АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 июня 2017 г. по делу N А56-30221/2017
Резолютивная часть решения объявлена 27 июня 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 28 июня 2017 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Денисюк М.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сунгуровой С.О.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: открытого акционерного общества «Комбинат социального питания Колпинского района» (ОГРН: 5067847052334; адрес: 196655, г. Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Ижорского батальона, д. 25)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Колпинском районе Санкт-Петербурга
о признании недействительным решения N 202С04170034585 от 20.04.2017.
при участии
от заявителя: представитель Сухова Е.А. — доверенность от 25.04.2017
от заинтересованного лица: представитель Кулакова А.Н. — доверенность от 10.03.2017
установил:
Открытое акционерное общество «Комбинат социального питания Колпинского района» (далее — заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Колпинском районе Санкт-Петербурга от 20.04.2017 N 202С04170034585 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части штрафа в размере 254347 руб. 48 коп.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал заявленные требования. Представитель Управления возражал против удовлетворения заявления по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание и при отсутствии возражений сторон перешел к рассмотрению дела в судебном заседании суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее:
По результатам проведенной камеральной проверки представленного Обществом расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 2016 год, Управлением выявлено, что вышеуказанный расчет был представлен Обществом с нарушением срока, установленного подпунктом 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ), а именно расчет РВС-1 представлен по телекоммуникационным каналам связи 27.02.2017, при установленном сроке до 20.02.2017 (акт камеральной проверки от 17.03.2017 N 202С03170005895).
Решением Управления от 20.04.2017 N 202С04170034585 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 254347 руб. 48 коп.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона N 212-ФЗ (действовал до 01.01.2017) сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье — плательщики страховых взносов), отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В силу подпункта 1 пункта 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:
— в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, — расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей (пункт 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ).
Как установлено Управлением и не опровергнуто Обществом, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 2016 год (РВС-1) был представлен Обществом по телекоммуникационным каналам связи 27.02.2017, при установленном подпунктом 1 пункта 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ срока — до 20.02.2017.
Закон N 212-ФЗ, действовавший на момент совершения Обществом нарушения, утратил силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ.
С 01.01.2017 порядок исчисления и уплаты страховых взносов установлен главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 431 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Вместе с тем, в силу статьи 23 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 года, представляются в соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах Управление правомерно привлекло Общество к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ.
Однако, суд принимает во внимание следующее:
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной Постановлении от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Статьей 44 Закона N 212-ФЗ, утратившей силу с 01.01.2015 в связи с принятием Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ, предусматривалась возможность применения смягчающих обстоятельств судом или органом контроля за уплатой страховых взносов при привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Пункт 4 части 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ предписывал руководителю (заместителю руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в ходе рассмотрения материалов проверки выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Согласно подпункту «а» пункта 22 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» в пункт 4 части 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми указан закрытый перечень действий руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов при рассмотрении материалов проверки, в которые не включена возможность выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения. Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2015.
Вместе с тем постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт «а» пункт 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования», как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 — 3) и 55 (части 2 и 3).
В силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может. Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 19.01.2016 N 2-П указал, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
В данном случае при наличии факта нарушения Обществом законодательства Российской Федерации о страховых взносах суд принимает во внимание, что данное нарушение носит неумышленный характер, нарушение срока представления расчета составило 3 рабочих дня, суд также учитывает характер деятельности заявителя, отсутствие сведений о привлечении Общества ранее к ответственности за аналогичные нарушения, а также отсутствие сведений о наличии задолженности Общества по страховым взносам.
При таких обстоятельствах решение Управления от 20.04.2017 N 202С04170034585 подлежит признанию недействительным в части назначения Обществу штрафа в размере, превышающем 7000 руб.
Поскольку при рассмотрении заявления Общества по правилам главы 24 АПК РФ суд не пришел к выводу о незаконности решения Управления, указанное решение Управления отменено только в части размера штрафных санкций, а также принимая во внимание, что Управление лишено права самостоятельно рассматривать вопрос о снижении размера штрафа при рассмотрении дел о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, суд полагает, что снижение в судебном порядке размера штрафа, назначенного оспариваемым решением Управления, не может расцениваться как принятие судебного акта в пользу Общества. При таких обстоятельствах в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины подлежат оставлению на истце.
Руководствуясь статьями 167 — 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Колпинском районе Санкт-Петербурга от 20.04.2017 N 202С04170034585 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах недействительным в части назначения открытому акционерному обществу «Комбинат социального питания Колпинского района» штрафа в размере, превышающем 7000 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья
М.И.ДЕНИСЮК