Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Свердловской области от 16.08.2019 № А60-26927/2019

Документ предоставлен КонсультантПлюс

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 августа 2019 г. по делу N А60-26927/2019

Резолютивная часть решения объявлена 09 августа 2019 года
Полный текст решения изготовлен 16 августа 2019 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.С. Новиковой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-26927/2019
по заявлению товарищества собственников жилья «Бакинских комиссаров, 95» (ИНН 6673206408, ОГРН 1096673011181, далее — товарищество «Бакинских комиссаров, 95»)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора по Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131, далее — департамент ГЖИСН)
о признании недействительным предписания от 25.02.2019 N 29-05-17-27.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В предварительном судебном заседании приняли участие представители:
товарищества «Бакинских комиссаров, 95» — Андреев А.И. (доверенность от 07.05.2018);
департамента ГЖИСН — Корольков Е.А. (доверенность от 26.12.2018 N 29-05-37-132).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Товарищество «Бакинских комиссаров, 95» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания департамента ГЖИСН от 25.02.2019 N 29-05-17-27.
Определением суда от 30.06.2019 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 05.08.2019.
В ходе судебного заседания заинтересованным лицом приобщен к материалам дела отзыв на заявление с приложением материалов проверки.
Суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству.
Определением суда от 08.08.2019 дело назначено к судебному разбирательству на 09.08.2019.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

департаментом ГЖИСН на основании приказа от 25.01.2019 N 29-05-15-27 проведена внеплановая документарная проверка в части соблюдения обязательных требований к установлению размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах, входящих в состав товарищества «Бакинских комиссаров, 95».
В ходе проверки выявлено, что включение в платежный документ на оплату жилищно-коммунальных услуг дополнительного сбора «Услуга по комфорту и безопасности» осуществляется в нарушение положений ч. 2 ст. 39, ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, подп. «б» п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491. Административный орган счел, что начисление платы за дополнительные услуги вне состава платы за содержание жилого помещения (отдельной строкой), а также в фиксированном размере (не соразмерно доле в праве общей собственности) противоречит указанным положениям законодательства Российской Федерации.
По результатам проверки департаментом ГЖИСН составлен акт проверки от 25.02.2019 N 29-05-16-27, 25.02.2019 товариществу «Бакинских комиссаров, 95» выдано предписание N 29-05-17-27, согласно которому в срок до 15.05.2019 необходимо прекратить начисление платы за дополнительную услугу «Услуги по комфорту и безопасности» собственникам помещений в многоквартирном доме N 95 по ул. Бакинских комиссаров в г. Екатеринбурге в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Полагая, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы, товарищество «Бакинских комиссаров, 95» обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, заслушав доводы лиц участвующих в деле и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, судом сделан вывод о том, что заявленные товариществом «Бакинских комиссаров, 95″ требования не подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В силу требований ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Следовательно, оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом.
Частью 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в частности, относятся:
принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами (п. 3 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации);
принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций), на заключение соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, и о лицах, уполномоченных на подписание указанных соглашений, а также о порядке получения денежных средств, предусмотренных указанными соглашениями на условиях, определенных решением общего собрания (п. 3.1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации);
другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 5 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 5 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Исходя из положений ч. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в ч. 2 ст. 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
По правилам подп. 2, 3 п. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 144, 145, 146 Жилищного кодекса Российской Федерации органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества. К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится, в том числе, установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.
Уставом товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания членов товарищества помимо указанных в части 2 настоящей статьи также может быть отнесено решение иных вопросов. Общее собрание членов товарищества собственников жилья имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества.
Решения общего собрания членов товарищества собственников жилья принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290. Услуги по комфорту и безопасности в этот минимальный и обязательный перечень не входят и могут оказываться на договорной основе в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Судом установлено, что совместное управление общим имуществом в многоквартирном доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бакинских комиссаров, д. 95 осуществляет товарищество «Бакинских комиссаров, 95».
По протоколу общего собрания членов товарищества «Бакинских комиссаров, 95» от 12.02.2018 N 1/2018 утвержден финансовый план (смета доходов и расходов) на управление, содержание и ремонт жилого дома N 95 по ул. Бакинских комиссаров в г. Екатеринбург на период с 01.01.2018 до даты утверждения нового финансового плана.
Согласно представленному товариществом «Бакинских комиссаров, 95» проверяющим проекту финансового плана (смете доходов и расходов) в п. 5 предусмотрено финансирование услуг, связанных с достижением целей управления, обеспечения безопасности и повышением комфортности проживания в доме: услуги по охране общего имущества, содержание домофона, ремонт отмостки из тротуарной плитки многоквартирного дома. При этом определено, что оплата за услуги по охране осуществляется исходя из взноса в размере 180 руб. с каждого из 187 жилых помещений в многоквартирном доме, общая стоимость услуги составляет 33 660 руб. в месяц, 403 902 руб. в год, поставщиком услуги является ЧОП «ЕКБ-групп». Оплата за услуги по содержанию домофона осуществляется исходя из взноса в размере 23 руб. с каждого из 187 жилых помещений в многоквартирном доме, общая стоимость услуги составляет 4301 руб. в месяц, 51 612 руб. в год, поставщиком услуги является индивидуальный предприниматель Нилов.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд соглашается с доводом департамента ГЖИСН о том, что представленное заявителем решение общего собрания членов товарищества «Бакинских комиссаров, 95» от 12.02.2018 N 1/2018 не может быть принято во внимание. При этом суд исходит из смысла разъяснений, изложенных в Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.11.2018 N 5-КГ18-178, согласно которым принятие решения об оказании собственникам многоквартирного дома дополнительных услуг, в частности услуг по комфорту и безопасности, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Это решение принимается с соблюдением процедуры и в форме, предусмотренными нормами жилищного законодательства; в таком решении должны быть определены перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. В этом решении общего собрания собственников также должно быть определено лицо, которое от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами.
В силу п. 5, 8 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, проект перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме составляется и представляется собственникам помещений в многоквартирном доме для утверждения в зависимости от способа управления многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответственно. Перечень услуг и работ должен содержать объемы, стоимость, периодичность и (или) график (сроки) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Материалы дела не позволяют сделать вывод о том, что при голосовании по вопросу об утверждении финансового плана (сметы доходов и расходов) собственники помещений многоквартирного дома были ознакомлены с указанным документом, согласились отдельно оплачивать дополнительную услугу по комфорту и безопасности с выделением такой суммы в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг. Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, определяются на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год. Однако решение вопроса об оказании дополнительной услуги и ее отдельной оплате утверждением сметы расходов не исчерпывается. Фактически жители многоквартирного дома, не обладая специальными знаниями в сфере исчисления платы за жилищно-коммунальные услуги, следовали законной обязанности утвердить смету расходов и доходов на очередной период и не имели возможности выразить свою позицию по отдельному вопросу относительно начисления и взимания платы за услугу по комфорту и безопасности.
При отсутствии соответствующего решения вывод административного органа о том, что начисление платы за дополнительные услуги вне состава платы за содержание жилого помещения (отдельной строкой) противоречит указанным положениям ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, является правомерным.
При таких обстоятельствах предписание прекратить начисление платы за дополнительную услугу «Услуги по комфорту и безопасности» собственникам помещений в многоквартирном доме N 95 по ул. Бакинских комиссаров в г. Екатеринбурге в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг является законным и признанию недействительным не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 — 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требований товарищества собственников жилья «Бакинских комиссаров, 95» о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора по Свердловской области от 25.02.2019 N 29-05-17-27 отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».
Выдача исполнительных листов производится не позднее пяти дней со дня вступления в законную силу судебного акта.
По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии 371-42-50.
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья
С.Е.КАЛАШНИК

——————————————————————