Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.09.2020 № А72-9330/2020

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 сентября 2020 г. по делу N А72-9330/2020

Резолютивная часть решения объявлена 21.09.2020.
Решение в полном объеме изготовлено 24.09.2020.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи М.А. Семеновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.С. Львовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи
дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Молочные продукты «Русагро» (ИНН 6381020501, ОГРН 1186313072725), с. Кошки, Кошкинский р-он, Самарская обл.,
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области (ИНН 2127019687, ОГРН 1052128018986), г. Чебоксары,
об отмене постановления N 03-46-УЛ/11 от 23.07.2020,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя — Шукуров С.В., доверенность от 01.01.2019, диплом, паспорт;
от ответчика — Салаева И.Г., доверенность от 09.01.2020, диплом, паспорт; Ушаков Д.Г., доверенность от 24.12.2019, диплом, паспорт; Данилов А.Е., доверенность от 23.01.2020, диплом, паспорт;

установил:

с учетом принятых определением суда от 27.08.2020 уточнений номера и даты оспариваемого постановления, Общество с ограниченной ответственностью «Молочные продукты «Русагро» (далее — Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области (далее — Россельхознадзор, ответчик) об отмене постановления N 03-46-УЛ/11 от 23.07.2020 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 300 000 руб.
Заявитель поддерживает требования, ответчик требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, изложенные в заявлении и в отзыве, суд пришел к следующим выводам.
Судебное разбирательство по делам об оспаривании решений административных органов урегулировано статьей 210 АПК РФ.
В том числе, суд, принимая решение, должен руководствоваться пунктом 6 указанной статьи.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, — влекут наложение административного штрафа на юридических лиц — от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Из материалов дела следует, что в рамках государственного задания на 2019 год во исполнение приказа Россельхознадзора от 28.12.2018 N 1520 «О лабораторных исследованиях в рамках реализации мероприятий Россельхознадзора для обеспечения выполнения требований Соглашения ВТО по СФС при вступлении России в ВТО на 2019 год» 09.07.2019 государственным инспектором Боковым М.М. по адресу: г. Ульяновск, 14-й проезд Инженерный, д. 9, в присутствии руководителя службы контроля качества Репиной В.А., произведен отбор проб молока сухого обезжиренного с массовой долей жира не более 1,5%, ГОСТ 33629-2015, дата изготовления (выработки) 04.07.2019, срок годности 03.07.2020, изготовлено ООО «Молочные продукты «Русагро», адрес производства: 432072, Российская Федерация, Ульяновская обл., г. Ульяновск, 14-й проезд Инженерный, д. 9, в количестве 1,5 кг.
По результатам отбора проб продукции — молока сухого обезжиренного с массовой долей жира не более 1,5%, ГОСТ 33629-2015, дата изготовления (выработки) 04.07.2019, государственным инспектором Россельхознадзора в компоненте «Меркурий» ФГИС «ВетИС» составлен акт отбора проб (образцов) от 09.07.2019 N 1305385.
Согласно акту отбора проб (образцов) N 1305385 от 09.07.2019 данная проба была направлена в Федеральное казенное бюджетное учреждение «Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов» (123022, город Москва, Звенигородское шоссе, 5, сокращенное наименование ФГБУ «ВГНКИ») для проведения исследований на химические показатели безопасности продукции.
В ходе лабораторных исследований ФГБУ «ВГНКИ» установлен факт несоответствия молока сухого обезжиренного с массовой долей жира не более 1,5%, ГОСТ 33629-2015, дата изготовления (выработки) 04.07.2019, требованиям TP ТС 033/2013, TP ТС 021/2011.
По результатам лабораторных исследований ИЦ ФГБУ «ВГНКИ» оформлен протокол испытаний от 09.08.2019 N 1426-В-19-4067-Г, в соответствии с которым выявлено содержание антибиотика «Линкомицин» в количестве 4,8 мкг/кг.
В связи с указанным обстоятельством оформлены по форме 4вет-В срочный отчет о выявлении продукции, не отвечающей требованиям ветеринарных санитарных правил и норм, по форме 4 — вет «В» от 09.08.2019 N 1426-В-19-4067-Г; протокол испытаний от 09.08.2019 N 1426-В-19-4067-Г.
Ответчиком по выявленному факту в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 03-43-УЛ/12 от 10.07.2020.
Оспариваемым постановлением от 23.07.2020 Общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 300 000 руб.
Общество обратилось в суд с настоящим заявлением со ссылкой на то, что постановление вынесено неправомочным лицом (функции санитарно-эпидемиологического надзора принадлежат органам Роспотребнадзора) и за истечением срока привлечения Общества к административной ответственности, т.к. дата изготовления спорной продукции — 04.07.2019.
Суд считает требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ст. 15 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии» (далее — Закон N 4979-1) продукты животноводства должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.
В соответствии со ст. 18 Закона N 4979-1 предприятия — производители продуктов животноводства несут ответственность за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства.
В соответствии со ст. 23 Закона N 4979-1 ответственность за нарушение ветеринарного законодательства Российской Федерации несут должностные лица и граждане, виновные в нарушении ветеринарного законодательства Российской Федерации, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Российской Федерации.
В силу ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее — Закон N 29-ФЗ), безопасность пищевых продуктов — состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Согласно ст. 4 Закона N 29-ФЗ качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации; проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий (далее — системы качества); применения мер по пресечению нарушений настоящего Федерального закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона N 29-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона N 29-ФЗ предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям нормативных документов к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
В соответствии с п. п. 7, 8 ст. 17 Закона N 29-ФЗ соответствие пищевых продуктов, материалов и изделий обязательным требованиям нормативных документов подтверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; изготовитель пищевых продуктов, материалов и изделий обязан немедленно приостановить изготовление некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий на срок, необходимый для устранения причин, повлекших за собой изготовление таких пищевых продуктов, материалов и изделий. В случае, если устранить такие причины невозможно, изготовитель обязан прекратить изготовление некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, изъять их из оборота, обеспечив возврат от покупателей, потребителей таких пищевых продуктов, материалов и изделий, организовать в установленном порядке проведение их экспертизы, утилизацию или уничтожение.
Пунктом 1 ст. 20 Закона N 29-ФЗ предусмотрено, что при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
Статьей 26.1 Закона N 29-ФЗ определено, что за нарушение Закона N 29-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий либо оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, несут административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон N 184-ФЗ) технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Согласно части 3 статьи 7 указанного Закона содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 36 Закона N 184-ФЗ).
Обязанности изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов установлены ст. 38 Закона N 184-ФЗ.
В силу ст. 46 Закона N 184-ФЗ требования государственного стандарта являются обязательными. Требования, закрепленные в государственных стандартах и технических регламентах, являются обязательными, подлежащими соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Требования к пищевой продукции установлены TP ТС 021/2011, а также техническими регламентами на отдельные виды пищевой продукции.
В соответствии с п. п. 1, 4 ст. 5 TP ТС 021/2011, пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется; пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства — члена Таможенного союза.
Согласно TP ТС 021/2011, пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной. Безопасность пищевой продукции — состояние пищевой продукции, свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущие поколения.
В силу ст. 4 главы I TP ТС 021/2011 изготовитель пищевой продукции — организация независимо от ее организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, в том числе иностранные, осуществляющие от своего имени производство (изготовление) пищевой продукции для реализации приобретателям (потребителям) и несущие ответственность за соответствие этой продукции требованиям технических регламентов.
Молочная продукция (молоко сухое обезжиренное с массовой долей жира не более 1,5%, ГОСТ 33629-2015) является объектом технического регулирования TP ТС 033/2013, в котором установлено, что в случае, если в отношении молока и молочной продукции приняты иные технические регламенты Таможенного союза, устанавливающие требования безопасности к молоку и молочной продукции, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к их маркировке и упаковке, то молоко и молочная продукция, требования к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к их маркировке и упаковке должны соответствовать требованиям всех технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
Согласно положениям части 3 статьи 13 TP ТС 021/2011 не переработанное продовольственное (пищевое) сырье животного происхождения должно быть получено от здоровых продуктивных животных по истечении сроков выведения из организмов таких животных лекарственных средств для ветеринарного применения, в том числе антибиотиков.
Пунктом 31 главы VII TP ТС 033/2013 установлено, что производство молочной продукции должно осуществляться из сырого молока, и (или) сырого обезжиренного молока, и (или) сырых сливок, соответствующих требованиям безопасности, установленным настоящим техническим регламентом;
Пунктом 30 главы VII TP ТС 033/2013 установлено, что молочная продукция должна соответствовать требованиям настоящего технического регламента и других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Молочная продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасна.
Таким образом, наличие остатков лекарственных препаратов в продовольственном сырье и продукции, изготовленной из него, не допускается.
Любое нарушение требований Технических Регламентов Таможенного Союза к продукции влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровья граждан, поскольку ТР ТС разработаны в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителя относительно их назначения и безопасности.
Линкомицин является антибиотиком группы линкозамидов.
Наличие его в продуктах питания может повлечь аллергические заболевания, дисбактериоз, привыкание к постоянному приему антибиотиков, при постоянном поступлении антибиотиков с пищей понижается иммунитет человека.
Контроль содержания максимально допустимых уровней остатков ветеринарных препаратов в обязательном порядке осуществляется изготовителем (поставщиком) пищевой продукции животного происхождения, в том числе сырья, при проведении производственного контроля на перерабатывающих пищевых предприятиях.
Суд считает, что материалами дела подтверждается совершение Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении ответчиком не допущены.
Сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли.
Суд отклоняет доводы Общества, изложенные в заявлении в суд и в ходе рассмотрения дела об отсутствии полномочий у ответчика полномочий в рамках проведенной проверки и по вынесению оспариваемого постановления.
Согласно статье 14 Закона N 29-ФЗ в целях определения приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, охраны здоровья населения, а также в целях разработки мер по предотвращению поступления на потребительский рынок некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий органами государственного надзора организуется и проводится мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения. Мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения проводится в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 N 883, органы и учреждения государственной ветеринарной службы Российской Федерации входят в перечень органов, осуществляющих такой мониторинг.
Согласно статье 21 Закона N 4979-1, мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.
Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.
Согласно положениям раздела IX ТР ТС 033/2013 об отборе проб подконтрольных товаров (продукции), произведенных на таможенной территории Таможенного союза, (пункт 116) отбор проб подконтрольных товаров (продукции), произведенных на таможенной территории Таможенного союза, может осуществляться по запросу производителя или владельца данного товара или по решению государственного ветеринарного инспектора в ходе:
а) осуществления государственной программы мониторинга, проводимой в рамках государственного ветеринарного контроля (надзора) за безопасностью подконтрольных товаров (продукции), которые находятся в обороте на таможенной территории Таможенного союза;
б) осуществления государственного ветеринарного контроля (надзора) подконтрольных товаров (продукции) с целью их экспортной сертификации;
в) осуществления усиленного лабораторного контроля безопасности подконтрольных товаров (продукции), произведенных предприятием, в случае обнаружения нарушения соответствующих требований Таможенного союза (в отношении подконтрольных товаров (продукции), предназначенных для обращения на таможенной территории Таможенного союза) или третьей страны (в отношении подконтрольных товаров (продукции), предназначенных для экспорта). Усиленный лабораторный контроль в этих случаях является мерой, вводимой в качестве альтернативы временному запрету на перемещение товаров (продукции), произведенных данным предприятием, на территорию других государств-членов или на экспорт;
г) государственного ветеринарного контроля (надзора) в отношении предприятия.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 (далее — Постановление N 327), Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии и осуществляет такие полномочия как государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, полномочия по осуществлению которого возложены Правительством Российской Федерации на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5.13 Раздела II Постановления N 327 Россельхознадзор осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2013 N 745 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» государственный контроль (надзор) осуществляет, в том числе, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в пределах своей компетенции в рамках государственного ветеринарного надзора.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2014 N 474 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции», государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» осуществляется, в том числе, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в пределах своей компетенции в рамках соответственно государственного ветеринарного надзора и регионального государственного ветеринарного надзора.
Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» утверждено Положение о государственном ветеринарном надзоре.
Пунктом 3 данного Положения определено, что Федеральный государственный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований в области ветеринарии, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок указанных органов и лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что федеральный государственный надзор осуществляет в том числе Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы:
-в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, предметом которой являются предназначенные для вывоза, ввезенные и перемещаемые транзитом через таможенную территорию Таможенного союза товары, включенные в «Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)», утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе»; в отношении подконтрольных товаров при осуществлении ветеринарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления;
-в отношении подконтрольных товаров при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, полномочия по осуществлению которого возложены Правительством Российской Федерации на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
При этом спорная продукция входит в единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), то есть является подконтрольным товаром.
Задачи и функции Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по вопросам государственного контроля (надзора) в закрепленной сфере деятельности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 «Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» (далее — Постановление N 201).
Пунктом 6 Постановления N 201 установлено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие функции:
а) проводит учет и анализ нарушений требований технических регламентов и других нормативных правовых документов в закрепленной сфере деятельности;
д) осуществляет надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами законодательства Российской Федерации в закрепленной сфере деятельности, в том числе:
надзор за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения;
надзор за соблюдением ветеринарного законодательства Российской Федерации при организации строительства (реконструкции, модернизации) объектов по производству и хранению животноводческой продукции, а также при вводе их в эксплуатацию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1009 «О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля» (далее — Постановление N 1009) распределены функции по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Вместе с тем Постановление N 1009 не вносит изменений в нормы Закона N 4979-1, Постановление N 327, определяющие понятия государственного ветеринарного надзора, предмет надзора и полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Из положений части 1 статьи 33 Закона N 184-ФЗ следует, что государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции или в отношении продукции и связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
На основании изложенного, довод Общества об отсутствии у территориальных управлений Россельхознадзора полномочий в рамках проведенной проверки и по вынесению оспариваемого постановления, является несостоятельным.
Также суд отклоняет довод Общества, изложенный в заявлении в суд и в ходе рассмотрения дела о пропуске ответчиком срока привлечения Общества к административной ответственности, поскольку, по мнению Общества, его следует исчислять с даты выработки спорной партии продукции.
Отношения, возникающие при применении и исполнении обязательных требований к продукции, регулируются Законом N 184-ФЗ.
Согласно статье 6 этого Закона технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» требования, которые должны обеспечить безопасность товара для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что в Особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.
В рассматриваемом случае в отобранной пробе молока сухого обезжиренного обнаружен антибиотик — линкомицин.
Как было указано выше, молочная продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасна; наличие остатков лекарственных препаратов в продовольственном сырье и продукции, изготовленной из него, не допускается, при этом любое нарушение требований ТР ТС к продукции влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровья граждан, поскольку ТР ТС разработаны в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителя относительно их назначения и безопасности.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей составляет один год со дня обнаружения административного правонарушения.
При названных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в данном случае Обществом совершено правонарушение, за которое срок давности привлечения к административной ответственности в силу частей 1 и 2 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год с момента его обнаружения.
Указанная правовая позиция изложена также, например, в постановлении Президиума ВАС РФ от 16.07.2013 N 1044/13 по делу N А45-19867/2012, из которого следует, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение по статье 14.43 КоАП РФ составляет один год с момента его обнаружения, а также в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2019 по делу N А72-3080/2019.
Общество просит суд, в случае установления вины заявителя во вменяемом ему административном правонарушении, снизить размер штрафа, так как он носит карательный характер, в период пандемии коронавируса снизилось количество контрагентов.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных, в том числе, с имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Суд учитывает доводы заявителя и считает возможным изменить оспариваемое постановление в части размера подлежащего уплате штрафа, установив его в сумме 150 000 руб. в соответствии с положениями ст. 30.7, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Суд также обращает внимание Общества на то, что ему предоставлено КоАП РФ право обратиться к ответчику с ходатайством о рассрочке уплаты штрафа.
Руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Изменить постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области N 03-46-УЛ/11 от 23.07.2020 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Молочные продукты «Русагро» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ в части размера подлежащего взысканию административного штрафа, установив его в сумме 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей 00 коп.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ульяновской области в течение 10 дней со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара.

Судья
М.А.СЕМЕНОВА