УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ
РЕШЕНИЕ
от 26 августа 2020 г. по делу N 7-3/382
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего врио руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии: начальник отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей от:
— МКУ «С» по доверенности,
— индивидуальный предприниматель по паспорту,
рассмотрев заявление МКУ «С», материалы дела N 7-3/382,
установила:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев заявление МКУ «С» о включении в реестр недобросовестных поставщиков индивидуального предпринимателя С., установило следующее.
В заседании комиссии Хабаровского УФАС России заказчик доводы, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.
ИП С. в заседании комиссии Хабаровского УФАС России пояснил, что в период, отведенный на подписание проекта контракта, у него произошла техническая поломка ноутбука, потребовалась замена агрегатов и электронной цифровой подписи, на ремонт ноутбука, осуществленного сервисным центром, потребовалось время, что привело к пропуску срока на подписание контракта. Предприниматель также сообщил, что в целях исполнения муниципального контракта им предприняты меры, в частности, запрошен план проектировки здания для заказа системы контроля и управления доступом, включая турникеты, которые делаются на заказ исходя из конкретных размеров и проектировки здания, график стройки в целях уточнения даты поставки и установки по мере готовности объекта. На изготовление электронной цифровой подписи потребуется более продолжительное время. Намерений уклониться от заключения и исполнения контракта не имел.
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры (часть 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе) В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива) (часть 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе).
В течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика (часть 7 статьи 83.2 Закона о контрактной системе).
С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным (часть 8 статьи 83.2 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (вместе с «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 — 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 5 рабочих дней с даты их поступления.
Исходя из приведенных правовых норм, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое недобросовестное поведение участника закупки, которое совершено им в результате умышленных действий (бездействия) в нарушение требований Закона о контрактной системе.
24.07.2020 МКУ «С» размещено извещение N 0122300006120000790 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку турникетов на объект капитального строительства «строительство школы в микрорайоне «Волочаевский городок».
Закупка осуществляется у субъектов малого и среднего предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования).
Срок подачи заявок — с 24.07.2020 по 03.08.2020. Дата проведения аукциона — 05.08.2020.
Начальная (максимальная) цена — 1 353 992,40 руб. за счет средств бюджета городского округа «Город Хабаровск», средств вышестоящих бюджетов.
Согласно протоколу от 04.08.2020 рассмотрения заявок на участие в аукционе, на участие в аукционе поступило 2 заявки, которые признаны соответствующими требованиям заказчика и допущены к участию в закупке.
Порядок заключения контракта установлен пунктом 42 аукционной документации и соответствует статье 83.2 Закона о контрактной системе.
Как следует из протокола от 06.08.2020 подведения итогов, заявке N 1 (ИП С.) с ценой предложения в размере 1 049 344,16 руб. присвоен 1 номер, заявке N 2 (ООО «О») с ценой предложения в сумме 1 056 114,12 руб. присвоен 2 номер, в результате рассмотрения вторых частей заявок победителем признан индивидуальный предприниматель С..
Проект контракта в целях его подписания победителем закупки размещен заказчиком на электронной торговой площадке roseltorg.ru 10.08.2020.
Срок подписания контракта — до 23:59 17.08.2020.
Протокол об отказе победителя от заключения муниципального контракта оформлен закупочной комиссией заказчика 18.08.2020, согласно которому по состоянию на 18.08.2020 проект контракта победителем не подписан, комиссией заказчика принято решение признать предпринимателя уклонившимся от заключения муниципального контракта, направить проект муниципального контракта участнику, предложившему лучшую цену контракта после победителя ООО «О. Протокол размещен в единой информационной системе 21.08.2020.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение от заключения договоров, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, нарушающих права заказчика. Внесение в реестр недобросовестных поставщиков ставится в зависимость от их добросовестного или не добросовестного поведения.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей применение к нему неблагоприятных последствий.
Меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о признании участника аукциона уклонившимся от заключения договора уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
Термин «уклонение от заключения договора» предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить договор, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя.
Представленными в материалы дела документами (акта приема от 14.08.2020 N 43, акта выполненных работ от 19.08.2020 N 43) подтверждается, что у предпринимателя при подписании контракта возникли непредвиденные обстоятельства, не включается компьютер, при подключении к другим устройствам отсутствует сигнал, произошло окисление USB-портов, сервисным центром выполнены работы по замене USB-порта, ремонт материнской платы, замена жесткого диска.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что неподписание победителем закупки ИП С. муниципального контракта произошло по независящим от него обстоятельствам (поломкой ноутбука, в котором находился носитель с электронной цифровой подписью, также пришедший в негодность).
При этом комиссией в действиях предпринимателя не установлены умышленные действия (бездействие) в целях уклонения от подписания муниципального контракта, противоречащие требованиям Закона о контрактной системе.
Исходя из таких обстоятельств дела, комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для включения информации об индивидуальном предпринимателе С. в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь 104 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»,
решила:
Сведения, представленные МКУ «С» об индивидуальном предпринимателе С., в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
——————————————————————