Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

РЕШЕНИЕ ФНС России от 05.12.2018 № СА-2-9/1927

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 5 декабря 2018 г. N СА-2-9/1927@

Федеральной налоговой службой получено интернет-обращение Х (далее — Заявитель, Х) от 12.11.2018, направленное письмом Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций от 12.11.2018, с жалобой на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.
Заявитель в интернет-обращении от 12.11.2018 сообщает, что является пенсионером, ветераном труда Российской Федерации.
Х в интернет-обращении от 12.11.2018 сообщает, что должностные лица Межрайонной ИФНС (далее — Инспекция) необоснованно пытаются привлечь его к ответственности за совершение налогового правонарушителя, в связи с тем, что Заявитель не явился по повестке на допрос в качестве свидетеля. По мнению Заявителя, указанная повестка составлена безграмотно, так как в ней не было указано конкретное дело, по которому его вызывают.
Заявитель в интернет-обращении от 12.11.2018 сообщает, что обращался в Управление с жалобой на действия (бездействие) должностных лиц Инспекции, по результатам рассмотрения которой получил ответ УФНС России (далее — Управление). По мнению Х, указанный ответ является необоснованным, делает из него правонарушителя за то, что он однажды не явился на допрос в качестве свидетеля. При этом со слов Заявителя он письменно и устно сообщал Инспекции, что готов явиться на допрос, при условии, что ему направят повестку с указанием конкретного дела, по которому его вызывают.
На основании изложенного Заявитель просит разобраться в возникшей ситуации.
Федеральная налоговая служба, рассмотрев интернет-обращение Х от 12.11.2018, а также материалы и информацию, представленные Управлением, сообщает следующее.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.
Согласно пункту 1 статьи 90 Кодекса в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.
Согласно пункту 3 статьи 90 Кодекса физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 128 Кодекса неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей.
Пунктом 1 статьи 101.4 Кодекса установлено, что при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
В соответствии с пунктом 8 статьи 101.4 Кодекса по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в срок, предусмотренный пунктом 6 статьи 101.4 Кодекса: о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 90 Кодекса не могут допрашиваться в качестве свидетеля: лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля; лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.
Пунктом 4 статьи 90 Кодекса установлено, что показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.
Согласно информации, представленной Управлением, Инспекцией в ходе проведения выездной налоговой проверки в отношении ООО «ЮЛ 1» установлено, что в 2017 году Х получен доход от ООО «ЮЛ 1». Письмом от 30.07.2018 Заявителю направлена повестка о вызове на допрос в качестве свидетеля.
В соответствии с указанной повесткой, Х необходимо было явиться в Инспекцию 08.08.2018 для дачи пояснений в рамках проведения мероприятий налогового контроля.
Указанная повестка направлена Заявителю заказным почтовым направлением, что подтверждается копией списка заказных почтовых отправлений.
Из материалов, представленных Управлением, следует, что в повестке от 30.07.2018 Инспекцией указаны: дата, время, место и основания вызова Заявителя на допрос.
При этом Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено при направлении повестки и вызове свидетеля на допрос указывать информацию о наименовании налогоплательщика, в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля.
Таким образом, действия Инспекции по вызову Х на допрос не противоречат законодательству Российской Федерации.
Вместе с тем, Заявитель в назначенное время в Инспекцию не явился. При этом 08.08.2018 в Инспекцию поступило обращение Х от 06.08.2018 с просьбой пояснить причины и основания вызова на допрос в качестве свидетеля. Иных письменных пояснений о причинах неявки Х в Инспекцию не представлено.
В связи с неявкой 08.08.2018 Х по повестке в налоговый орган Инспекцией составлен акт от 29.08.2018 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях.
По информации, представленной Управлением, из материалов, представленных Инспекцией, протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении Заявителя не составлялся, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, Х не привлекался.
Согласно информации, представленной Управлением, Инспекцией Х заказным почтовым отправлением направлено уведомление от 21.08.2018 о времени и месте подписания и вручения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях (далее — акт), что подтверждается копией списка заказных почтовых отправлений.
В связи с неявкой Заявителя в Инспекцию в срок, установленный в уведомлении от 21.08.2018, акт от 29.08.2018 и уведомление от 30.08.2018 о месте и времени рассмотрения материалов налогового контроля направлены письмом Инспекции от 03.09.2018 Х заказным почтовым отправлением, что подтверждается копией списка заказных почтовых отправлений.
По информации Управления, в отсутствии надлежащим образом уведомленного Заявителя, Инспекцией рассмотрены материалы налогового контроля и принято решение от 16.10.2018 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (далее — решение от 16.10.2018), согласно которому Заявитель привлечен к налоговой ответственности предусмотренной статьей 128 Кодекса, в виде штрафа, который с учетом пункта 3 статьи 114 Кодекса составил 500 рублей.
Указанное решение направлено 23.10.2018 по почте заказным письмом по адресу места жительства Заявителя и получено 28.10.2018.
Между тем, решение от 16.10.2018 Х в установленном порядке в вышестоящий налоговый орган (УФНС России) не обжаловалось.
В случае несогласия Заявителя с решением Инспекции от 16.10.2018 Х вправе обжаловать его в УФНС России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА, ВЫНЕСШЕГО РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ

Дата решения: 05.12.2018
Номер решения: СА-2-9/1927@
Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России
Статьи Налогового кодекса: Статья 31, Статья 90, Статья 128
Вид налога: Нет
Тема налогового спора: Правомерность привлечения физического лица к ответственности за неявку на допрос в качестве свидетеля
Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Лицо, получившее повестку о вызове на допрос в качестве свидетеля, не явилось в налоговый орган для дачи показаний без уважительных причин.
Позиция налогоплательщика: По мнению Заявителя, повестка на допрос в качества свидетеля составлена безграмотно, так как в ней не было указано конкретное дело, по которому его вызывают.
Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.
Согласно пункту 1 статьи 90 Кодекса в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 90 Кодекса не могут допрашиваться в качестве свидетеля: лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля; лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.
Согласно пункту 3 статьи 90 Кодекса физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 128 Кодекса неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей.
Федеральная налоговая служба, рассмотрев интернет — обращение Заявителя, установила следующее.
В ходе проведения выездной налоговой проверки организации установлено, что в 2017 году Заявителем получен доход от данной организации. Письмом от 30.07.2018 Заявителю направлена повестка о вызове на допрос в качестве свидетеля. В соответствии с указанной повесткой, Заявителю необходимо было явиться в Инспекцию 08.08.2018 для дачи пояснений в рамках проведения мероприятий налогового контроля.
Указанная повестка направлена Заявителю заказным почтовым направлением, что подтверждается копией списка заказных почтовых отправлений.
В повестке от 30.07.2018 Инспекцией указаны: дата, время, место и основания вызова Заявителя на допрос.
Заявитель в назначенное время в Инспекцию не явился. При этом 08.08.2018 в Инспекцию поступило обращение Заявителя от 06.08.2018 с просьбой пояснить причины и основания вызова на допрос в качестве свидетеля. Иных письменных пояснений о причинах неявки Заявителя в Инспекцию не представлено.
При этом Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено при направлении повестки и вызове свидетеля на допрос указывать информацию о наименовании налогоплательщика, в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля.
Таким образом, действия Инспекции по вызову Заявителя на допрос не противоречат законодательству Российской Федерации.
В связи с неявкой Заявителя 08.08.2018 по повестке в налоговый орган Инспекцией составлен акт от 29.08.2018 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях, и вынесено решение от 16.10.2018 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (далее — решение от 16.10.2018), согласно которому Заявитель привлечен к налоговой ответственности предусмотренной статьей 128 Кодекса, в виде штрафа, который с учетом пункта 3 статьи 114 Кодекса составил 500 рублей.
Между тем, решение от 16.10.2018 Заявителем в установленном порядке в вышестоящий налоговый орган (УФНС России) не обжаловалось. В случае несогласия Заявителя с решением Инспекции от 16.10.2018 Заявитель вправе обжаловать его в УФНС России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

——————————————————————