РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОВЕРОЧНЫХ ЛИСТОВ
(СПИСКОВ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ)
I. Нормативные правовые акты и иные документы, предусматривающие использование Росприроднадзором проверочных листов
1. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ);
2. постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 N 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)»;
3. постановление Правительства Российской Федерации от 28.06.2017 N 762 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
4. постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре»;
5. постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 N 293 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр»;
6. постановление Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре»;
7. постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», которым утверждены, в том числе:
7.1. Положение о государственном надзоре в области охраны атмосферного воздуха;
7.2. Положение о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов;
7.3. Положение о федеральном государственном надзоре в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
7.4. Положение о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах;
8. постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)»;
9. постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 N 1391 «О государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения»;
10. постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 N 29 «О федеральном государственном охотничьем надзоре»;
11. приказ Росприроднадзора от 18.09.2017 N 447 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)» (зарегистрирован Минюстом России 09.11.2017, регистрационный N 48820);
12. паспорт реализации проектов стратегического направления «Реформа контрольной и надзорной деятельности» Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденный протоколом заседания Проектного комитета по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 21 февраля 2017 г. N 13(2).
II. Сроки введения проверочных листов (списков контрольных вопросов)
В соответствии с частью 11.1 статьи 9 Закона N 294-ФЗ положением о виде федерального государственного контроля (надзора) может быть предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора) проверочных листов (списков контрольных вопросов) (далее — проверочный лист).
Во исполнение данной нормы принято постановление Правительства Российской Федерации от 28.06.2017 N 762 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — постановление N 762) и установлена обязанность должностных лиц Росприроднадзора при проведении плановых проверок использовать проверочные листы.
Постановлением внесены изменения в 10 положений о видах федерального государственного экологического надзора.
Порядок применения проверочных листов при осуществлении плановых проверок в соответствии с изменениями, внесенными постановлением N 762:
Сроки введения
N
Виды надзора
Количество вопросов
С 20.11.2017
1.
федеральный государственный экологический надзор (общие вопросы)
56
2.
государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр
79
3.
государственный земельный надзор
11
4.
государственный надзор в области обращения с отходами
72
5.
государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха
29
6.
государственный надзор в области использования и охраны водных объектов
109
7.
государственный надзор за соблюдением требований к обращению с веществами, разрушающими озоновый слой
9
С 01.07.2018
8.
государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации
45
9.
государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации
50
10.
государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации
19
С 14.08.2018
11.
федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения
95
12.
федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания
27
13.
федеральный государственный пожарный надзор в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территориях федерального значения
17
14.
федеральный государственный охотничий надзор
77
15.
государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения
92
16.
государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал
47
17.
федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения
70
Необходимо отметить, что обязанности по использованию проверочных листов при осуществлении лицензионного контроля деятельности по обращению с отходами постановлением N 762 не устанавливалось.
III. Общие положения о применении проверочных листов
В соответствии с изменениями, внесенными в положения о видах государственного надзора, осуществляемых Росприроднадзором, проверочные листы содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения:
возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства;
угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Изменениями установлено, что предмет плановых проверок Росприроднадзора ограничен вопросами, содержащимися в форме проверочного листа.
Применение проверочных листов при проведении внеплановых проверок Законом N 294-ФЗ не предусмотрено.
В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) указываются, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов) (п. 5.1 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ).
IV. Порядок заполнения проверочных листов при проведении проверок
Частью 11.3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ установлено, что проверочные листы (списки контрольных вопросов) разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора) в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации, и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 N 177 утверждены общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов) (далее — общие требования), в том числе, в п. 4 установлены требования к содержанию формы проверочного листа (списка контрольных вопросов).
В соответствии с общими требованиями подготовлен приказ Росприроднадзора от 18.09.2017 N 447 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)».
В формах проверочных листов, утвержденных Росприроднадзором, предусматривается 3 варианта ответа на задаваемые юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вопросы: «да», «нет», либо «н/р» — требование на юридическое лицо/индивидуального предпринимателя не распространяется.
В случае, если в проверочном листе ставится отметка «нет», свидетельствующая о несоблюдении обязательного требования, то соответствующие пояснения по вопросу несоблюдения обязательного требования должны отражаться в п. 7 акта проверки «сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований».
Отметка «н/р» указывается в тех случаях, когда на проверяемое юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) не возложено обязанностей по исполнению соответствующего обязательного требования, например:
— проверяемое лицо не эксплуатирует объекты размещения, обезвреживания отходов либо эксплуатирует такие объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в этой связи отсутствует обязанность по получению заключения государственной экологической экспертизы) — вопрос 22 приложения 1;
— у проверяемого лица отсутствуют источники выбросов/сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (в этой связи отсутствует обязанность по получению соответствующих разрешительных документов) — вопросы 1, 5 приложения 5, вопрос 1 приложения 6;
— проверяемое лицо соблюдает предельно допустимые выбросы (в этой связи отсутствует обязанность по установлению временно согласованных выбросов) — вопрос 2 приложения 5.
Отдельные вопросы, включенные в проверочные листы, связаны с проверкой наличия у юридического лица, индивидуального предпринимателя документов.
В этой связи необходимо отметить, что в соответствии с п. 9 ст. 15 Закона N 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень (распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 N 724-р).
Проверочные листы заполняются по тем видам государственного надзора, которые указаны в п. 5 приказа Росприроднадзора (его территориального органа) о проведении проверки.
В случае, если в приказе предусмотрено проведение федерального государственного экологического надзора в части отдельных его видов (земельный надзор, геологический надзор и т.д.) заполнению подлежат форма проверочного листа по общим вопросам федерального государственного экологического надзора (приложение 1 к приказу Росприроднадзора «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)»), а также соответствующие формы по видам надзора.
В п. 4 формы проверочного листа указывается место проведения плановой проверки с заполнением проверочного листа и (или) используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем производственные объекты.
В случае проведения проверки по нескольким адресам или в отношении нескольких объектов все они должны быть указаны в п. 4 формы.
При перечислении проверяемых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, необходимо указывать присвоенные им при постановке на государственный учет коды.
В п. 4 формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемой при осуществлении федерального государственного экологического надзора, (приложение 1 к приказу) указываются все объекты юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые были проверены в ходе плановой проверки.
В п. 4 форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых при осуществлении отдельных видов федерального государственного экологического надзора (приложения 2 — 17 к приказу) указываются объекты юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые были проверены в рамках конкретного вида надзора (объекты, связанные с пользованием недрами; объекты земельных отношений, в отношении которых проводилась проверка; объекты, связанные с образованием и обращением с отходами, объекты, оказывающие негативное воздействие на атмосферный воздух, лесные участки, охотничьи угодья и т.д.).
Проверочный лист по результатам проверки по каждому направлению надзора заполняется один, независимо от количества адресов мест осуществления деятельности и производственных объектов у проверяемого лица.
V. Оформление результатов проверки с использованием проверочного листа
При проведении проверки с использованием проверочного листа заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист прикладывается к акту проверки (ч. 11.5 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Проверочный лист должен быть оформлен вместе с актом проверки непосредственно после завершения проверки.
Экземпляр акта проверки с приложением копии проверочного листа вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю.
В случае отсутствия уполномоченных представителей юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт (с приложением копии проверочного листа) направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Согласно ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки (в том числе, с информацией, указанной в проверочном листе), в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора) в письменной форме возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений.
VI. Выводы
Применение проверочных листов не приведет к предъявлению дополнительных требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям при проведении проверок, поскольку, как и до их применения, должностными лицами Росприроднадзора будет проверяться соответствие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей существующим обязательным требованиям.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее — КоАП РФ) юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ.
Применение проверочных листов позволит сделать проверки более прозрачными, так как предмет проверки четко определен до ее начала и известен как проверяемому лицу, так и государственному инспектору.
Проводится анализ применения проверочных листов, в том числе:
— выявление фактов чрезмерного административного давления на проверяемых лиц;
— выявление избыточных, устаревших, дублирующих обязательных требований;
— ведение статистики нарушений обязательных требований;
— профилактика нарушений путем самооценки выполнения обязательных требований.
Формы проверочных листов опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/ и официальном сайте Росприроднадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Формы проверочных листов могут быть использованы для разработки и размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» интерактивных сервисов для проведения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями самопроверки соблюдения обязательных требований.
——————————————————————