Ответ подготовлен
Службой правового консалтинга компании РУНА
Ответ:
Поскольку при слиянии деятельность реорганизуемой организации прекращается, то исправление ошибок, допущенных в ликвидационном балансе, должно быть произведено организацией-правопреемником (отразить документом – бухгалтерской справкой).
Организации-правопреемнику целесообразно отразить исправление ошибки в своем годовом балансе (бухгалтерскую запись отразить на 31 декабря) до его утверждения. Кроме того, исправление также нужно отразить в пояснениях к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 4 Приказа Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н).
Юридическое лицо по решению его учредителей (органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами) может быть реорганизовано, в том числе в форме слияния (п. 1 ст. 57 ГК РФ).
При слиянии обществ их права и обязанности в соответствии с передаточным актом переходят к вновь возникшему обществу, которое является правопреемником и считается реорганизованным с момента его государственной регистрации (п. 1 ст. 58, п. 1 ст. 59, п. 2 ст. 218 ГК РФ).
То есть в результате слияния из двух либо нескольких организаций создается одна организация, а реорганизованные юридические лица, соответственно, прекращают свое существование.
На день, предшествующий дате внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности реорганизованного общества и о создании нового общества, составляется заключительная бухгалтерская отчетность. До даты завершения реорганизации все операции, связанные с текущей деятельностью, произведенные в период с даты утверждения передаточного акта, отражаются в бухгалтерском учете организаций, прекращающих свою деятельность. При составлении заключительной отчетности производится закрытие счетов учета прибылей и убытков.
Перед формированием заключительной бухгалтерской отчетности нужно проверить наличие следующих документов: решения учредителей о реорганизации в форме слияния; договора о слиянии; передаточного акта, который в соответствии с решением учредителей может включать определенные приложения. К ним относятся бухгалтерская отчетность, согласно которой определяется состав имущества и обязательств реорганизуемого общества, оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств; акты инвентаризации имущества и обязательств, проведенной перед составлением передаточного акта; первичные учетные документы по материальным ценностям, перечни иного имущества, подлежащего приемке-передаче; расшифровки кредиторской и дебиторской задолженностей и расчетов с бюджетами и фондами и др. Дата передаточного акта может быть любой (желательно, чтобы она совпала с концом квартала или года).
Последним отчетным периодом для реорганизуемого юридического лица является период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация реорганизованного предприятия (п. 1 ст. 16 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).
Вступительная бухгалтерская отчетность возникшей в результате реорганизации в форме слияния организации формируется на основе данных передаточного акта и построчного объединения (суммирования или вычитания при наличии непокрытых убытков прошлых лет), числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованных фирм. Принимающая организация отражает в бухгалтерском учете все активы и обязательства в оценке, указанной в передаточном акте, сверяясь с представленными первичными документами (акты, накладные, наличие договоров и т.п.). Принятие активов и обязательств на практике отражается с применением счета 00 «Активы и обязательства в результате реорганизации».
При этом не исключены ошибки в результате формирования как ликвидационного баланса и передаточного акта, так и в регистрах бухучета и отчетности (что и произошло в данном случае).
Ошибкой признается как неправильное отражение, так и неотражение фактов хозяйственной деятельности (п. 2 ПБУ 22/2010). При этом не имеет значения, где не отражена хозяйственная операция: в учете или отчетности. В любом случае это ошибка. Выявленные ошибки и их последствия подлежат обязательному исправлению (п. 4 ПБУ 22/2010).
Поскольку при слиянии деятельность реорганизуемой организации прекращается, то исправление ошибок, допущенных в ликвидационном балансе, должно быть произведено организацией-правопреемником следующим образом.
Действующее законодательство в области бухгалтерского учета не разрешает исправления бухгалтерской отчетности, уже утвержденной собственником.
А поскольку в данной ситуации реорганизуемая организация была ликвидирована, то нет оснований подавать по ней корректирующий баланс, поскольку она исключена из ЕГРЮЛ.
Исправление ошибки в данной ситуации целесообразно оформить у организации-преемника бухгалтерской справкой, к которой приложить документы, в которых она обнаружена.
Ошибка отчетного года, выявленная до окончания этого года, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка (п. 5 ПБУ 22/2010).
Ошибка отчетного года, выявленная после окончания этого года, но до даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета за декабрь отчетного года (года, за который составляется годовая бухгалтерская отчетность) (п. 6 ПБУ 22/2010).
Организации-правопреемнику целесообразно отразить исправление ошибки в своем годовом балансе до даты его утверждения, то есть исправительную бухгалтерскую запись отразить на 31 декабря.
Кроме того, исправление также необходимо отразить в пояснениях к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 4 Приказа Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н), при этом указать числовые показатели по строке соответствующей формы отчетности до исправления ошибки, после исправления ошибки и обязательно объяснить причины таких исправлений.