать отказ в постановке автомобиля на учет в вышестоящем подразделении ГИБДД либо в суде.
Законодательством предусмотрен перечень оснований, при которых транспортное средство не подлежит регистрации в ГИБДД (ст. 20 Закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ). В регистрации ТС откажут в том числе если:
- ТС снято с учета после утилизации;
- ТС находится в розыске;
- в регистрационное подразделение обратилось лицо, не являющееся владельцем ТС;
- не представлены необходимые документы и т.д.
Среди них отсутствует такое основание, как смерть прежнего собственника автомобиля.
Таким образом, если основание для отказа, на которое ссылается инспектор ГИБДД, не предусмотрено законодательством, гражданин В. может обжаловать отказ в постановке автомобиля на учет. Для этого нужно получить письменный отказ. В поданном гражданином заявлении о постановке ТС на учет должна быть проставлена соответствующая отметка, а также указаны основания отказа, которые удостоверяются печатью регистрационного подразделения и подписью сотрудника. Об отказе в постановке автомобиля на учет с указанием причин гражданин должен быть письменно уведомлен в день обращения (п. 93 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД РФ от 21.12.2019 № 950).
Далее нужно выбрать один из способов обжалования.
1. Досудебный (п. 175 Административного регламента № 950) — обжалование непосредственному руководству должностных лиц (в вышестоящем подразделении ГИБДД).
2. Судебный (ч. 1 ст. 218 КАС РФ) — обжалование незаконных решений (действий) должностных лиц ГИБДД в суде. Причем обратиться в суд можно без предварительного обжалования отказа в государственной регистрации автомобиля в органах ГИБДД.
Информация о порядке досудебного обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц ГИБДД подлежит размещению на информационных стендах регистрационных подразделений. Также ее можно получить по телефону, при личном либо письменном обращении (пп. 9.12 п. 9, п. 10 Административного регламента № 950).
Жалоба подается в письменном или в электронном виде (п. 176 Административного регламента). Она рассматривается руководителем регистрационного подразделения, предоставляющего услугу в постановке на учет. Если обжалуются решения руководителя регистрационного подразделения, предоставляющего услугу, жалоба подается в подразделение Госавтоинспекции на региональном или федеральном уровне. Жалобы на решения должностных лиц подразделений Госавтоинспекции на федеральном уровне рассматриваются начальником подразделения Госавтоинспекции на федеральном уровне. Жалобы на решения, принятые начальником (заместителем начальника) подразделения Госавтоинспекции на федеральном уровне, рассматриваются заместителем министра внутренних дел РФ, ответственным за соответствующее направление деятельности, министром внутренних дел РФ (п. 177 Административного регламента). Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации (п. 178 Административного регламента № 950, п. 15 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2012 № 840).
При удовлетворении жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе путем постановки автомобиля на учет, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения (п. 16 правил № 840).
Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется в письменной форме не позднее дня, следующего за днем принятия решения. В случае если жалоба была направлена через портал федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг, то ответ направляется посредством системы досудебного обжалования (п. 17 правил № 840).
Если в установленный срок решение по жалобе не было принято или же ответ был отрицательным, нужно подготовить и подать в районный суд по месту нахождения подразделения ГИБДД либо по месту жительства гражданина административное исковое заявление о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации транспортного средства (п. 100 Административного регламента, ч. 1 ст. 4, ст. 19, ч. 1 ст. 22, ч. 3 ст. 24, ч. 1 ст. 124, ст. 218 КАС РФ).
Обжаловать решение ГИБДД можно в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав, а бездействие сотрудника ГИБДД — в течение срока, в рамках которого у него сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась (ч. 1, 1.1 ст. 219 КАС РФ).
Таким образом, при незаконном отказе инспектора ГИБДД в постановке автомобиля на учет заинтересованное лицо вправе обжаловать такой отказ в вышестоящем органе или в суде.