Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Как корректно делать записи в бухучете при реорганизации

Вопрос:

У нас происходила реорганизация (слияние). Как правильно сделать записи в бухучете при реорганизации?

Ответ подготовлен

Ответ:

Возникшая в результате реорганизации в форме слияния компания отражает по общему правилу в бухгалтерском учете все активы и обязательства в оценке, указанной в передаточном акте, сверяясь с представленными первичными документами (актами, накладными, договорами и т.п.).
Данные для переноса сальдо берутся из аналитических регистров правопредшественника.

Принятие активов и обязательств она вправе отразить с применением счета 00 «Активы и обязательства в результате реорганизации». После ввода в учетную программу остатков обороты по дебету и кредиту счета 00 «Реорганизация» должны совпадать.

Кроме того, после ввода остатков вспомогательный счет должен закрыться в ноль. Если этого не произошло, значит, остатки бухгалтер ввел некорректно (например, техническая ошибка при вводе). Их нужно перепроверить.

Для организаций, возникших в том числе и в результате слияния, отчетный год начинается с даты государственной регистрации (п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Именно на эту дату в бухгалтерском учете правопреемника формируется вступительное сальдо по счетам.

Вступительная бухгалтерская отчетность возникшей в результате реорганизации в форме слияния компании формируется на основе данных передаточного акта и построчного объединения (суммирование либо вычитание при наличии непокрытых убытков прошлых лет) числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованной компании.

Возникшая в результате реорганизации в форме слияния компания отражает по общему правилу в бухгалтерском учете все активы и обязательства в оценке, указанной в передаточном акте, сверяясь с представленными первичными документами (акты, накладные, наличие договоров и т.п.).

Данные для переноса сальдо берутся из аналитических регистров правопредшественника.
Документом, регулирующим вопросы реорганизации, являются методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (утвержденные Приказом Минфина РФ от 20.05.2003 № 44н). Слияние описано в разделе IV документа.

Альтернативным способом к тем, что описаны в методических указаниях, является применение специального вспомогательного счета, посредством которого легко прослеживается переход активов и пассивов в порядке универсального правопреемства, отражаются изменения в передаточном акте или разделительном балансе в промежуточный период, а также составляется заключительная и (или) вступительная отчетность.

Таким вспомогательным счетом может быть нулевой счет, какой-либо счет расчетов (например, счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») или счет учета собственного капитала.

Отметим, что на практике в большинстве случаев применяется счет 00. Его еще называют служебным (вспомогательным), встречается он только в бухгалтерских программах и предназначен для введения начальных остатков в программу.

Передающая организация по дебету счета 00 «Реорганизация» показывает передачу активных статей, а по кредиту — пассивных. Организация, принимающая имущество, обязательства и капитал, отражает обратные бухгалтерские записи, то есть принятие активов и обязательств она также вправе отразить с применением счета 00 «Активы и обязательства в результате реорганизации».

После ввода в учетную программу остатков обороты по дебету и кредиту счета 00 «Реорганизация» должны совпадать.

Кроме того, после ввода остатков вспомогательный счет должен закрыться в ноль. Если этого не произошло, значит, остатки бухгалтер ввел некорректно (например, техническая ошибка при вводе), и нужно введенные остатки перепроверить.

Пример отражения записей при реорганизации (на дату госрегистрации организации-правопреемника):

Содержание операции Дт Кт
Вступительный остаток по основным средствам 01 00
Вступительный остаток по материалам 10 00
Вступительный остаток по расчетному счету 51 00
Вступительный остаток по кредиторской задолженности перед поставщиками 00 60
Вступительный остаток по дебиторской задолженности покупателей 62 00
Вступительный остаток по задолженности по налогам и сборам 00 68
Вступительный остаток по задолженности во внебюджетные фонды 00 69
Вступительный остаток по задолженности по оплате труда 00 70
Вступительный остаток по уставному капиталу 00 80
Вступительный остаток по нераспределенной прибыли 00 84

Если имущество передавалось по балансовой стоимости, то ОС ставится на учет в той оценке, по которой оно отражается в бухучете предшественника. Технически имеются два способа отражения объектов ОС в бухучете у организации-правопреемника, соответственно, организация вправе выбрать любой из них:

Первый (самый привычный): по каждому инвентарному объекту ОС формируется вступительное сальдо на счетах 01 и 02 путем переноса конечного сальдо по этому объекту на счетах 01 и 02 из оборотно-сальдовой ведомости (ОСВ) предшественника, сформированной на день составления заключительного баланса;

Второй: по каждому инвентарному объекту ОС расчетным путем определяется остаточная стоимость по данным ОСВ предшественника, сформированной на день составления заключительного баланса. При этом способе по каждому инвентарному объекту из сальдо конечного по счету 01 вычитается сальдо по счету 02, получившаяся стоимость отражается как вступительное сальдо на счете 01. При этом способе полностью самортизированное имущество будет числиться на счете 01 в нулевой оценке. При этом способе бухгалтер делает только одну запись, а не две.

Следовательно, независимо от выбранного способа, данные по ОС в балансе будут одинаковыми.
Если же стороны отразили имущество в передаточном акте (разделительном балансе) в рыночной оценке, то бухгалтер организации-преемника тоже должен учесть его по рыночной стоимости. В этом случае в бухучет правопреемника не переносится остаточная стоимость из ОСВ реорганизованной организации.

В случае если на момент формирования вступительных остатков по счетам срок полезного использования отдельных объектов составит 12 месяцев и меньше, их нужно учесть как ОС.
Недвижимость, как и остальные ОС, можно ставить на баланс, несмотря на то, что она еще не переоформлена на новую организацию. Поскольку ни наличие права собственности, ни факт госрегистрации этого права не являются условием для признания ОС (п. 4 ПБУ 6/01). Составлять акты приема-передачи, оформлять ввод в эксплуатацию ОС в этом случае не нужно.