ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 апреля 2016 г. N 559-р
1. Утвердить план мероприятий («дорожную карту») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 — 2017 годы (далее — план).
2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, являющихся ответственными исполнителями и соисполнителями мероприятий плана:
обеспечить реализацию плана;
представить в двухнедельный срок в Правительство Российской Федерации информацию о заместителе руководителя, персонально ответственном за реализацию плана, а также планы-графики реализации плана;
представлять ежеквартально, до 1-го числа последнего месяца квартала, в Минэкономразвития России информацию о ходе реализации плана с приложением разрабатываемых и принятых нормативных правовых актов и иных документов.
3. Минэкономразвития России представлять:
ежеквартально, до 15-го числа последнего месяца квартала, с учетом информации, указанной в абзаце четвертом пункта 2 настоящего распоряжения, доклад в Правительство Российской Федерации и проект доклада Президенту Российской Федерации о ходе реализации плана;
при рассмотрении подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы вопросов, связанных с реализацией плана, оценку рисков возможного недостижения результатов реализации плана.
4. Установить, что внесение изменений в план осуществляется по решению Правительственной комиссии по проведению административной реформы без внесения изменений в настоящее распоряжение.
5. В случае одобрения Правительственной комиссией по проведению административной реформы предложений, разработка которых предусмотрена планом, план дополняется планом-графиком по реализации указанных предложений.
6. Минэкономразвития России, Министру Российской Федерации Абызову М.А., Минюсту России и Минфину России с учетом мероприятий плана, предусмотренных к реализации во II квартале 2016 г., внести до 1 июня 2016 г. в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утвержден
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 1 апреля 2016 г. N 559-р
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ («ДОРОЖНАЯ КАРТА») ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2016 — 2017 ГОДЫ
I. Общие положения
1. Реализация плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 — 2017 годы (далее — «дорожная карта») направлена на повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, в том числе посредством внедрения в деятельность контрольно-надзорных органов риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении контрольно-надзорной деятельности.
Подконтрольные субъекты осуществляют свою деятельность в различных сферах государственного контроля (надзора). В большинстве сфер действуют крупные и малые предприятия, как использующие современные технологии, так и работающие на устаревшем оборудовании.
Правовая система, как правило, обязывает контрольно-надзорные органы осуществлять с определенной периодичностью сплошную проверку подконтрольных субъектов, что зачастую приводит к неэффективному расходованию ресурсов. Одновременно складывается ситуация, при которой количество подконтрольных субъектов превышает потенциальные возможности контрольно-надзорного органа по их проверке, что, в свою очередь, приводит к отсутствию возможности обеспечить безопасность результатов деятельности подконтрольных субъектов путем государственного контроля.
Мировая практика свидетельствует об активном использовании методов оценки риска в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности с одновременным повышением уровня эффективности контрольно-надзорной деятельности уполномоченных органов исполнительной власти. Кроме того, использование в административной практике методов оценки риска позволяет более точно учитывать особенности осуществления хозяйственной деятельности в той или иной сфере производства или оказания услуг.
В связи с этим необходимо внедрение дифференцированного подхода к проведению контрольных мероприятий в зависимости от степени риска причинения субъектами хозяйственной деятельности вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, который позволит существенно повысить эффективность расходования ресурсов на функционирование контрольно-надзорных органов путем сосредоточения усилий инспекторского состава государственного надзора на наиболее значимых направлениях.
Введение дифференцированного подхода должно сопровождаться сокращением количества подконтрольных субъектов и отказом от всеобъемлющего контроля, при котором контрольным мероприятиям подлежат все субъекты. Необходимо переходить к проверкам в зависимости от степени риска работы предприятия с передачей подконтрольных субъектов с минимальным риском деятельности в сферу саморегулирования и уведомительного характера деятельности.
Система отчетности и оценки эффективности деятельности контрольно-надзорных органов строится на количественных показателях выявленных нарушений и санкций. Такая система стимулирует инспекторов не к предотвращению ущерба, а к обязательному выявлению нарушений и наказанию предпринимателей и иных подконтрольных субъектов. В связи с этим способами поддержки бизнеса и содействия его ведению в соответствии с законодательством Российской Федерации являются переход от оценки результативности и эффективности контрольно-надзорных органов, основанной на количестве выявленных нарушений и размере санкций, к оценке размера предотвращенного ущерба как в результате контрольно-надзорных мероприятий, так и в ходе профилактики нарушений, а также разъяснение содержания обязательных требований, подлежащих соблюдению.
Требование к контрольно-надзорному органу включать в отчет, ежегодно формируемый в соответствии с законодательством Российской Федерации, описание общественно значимой формы контроля (плановых (внеплановых) проверок) направлено на сокращение числа проверок при одновременном расширении использования иных форм контроля, не требующих непосредственного взаимодействия между проверяющими и проверяемыми.
Сокращение количества проверок и снижение административного давления на бизнес при одновременном повышении уровня защищенности охраняемых законом ценностей станет следствием реализации всего комплекса мероприятий «дорожной карты».
2. Целями «дорожной карты» являются:
повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах производства или оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;
снижение при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля административных и финансовых издержек граждан и организаций, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности, в том числе путем исключения существующих и предотвращения установления новых избыточных контрольно-надзорных функций, избыточных и устаревших обязательных требований, а также обеспечения соответствия обязательных требований достижениям науки, техники и уровню развития экономики;
оптимизация использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Направленность на достижение указанных целей необходимо учитывать при реализации мероприятий, предусмотренных разделом III «дорожной карты».
Итогами реализации мероприятий «дорожной карты» в 2016 году станут разработка и внесение в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации, а также подготовка предложений об исключении избыточных и дублирующих контрольных функций.
3. Мероприятия «дорожной карты» реализуются с учетом опыта внедрения реализованных в пилотном порядке мероприятий в деятельность федеральных органов исполнительной власти.
4. По итогам реализации мероприятий «дорожной карты» в 2016 году подкомиссия по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы представляет в Правительство Российской Федерации предложения об утверждении перечня мероприятий, подлежащих реализации в 2017 году.
5. Подготовка докладов, разработка которых предусмотрена «дорожной картой», осуществляется с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей, в частности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» и Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
II. Общая характеристика и основные результаты
Реализация мероприятий «дорожной карты» осуществляется по направлениям, указанным как наименования подразделов в разделе III «дорожной карты».
Фактором повышения эффективности государственного управления через оптимизацию контрольно-надзорной функции государства является переход при организации и осуществлении мероприятий по контролю к использованию риск-ориентированного подхода, который используется в большинстве развитых стран мира.
Мировой опыт использования риск-ориентированного подхода свидетельствует, что его применение позволило сократить общее количество проверок от 30 до 90 процентов, а отдельные категории бизнеса и вовсе освободить от необходимости прохождения плановых проверок. При этом было обеспечено сохранение или даже повышение уровня безопасности в подконтрольной сфере.
Переход от применения подхода всеобъемлющего контроля (надзора) к дифференцированному подходу планирования проверок в зависимости от уровня риска причинения вреда охраняемым законом ценностям позволяет увеличить процент охвата потенциальных нарушителей обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям, и одновременно снизить нагрузку на подконтрольные субъекты, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда таким ценностям.
Поэтапное внедрение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) осуществляется в соответствии с мероприятиями, предусмотренными подразделом I раздела III «дорожной карты». В рамках начального этапа, первой половины 2016 г., проводится работа по апробированию (пилотному внедрению) положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В связи с этим будут определены федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, а также виды государственного контроля (надзора), реализуемые указанными контрольно-надзорными органами, с применением риск-ориентированного подхода, и приняты соответствующие правовые акты. С учетом опыта внедрения в 2016 году риск-ориентированного подхода предусматривается подготовить методические рекомендации и типовой план федерального органа исполнительной власти по внедрению риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) для использования на следующем этапе такого подхода с принятием соответствующих нормативных правовых актов. С учетом реализации указанных мероприятий на следующем этапе планируется подготовить предложения о расширении сфер применения риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности. Помимо использования риск-ориентированного подхода при планировании контрольно-надзорной деятельности такой подход необходимо расширить и на случаи принятия решений о проведении внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, что снизит количество неэффективных и безрезультативных мероприятий контроля (надзора), проводимых во внеплановом порядке.
Результатами реализации мероприятий, предусмотренных подразделом I раздела III «дорожной карты», являются:
реализация пилотного проекта по внедрению риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора);
принятие соответствующих нормативных правовых актов в целях применения риск-ориентированного подхода при проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий;
создание правовых условий и необходимого методического обеспечения для применения риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении всех видов государственного контроля (надзора) начиная с 2018 года.
Мероприятия по совершенствованию процессуальных форм осуществления контрольно-надзорной деятельности (мероприятий по контролю) предусмотрены подразделом II раздела III «дорожной карты». Необходимость реализации указанных мероприятий обусловлена потребностью в совершенствовании отдельных положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом правоприменительной практики. Статистика показывает устойчивую тенденцию к снижению общего количества проверок. В 2012 году проведено 2,9 млн. проверок, в 2013 году — 2,6 млн. проверок, в 2014 году — менее 2,4 млн. проверок. При этом ежегодно доля охвата подконтрольных субъектов, в отношении которых проводятся проверки по наиболее массовым видам контроля, в общем количестве подконтрольных субъектов не превышает 17,5 процента. При этом средняя доля охвата подконтрольных субъектов, в отношении которых проводятся проверки, в общем количестве подконтрольных субъектов составляет 2,6 процента. Таким образом, для контрольно-надзорных органов теоретически достигнуть возможного уровня проведения проверок одной трети подконтрольных субъектов в год невозможно.
Последовательное внедрение риск-ориентированного подхода требует расширения арсенала инструментов, применяемых контрольно-надзорными органами, в первую очередь осуществляемых без взаимодействия этих органов с юридическими лицами. Предусматривается принятие соответствующих нормативных правовых актов для осуществления новых видов мероприятий по контролю и инструментов контрольно-надзорной деятельности, включая мониторинговые мероприятия, контрольную закупку, проверочные листы (списки контрольных вопросов), использование которых необходимо для реализации риск-ориентированного подхода. Также планируется расширить применение единого реестра проверок.
Отдельное внимание будет уделено предложениям о совершенствовании механизмов досудебного (внесудебного) разрешения споров, возникающих в ходе и по итогам проведения мероприятий по контролю.
В целях совершенствования деятельности контрольно-надзорных органов на основе правоприменительной практики необходимо разработать методические рекомендации по повышению эффективности и результативности проверок.
Результатами реализации мероприятий, предусмотренных подразделом II раздела III «дорожной карты», являются:
принятие актов о порядке осуществления мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия контрольно-надзорных органов с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также о новых формах осуществления контрольно-надзорной деятельности, в том числе мониторинговых мероприятиях и контрольной закупке;
расширение сферы применения единого реестра проверок;
внесение изменений в положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», препятствующие его эффективной реализации на практике;
расширение перечня оснований для внесения изменений в планы проведения проверок;
утверждение Правительством Российской Федерации положений об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) по каждому виду такого контроля (надзора).
В настоящее время система оценки деятельности контрольно-надзорных органов ограничивается показателями эффективности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, не отражающими вклад контрольно-надзорных органов в достижение социально и экономически значимых результатов.
Система оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по государственному контролю (надзору), должна быть направлена на снижение негативных социальных или экономических эффектов (общественно опасных последствий), возникающих в результате несоблюдения законодательства Российской Федерации объектами контроля и надзора, а также на достижение оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов государства и минимизацию неоправданного вмешательства в деятельность подконтрольных субъектов.
Мероприятия по разработке и внедрению системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по государственному контролю (надзору), предусмотрены подразделом III раздела III «дорожной карты». В целях создания такой системы главным приоритетом контрольно-надзорных органов является повышение уровня безопасности в соответствующих сферах в соответствии с показателями достижения общественно значимого результата. Формирование таких показателей потребует дополнительного анализа и четкого формулирования отраслевых рисков, на минимизацию которых направлено принятие государством и органами местного самоуправления обязательных требований и введение соответствующих видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. При этом соответствие показателей таким рискам должно быть одним из критериев актуализации обязательных требований, предусмотренных подразделом IV раздела III «дорожной карты». Дополнительные показатели результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по государственному контролю (надзору), обеспечат пропорциональность между принимаемыми органом контроля (надзора) административными мерами принудительного характера и задачами развития предпринимательской инициативы и содействия повышению экономической активности в целом. В системе показателей должны отражаться не только характеристики проверок и их непосредственного результата, но и иных мер государственного контроля (надзора), в том числе носящих профилактический характер.
На первом этапе разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по государственному контролю (надзору), предусматривается принятие основных направлений разработки и внедрения такой системы, включающих в себя базовую модель оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по государственному контролю (надзору), и плана-графика реализации пилотного проекта. Основные направления и план-график утверждаются актом Правительства Российской Федерации, в связи с чем в «дорожной карте» детальные сроки проведения этих мероприятий не приводятся. В то же время возможны разработка для всех видов федерального государственного контроля (надзора) верхнеуровневых показателей результативности и их утверждение указом Президента Российской Федерации. В случае признания результатов указанных мероприятий успешными, а также в случае выработки рабочей модели декомпозиции показателей оценки по всем уровням деятельности контрольно-надзорного органа (от руководителя до конкретного инспектора) в 2017 году в «дорожную карту» при необходимости вносятся изменения, предусматривающие мероприятия по применению результатов оценки в кадровой работе, в том числе в контексте материального и нематериального стимулирования соответствующих государственных служащих.
Результатами реализации мероприятий, предусмотренных подразделом III раздела III «дорожной карты», являются:
разработка системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), а также проведение ее апробации применительно к видам государственного контроля (надзора);
подготовка предложений о корректировке показателей и методики оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности с учетом проведенной их практической апробации, а также о дальнейшем их внедрении в деятельность органов государственного контроля (надзора) и органов муниципального контроля;
закрепление показателей результативности для всех видов федерального государственного контроля (надзора);
создание правовых и методических условий для внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в органах государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Предметом контрольно-надзорного мероприятия является оценка соответствия подконтрольного субъекта обязательным требованиям. Зачастую предприниматель или иной подконтрольный субъект не в состоянии обеспечить соблюдение всех обязательных требований по причине их информационной недоступности, противоречия друг другу либо в силу того, что обязательные требования устарели и не могут быть выполнены без чрезмерных экономических затрат. Во многих случаях соблюдение обязательных требований не влияет на уровень безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности.
Проведение работы по систематизации и актуализации обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю, а также работы по обеспечению их доступности для хозяйствующих субъектов осуществляется в соответствии с мероприятиями, предусмотренными подразделом IV раздела III «дорожной карты», с учетом конкретных видов государственного контроля (надзора). Выявленные в ходе систематизации избыточные, устаревшие или не соответствующие достижениям науки, техники и уровню развития экономики обязательные требования подлежат устранению.
Результатами реализации мероприятий, предусмотренных подразделом IV раздела III «дорожной карты», являются:
выявление и устранение устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, соблюдение которых оценивалось при проведении мероприятий по контролю;
составление, утверждение и размещение для каждого вида государственного контроля на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю, и их регулярное обновление;
размещение федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрольно-надзорные полномочия, на официальных сайтах в сети «Интернет» правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю, а также их регулярное обновление.
Комплексное реформирование сферы контрольно-надзорной деятельности невозможно без изменения систем мотивации контрольно-надзорных органов, работу которых необходимо оценивать не по числу найденных нарушений и наложенных штрафов, а по уровню безопасности общественных отношений, их защищенности в контролируемой сфере деятельности. В связи с этим одной из задач является реализация комплекса мер по налаживанию системной профилактической работы, ориентированной на соблюдение поднадзорными субъектами предъявляемых требований, а не только на наказание за нарушение таких требований.
Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушения обязательных требований, предусмотрены подразделом V раздела III «дорожной карты». В рамках указанных мероприятий предусматриваются разработка методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, принятие органами контроля (надзора) и реализация соответствующих планов проведения профилактических мероприятий, а также проработка необходимости дополнительной законодательной регламентации вопросов о реализации органами контроля (надзора) профилактических мероприятий. Подготовку и реализацию таких мероприятий планируется проводить в сотрудничестве с общественными советами, созданными при органах государственного контроля (надзора), объединениями предпринимателей, представителями Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также с объединениями по защите прав потребителей.
Повышению информированности хозяйствующих субъектов о предъявляемых к ним обязательных требованиях способствует формирование и опубликование перечней типовых нарушений обязательных требований по каждому виду государственного контроля (надзора), а в наиболее комплексных сферах государственного контроля (надзора) — по видам проверяемых предприятий (видам контролируемой деятельности). Такие типовые нарушения предусматривается классифицировать (дифференцировать) по степени риска причинения вреда вследствие нарушений обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений, что позволит сделать более прозрачным принятие решений, связанных с применением санкций за нарушение обязательных требований. Реализация этого мероприятия станет важной предпосылкой для актуализации обязательных требований и применения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности. Составной частью профилактической деятельности контрольно-надзорного органа является обобщение практики контрольно-надзорной деятельности. Предусматривается также принятие нормативных правовых актов, предусматривающих порядок вынесения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, что позволит, с одной стороны, расширить профилактический инструментарий контрольно-надзорных органов, а с другой стороны, снизить издержки как контрольно-надзорных органов, так и подконтрольных субъектов на проведение в более сложных процессуальных формах проверок поступающей информации о нарушении обязательных требований.
Результатами реализации мероприятий, предусмотренных подразделом V раздела III «дорожной карты», являются:
подготовка и реализация по каждому виду государственного контроля (надзора) программы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований;
подготовка предложений о принятии нормативных правовых актов, предусматривающих положения, регулирующие вопросы организации и проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований;
составление перечня типовых нарушений обязательных требований с их классификацией по тяжести последствий (размеру причиненного вреда охраняемым законом ценностям) по каждому виду государственного контроля (надзора);
проведение на регулярной основе органами государственного контроля (надзора) обобщения практики контрольно-надзорной деятельности и размещение результатов такого обобщения на официальных сайтах в сети «Интернет»;
принятие нормативных правовых актов, предусматривающих возможность вынесения контрольно-надзорными органами предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Проработка концептуальных вопросов организации системы контрольно-надзорных органов и видов государственного контроля (надзора) осуществляется в соответствии с мероприятиями, предусмотренными подразделом VI раздела III «дорожной карты». В настоящее время только на федеральном уровне насчитывается более 30 федеральных контрольно-надзорных органов, а также более 10 тыс. региональных и муниципальных органов контроля. На федеральном уровне действует более 96 тыс. инспекторов. Во многих случаях их деятельность дублирует друг друга, а многие важные функции, наоборот, ресурсно не обеспечены и выполняются неэффективно. В рамках реализации мероприятий, предусмотренных указанным подразделом, планируется выработать предложения о структуре (матрице) функций и полномочий контрольно-надзорных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровне, формировании типовой модели организации контрольно-надзорной деятельности на региональном и муниципальном уровнях, составить сводный перечень видов государственного контроля (надзора) и видов муниципального контроля, а также разработать порядок изменения указанного перечня и совершенствования нормативного правового регулирования каждого вида государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
По результатам мероприятий, предусмотренных подразделом VI раздела III «дорожной карты», планируется принятие акта о сводном перечне осуществляемых в Российской Федерации видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Развитию кадрового потенциала контрольно-надзорных органов, направленному на создание компетенций по подготовке соответствующей методологической базы и ее последующему применению, способствует успешное комплексное реформирование сферы контрольно-надзорной деятельности.
Внедрение новых методов и форм контрольно-надзорной деятельности, а также переход на использование риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении контрольно-надзорной деятельности требуют соответствующей подготовки кадров контрольно-надзорных органов.
Мероприятия по обеспечению научно-методического сопровождения контрольно-надзорной деятельности и подготовке кадров для контрольно-надзорных органов предусмотрены подразделом VII раздела III «дорожной карты». В рамках этих мероприятий планируются совершенствование системы подготовки кадров в интересах контрольно-надзорных органов, организация научных исследований в целях определения рисков, обеспечение внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, а также организация дополнительного профессионального образования для сотрудников контрольно-надзорных органов.
Результатами реализации мероприятий, предусмотренных подразделом VII раздела III «дорожной карты», являются:
разработка квалификационных требований к работникам органов государственного и муниципального контроля (надзора);
организация дополнительного профессионального образования для руководителей федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), их территориальных подразделений и инспекторского состава указанных органов в части использования при организации и проведении контрольно-надзорных мероприятий риск-ориентированного подхода, в том числе по обучению методикам анализа риска и формирования количественных и качественных характеристик и показателей отнесения объектов государственного и муниципального контроля (надзора) к той или иной категории риска.
Повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности и переход на новые принципы ее организации невозможен без всестороннего изучения вопроса о построении комплексного информационно-коммуникационного обеспечения контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации. Так, организация эффективной системы оценки рисков и управления ими предусматривает проведение анализа большого объема данных, в частности, о характеристиках подконтрольных субъектов и результатах их предыдущих проверок, что принципиально невозможно без внедрения современных информационно-коммуникационных технологий.
В связи с этим мероприятия, связанные с развитием федеральных государственных информационных систем, в частности федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», единого реестра проверок, федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», государственной автоматизированной информационной системы «Управление», ведомственных государственных информационных систем контрольно-надзорных органов, используемых для информационно-аналитического обеспечения контрольно-надзорной деятельности, а также для обеспечения межведомственного взаимодействия при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, предусмотрены подразделом VIII раздела III «дорожной карты».
По результатам реализации мероприятий, предусмотренных подразделом VIII раздела III «дорожной карты», планируется обеспечить на основе общих стандартов и методических подходов необходимый уровень информационного взаимодействия органов государственного контроля (надзора) и используемых ими информационных систем при планировании и осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора), автоматизировать постоянные и однообразные процессы, осуществляемые инспекторским составом, повысить обоснованность принимаемых ими в рамках риск-ориентированного подхода решений, автоматизировать сбор и анализ сводной информации об осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, а также повысить доступность указанной информации для хозяйствующих субъектов и граждан.
В целях обеспечения комплексного подхода к реформированию системы контрольно-надзорной деятельности необходимо осуществить мероприятия по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности, предусмотренные поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также принять меры по контролю за их реализацией в установленном порядке в соответствии с подразделом IX раздела III «дорожной карты».
III. Перечень мероприятий, подлежащих реализации
Наименование мероприятия
Срок исполнения
Вид документа
Ответственные исполнители
I. Внедрение риск-ориентированного подхода при организации и проведении контрольно-надзорных мероприятий
1.
Определение видов государственного контроля (надзора), осуществляемых с применением риск-ориентированного подхода на начальном этапе указанного подхода (при организации и осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в 2017 году)
апрель 2016 г.
проект постановления Правительства Российской Федерации
Минэкономразвития России,
МЧС России,
Роспотребнадзор,
Роструд,
Роскомнадзор
2.
Определение правил отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности (вместе с возможностями изменения установленной интенсивности проведения мероприятий по контролю)
апрель 2016 г.
проект постановления Правительства Российской Федерации
Минэкономразвития России,
МЧС России,
Роспотребнадзор, Роструд,
Роскомнадзор с участием Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
3.
Определение критериев отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности
апрель 2016 г.
проект постановления Правительства Российской Федерации
Минэкономразвития России,
МЧС России,
Роспотребнадзор,
Роструд,
Роскомнадзор с участием Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
4.
Определение методик расчета значений показателей, используемых для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, оценки вероятности их несоблюдения в целях отнесения объектов контроля к определенной категории риска
май 2016 г. (при необходимости — с учетом выполнения мероприятий, предусмотренных позициями 2 и 3 настоящего раздела)
проекты ведомственных актов
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей (Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей»,
Общероссийская общественная организация «ОПОРА РОССИИ», Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» (далее — общероссийские общественные объединения предпринимателей)
5.
Законодательное закрепление возможности использования риск-ориентированного подхода при организации и проведении внеплановых проверок
II квартал 2016 г.
проект федерального закона
Минэкономразвития России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
6.
Подготовка методических рекомендаций и типового плана федерального органа исполнительной власти по внедрению риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) (по итогам реализации начального этапа внедрения риск-ориентированного подхода в федеральных органах исполнительной власти)
февраль 2017 г.
проект методических рекомендаций и проект типового плана по внедрению риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), проекты планов по внедрению риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), представленные в подкомиссию по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (далее — подкомиссия по совершенствованию контрольно-надзорных функций)
Минэкономразвития России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
7.
Подведение итогов реализации применения отдельными федеральными органами исполнительной власти риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора), определение видов государственного контроля (надзора), осуществляемых с применением риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении контрольно-надзорных мероприятий начиная с 2018 года
март 2017 г.
доклад в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций
Минэкономразвития России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
8.
Проведение семинаров по обмену лучшими практиками по вопросам совершенствования контрольно-надзорной деятельности между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрольно-надзорные полномочия, в том числе в сфере использования риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении контрольно-надзорной деятельности
июнь 2016 г., далее — раз в полгода
доклад в Правительство Российской Федерации
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
II. Совершенствование процессуальных форм и процедур осуществления контрольно-надзорной деятельности (мероприятий по контролю)
9.
Подготовка методических рекомендаций по повышению результативности и эффективности проверок
апрель 2016 г.
проект методических рекомендаций по повышению результативности и эффективности проверок, представленный в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций
Минэкономразвития России
10.
Совершенствование законодательных процедур организации и проведения проверок в целях исключения возможностей уклонения недобросовестных хозяйствующих субъектов от проведения проверок
июнь 2016 г.
проект федерального закона
Минэкономразвития России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей
11.
Дополнительное законодательное регулирование порядка проведения плановых (рейдовых) осмотров в целях установления гарантий прав хозяйствующих субъектов
июнь 2016 г.
проект федерального закона
Минэкономразвития России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей
12.
Законодательное закрепление порядка проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия контрольно-надзорных органов с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, закрепление новых форм осуществления контрольно-надзорной деятельности, в том числе мониторинговых мероприятий и контрольной закупки
II квартал 2016 г.
проект федерального закона
Минэкономразвития России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей
13.
Совершенствование порядка запроса контрольно-надзорными органами документов и (или) информации, которые находятся в распоряжении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, урегулирование порядка перехода документарной проверки в выездную в связи с невозможностью завершения документарной проверки
июнь 2016 г.
проект федерального закона
Минэкономразвития России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей
14.
Законодательное урегулирование порядка исчисления сроков при назначении, проведении и окончании проверки
июнь 2016 г.
проект федерального закона
Минэкономразвития России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей
15.
Законодательное закрепление возможности использования проверочных листов (контрольных списков вопросов) при осуществлении государственного контроля (надзора), обязательности их использования для отдельных видов проверяемых субъектов
июнь 2016 г.
проект федерального закона
Минэкономразвития России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия
16.
Расширение перечня оснований для внесения изменений в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
июль 2016 г.
проект постановления Правительства Российской Федерации
Минэкономразвития России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей
17.
Внесение изменений в акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с целью учета изменений федеральных законов
согласно планам мероприятий по реализации федеральных законов
проекты постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, проекты приказов федеральных органов исполнительной власти
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативное правовое регулирование в установленной сфере деятельности, Минэкономразвития России
18.
Подготовка предложений по совершенствованию механизмов досудебного (внесудебного) разрешения споров, возникающих в ходе и по итогам проведения мероприятий по контролю
ноябрь 2016 г.
доклад в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций
Министр Российской Федерации Абызов М.А.,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия,
Минэкономразвития России,
Минюст России
19.
Внесение изменений в типовую форму приказа о проведении проверки в части совершенствования порядка организации и проведения проверок
сентябрь 2016 г.
проекты ведомственных актов
Минэкономразвития России
20.
Законодательное закрепление необходимости принятия положения о каждом виде государственного контроля (надзора), административного регламента осуществления каждого вида государственного контроля (надзора), установление их структуры и содержания
июнь 2016 г.
проект федерального закона
Минэкономразвития России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия
21.
Нормативное правовое закрепление включения в единый реестр проверок информации о проверках, проводимых:
ФАС России при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства;
Минюстом России при осуществлении проверок в сфере нотариата;
органами государственного контроля (надзора) в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (кроме контроля в финансово-бюджетной сфере и контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе)
июнь 2016 г.
проект федерального закона
Минэкономразвития России,
ФАС России,
Минюст России
сентябрь 2016 г.
проект постановления Правительства Российской Федерации
22.
Поэтапное размещение (в период до конца 2018 года) в едином реестре проверок информации:
о проверках по всем видам контроля (надзора), не подпадающих под действие норм Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», за исключением тех из них, которые связаны с обеспечением обороны страны, национальной безопасности Российской Федерации и защитой от терроризма;
о таких видах контрольно-надзорных мероприятий (помимо проверок), которые создают юридически значимые последствия для подконтрольных субъектов
февраль 2017 г., далее — раз в полгода
доклад в Правительство Российской Федерации (с планом-графиком поэтапного размещения)
Минэкономразвития России,
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия
23.
Внесение изменений в методические рекомендации по повышению результативности и эффективности проверок по итогам внесения изменений в законодательство о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле
март 2017 г.
методические рекомендации, рассмотренные подкомиссией по совершенствованию контрольно-надзорных функций и одобренные Правительственной комиссией по проведению административной реформы
Минэкономразвития России
III. Разработка и внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорных органов
24.
Определение основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и органов, ее осуществляющих, и плана-графика реализации пилотного проекта по разработке и внедрению системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и органов, ее осуществляющих
апрель 2016 г.
проект распоряжения Правительства Российской Федерации
Минэкономразвития России
25.
Реализация мероприятий пилотного проекта, направленных на разработку и внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и органов, ее осуществляющих, включая формирование системы сбора информации о результативности и эффективности исполнения контрольно-надзорных функций
в соответствии с планом-графиком по реализации мероприятий пилотного проекта
план-график по реализации мероприятий пилотного проекта
Минэкономразвития России,
МЧС России,
Рослесхоз,
Роспотребнадзор,
ФМБА России,
Росздравнадзор,
Россельхознадзор,
Ростехнадзор,
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
26.
Обобщение итогов реализации пилотного проекта с предложениями о корректировке и дальнейшем внедрении системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и органов, ее осуществляющих, с проектом акта Правительства Российской Федерации, в том числе учитывающим необходимость закрепления ожидаемых конечных общественно значимых и ключевых показателей результативности и эффективности в документах стратегического планирования, а также с предложениями о необходимости установления показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и органов, ее осуществляющих, в нормативном правовом акте Президента Российской Федерации
сентябрь 2016 г.
доклад в Правительство Российской Федерации
Минэкономразвития России,
МЧС России,
Рослесхоз,
Роспотребнадзор,
ФМБА России,
Росздравнадзор,
Россельхознадзор,
Ростехнадзор,
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
27.
Определение показателей результативности осуществления федерального государственного контроля (надзора)
ноябрь 2016 г.
проект указа Президента Российской Федерации
Минэкономразвития России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей
28.
Внедрение системы оценки эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности и органов, ее осуществляющих, применительно ко всем видам государственного контроля (надзора)
в течение года со дня принятия Указа Президента Российской Федерации, предусмотренного позицией 27 настоящего раздела
доклад в Правительство Российской Федерации
Минэкономразвития России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
IV. Систематизация и актуализация обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю, включая исключение устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований
29.
Разработка методических рекомендаций по составлению перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора), а также типовой формы перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю
июнь 2016 г.
проекты методических рекомендаций и типовой формы перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, представленные для одобрения в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций
Минэкономразвития России,
Минюст России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
30.
Составление перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, размещение их на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, в сети «Интернет» и регулярное обновление информации об указанных актах
2-месячный срок со дня одобрения подкомиссией по совершенствованию контрольно-надзорных функций методических рекомендаций, указанных в позиции 29 настоящего раздела
проекты ведомственных актов, доклады федеральных органов исполнительной власти в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей
31.
Размещение текстов правовых актов, содержащих обязательные требования, на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, в сети «Интернет»
4-месячный срок со дня одобрения подкомиссией по совершенствованию контрольно-надзорных функций методических рекомендаций, указанных в позиции 29 настоящего раздела
доклад в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия
32.
Оценка полноты перечня и текстов правовых актов, содержащих обязательные требования, размещенных на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, в сети «Интернет»
декабрь 2016 г., далее — по мере необходимости с ежегодным представлением докладов
доклад в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций
рабочая группа по совершенствованию нормативно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности подкомиссии по совершенствованию контрольно-надзорных функций,
Минэкономразвития России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
33.
Разработка предложений по установлению порядка составления перечня обязательных требований, в том числе по исключению устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований
июль 2016 г.
доклад в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций
Министр Российской Федерации Абызов М.А.,
Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации,
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
34.
Разработка планов-графиков федеральных органов исполнительной власти по актуализации обязательных требований по каждому виду государственного контроля (надзора), в том числе по исключению устаревших, избыточных и дублирующих обязательных требований
сентябрь 2016 г., далее — в соответствии с планами-графиками
проект плана-графика федерального органа исполнительной власти, представленный на одобрение в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций, доклад о реализации плана-графика, представленного в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей
35.
Разработка предложений по определению особенностей установления новых обязательных требований
ноябрь 2016 г.
доклад в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций
Министр Российской Федерации Абызов М.А.,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
Минэкономразвития России,
Минюст России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
36.
Подготовка предложений по устранению устаревших, избыточных и дублирующих обязательных требований в сфере пожарной безопасности
май 2016 г.
доклад в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций
МЧС России,
Ростехнадзор,
Минстрой России,
Минтранс России,
Минприроды России,
Росприроднадзор,
Рослесхоз
с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей
37.
Подготовка предложений по устранению дублирующих обязательных требований в сфере обеспечения безопасных условий труда
май 2016 г.
доклад в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций
Минтруд России,
Роструд,
Роспотребнадзор,
Ростехнадзор,
ФМБА России
с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей и общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов
38.
Подготовка предложений по устранению устаревших и избыточных обязательных требований в трудовой сфере
декабрь 2016 г.
доклад в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций
Минтруд России,
Роструд,
Роспотребнадзор,
Ростехнадзор,
ФМБА России
с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей и общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов
39.
Подготовка предложений по устранению устаревших, избыточных и дублирующих обязательных требований в сфере оборота пищевой продукции
май 2016 г.
доклад в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций
Роспотребнадзор,
Россельхознадзор,
Росрыболовство
с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей
40.
Подготовка предложений по устранению устаревших, избыточных и дублирующих обязательных требований в сфере обеспечения экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при размещении и эксплуатации производственных объектов
май 2016 г.
доклад в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций
Росприроднадзор,
Роспотребнадзор,
Ростехнадзор
с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей
41.
Совершенствование порядка осуществления государственного земельного надзора в части разграничения компетенции уполномоченных органов при осуществлении государственного земельного надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о недопущении самовольного занятия земельных участков, об обязательном использовании земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства и огородничества
июнь 2016 г.
проект постановления Правительства Российской Федерации
Минэкономразвития России,
Минсельхоз России,
Минприроды России,
Росреестр
с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей
V. Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований
42.
Разработка методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, в том числе в целях выявления и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций, а также повышения результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, и по публикации результатов указанных обобщения и анализа
июль 2016 г.
проект методических рекомендаций, представленный в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций
Минэкономразвития России
43.
Установление порядка обобщения правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, ее анализа, в том числе в целях выявления и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций, а также повышения результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, и публикации результатов указанных обобщения и анализа
сентябрь 2016 г.
проекты ведомственных актов, отчеты в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия
44.
Разработка методических рекомендации по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований
сентябрь 2016 г.
проект методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, проект доклада в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций
Министр Российской Федерации Абызов М.А.,
Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации,
Минэкономразвития России
45.
Подготовка и реализация программ профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований
декабрь 2016 г.
программы профилактических мероприятий, доклады федеральных органов исполнительной власти в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей
46.
Подготовка методических рекомендаций по составлению перечня типовых нарушений обязательных требований с их классификацией (дифференциацией) по степени риска причинения вреда вследствие нарушений обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений
май 2017 г.
проект методических рекомендаций, представленный для одобрения в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций
Минэкономразвития России,
Министр Российской Федерации Абызов М.А.,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
47.
Составление перечня типовых нарушений обязательных требований с их классификацией (дифференциацией) по степени риска причинения вреда вследствие нарушений обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений
декабрь 2017 г. (по отдельному плану-графику)
перечень типовых нарушений, доклад федерального органа исполнительной власти в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей
48.
Законодательное закрепление возможности вынесения контрольно-надзорными органами предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований
июнь 2016 г.
проект федерального закона
Минэкономразвития России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия
49.
Подготовка предложений по формированию системы оценки качества деятельности контрольно-надзорных органов с участием хозяйствующих субъектов и граждан
сентябрь 2016 г.
доклад в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций
Министр Российской Федерации Абызов М.А.,
Минэкономразвития России,
Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации
VI. Подготовка предложений по оптимизации контрольно-надзорных функций, в том числе по выявлению и устранению избыточных и дублирующих функций
50.
Предложения по формированию типовой модели организации контрольно-надзорной деятельности на региональном и муниципальном уровнях
сентябрь 2016 г.
доклад в Правительство Российской Федерации
Министр Российской Федерации Абызов М.А.,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
51.
Определение структуры (матрицы) функций и полномочий органов контроля (надзора) на федеральном, региональном и муниципальном уровнях
декабрь 2016 г.
доклад в Правительственную комиссию по проведению административной реформы с учетом предложений, содержащихся в докладе, предусмотренном позицией 50 настоящего раздела
Министр Российской Федерации Абызов М.А.,
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия
52.
Определение закрытого перечня видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установление порядка его изменения
февраль 2017 г.
проект федерального закона, подготовленный по итогам реализации мероприятий, предусмотренных позициями 50 и 51 настоящего раздела
Минэкономразвития России,
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия
53.
Подготовка предложений по оптимизации структуры и сокращению численности контрольных и надзорных органов, их объединению по сферам деятельности, уточнению и исключению дублирования функций
июнь 2016 г.
доклад в Правительство Российской Федерации
Министр Российской Федерации Абызов М.А.,
Минэкономразвития России,
Минтруд России,
Минфин России,
Минюст России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
54.
Разработка регионального стандарта (методических рекомендаций) по реализации контрольно-надзорных полномочий субъектами Российской Федерации
октябрь 2017 г.
доклад в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций с учетом предложений, содержащихся в докладе, предусмотренном позицией 50 настоящего раздела
Минэкономразвития России,
Министр Российской Федерации Абызов М.А.,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
VII. Формирование научно-образовательной базы в интересах контрольно-надзорных органов, в том числе обеспечивающей подготовку и регулярную переподготовку кадров
55.
Разработка отраслевых планов исследований в области риск-ориентированной контрольно-надзорной деятельности
май 2016 г.
проекты ведомственных актов
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия
56.
Реализация отраслевых планов исследований в области риск-ориентированной контрольно-надзорной деятельности:
создание стандартов, разработка требований, контрольно-надзорных мероприятий и др.
июль 2017 г.
доклад в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия
57.
Создание реестра результатов научно-исследовательской деятельности в различных отраслях для обеспечения контрольно-надзорных мероприятий
ноябрь 2017 г.
реестр результатов научно-исследовательской деятельности в различных отраслях для обеспечения контрольно-надзорных мероприятий, представленный в подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных функций
Минобрнауки России,
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия
58.
Определение потребности в профессиональной переподготовке и повышении квалификации государственных гражданских служащих государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия
ежегодно, не позднее 30 апреля
доклад в Правительство Российской Федерации
Минтруд России,
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации,
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия
59.
Анализ практики осуществления надзора органами прокуратуры за деятельностью органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
февраль 2017 г.
доклад в Правительство Российской Федерации
Генеральная прокуратура Российской Федерации (по согласованию)
60.
Организация дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, в части использования при организации и проведении контрольно-надзорных мероприятий риск-ориентированного подхода, а также методическое обеспечение профессиональной служебной деятельности указанных федеральных государственных гражданских служащих
февраль 2017 г., далее — ежегодно
доклад в Правительство Российской Федерации
Минтруд России,
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия
61.
Подготовка следующих предложений по повышению качества отбора претендентов на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия:
детализированные квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, с целью включения в справочник квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим, опубликованный на официальном сайте Минтруда России в сети «Интернет»;
внесение изменений в ведомственные правовые акты, устанавливающие методики проведения конкурса на замещение должности гражданской службы и квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими указанных федеральных органов исполнительной власти;
подготовка оценочных заданий для проверки соответствия претендентов и гражданских служащих квалификационным требованиям для замещения должностей гражданской службы
ноябрь 2017 г.
проекты ведомственных актов
Минтруд России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия
VIII. Развитие информационных систем и совершенствование межведомственного взаимодействия в целях обеспечения осуществления контрольно-надзорной деятельности
62.
Определение порядка запроса и получения, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации, находящихся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, при организации и проведении проверок органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля
апрель 2016 г.
проект постановления Правительства Российской Федерации
Минэкономразвития России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
63.
Определение перечня документов и (или) информации, необходимых органам государственного контроля (надзора), органам муниципального контроля при организации и проведении проверок, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций
апрель 2016 г.
проект распоряжения Правительства Российской Федерации
Минэкономразвития России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
64.
Реализация технических мероприятий по обеспечению межведомственного взаимодействия при организации и проведении проверок
по отдельному плану
доклад в подкомиссию по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее — подкомиссия по информационным технологиям)
Минэкономразвития России,
Минкомсвязь России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
65.
Доведение до федеральных органов исполнительной власти информации, необходимой для доработки ведомственных информационных систем в части взаимодействия с единым реестром субъектов малого и среднего предпринимательства
май 2016 г.
информация ФНС России, размещенная на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет»
ФНС России
66.
Разработка предложений по информационно-аналитическому обеспечению контрольно-надзорной деятельности, включающей описание и роли межведомственных государственных информационных систем (федеральных государственных информационных систем «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», государственной автоматизированной информационной системы «Управление», единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, единого реестра проверок) и ведомственных государственных информационных систем, схемы обмена данными между указанными системами
август 2016 г.
доклад в подкомиссию по информационным технологиям
рабочая группа по развитию информатизации контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации подкомиссии по совершенствованию контрольно-надзорных функций
67.
Разработка методических рекомендаций по информатизации контрольно-надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти, включающих описание подходов к ведению реестра объектов, к автоматизации процессов проведения проверок, планированию и учету контрольных мероприятий, основанных на риск-ориентированном подходе, схемы интеграции с межведомственными федеральными государственными информационными системами (в том числе с федеральной государственной информационной системой «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», единым реестром субъектов малого и среднего предпринимательства, единым реестром проверок)
декабрь 2016 г.
доклад в подкомиссию по информационным технологиям
Минэкономразвития России,
Минкомсвязь России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
68.
Разработка и внедрение единой модели справочников, использующихся в информационных системах, обеспечивающих поддержку контрольно-надзорной деятельности (в том числе в федеральных государственных информационных системах «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», государственной автоматизированной информационной системе «Управление», в едином реестре проверок)
декабрь 2016 г.
доклад в подкомиссию по информационным технологиям
Минэкономразвития России,
Минкомсвязь России
69.
Интеграция государственной автоматизированной информационной системы «Управление», федеральных государственных информационных систем «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», единого реестра проверок, автоматизированной системы формирования сводного плана проведения плановых проверок и согласования внеплановых проверок, единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в целях обеспечения возможности автоматизированного формирования отдельных показателей форм федерального статистического наблюдения 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и 1-лицензирование «Сведения об осуществлении лицензирования»
декабрь 2016 г.
доклад в подкомиссию по информационным технологиям
Минэкономразвития России,
Минкомсвязь России,
Федеральное казначейство
70.
Участие в разработке функциональных требований к развитию единого реестра проверок в части предусмотренного позициями 21 и 22 настоящего раздела расширения перечня видов контрольно-надзорных мероприятий, информация о проверках в рамках которых подлежит включению в единый реестр проверок
июнь 2017 г.
доклад в Правительство Российской Федерации
Минэкономразвития России,
Минкомсвязь России
71.
Разработка и внедрение в федеральную государственную информационную систему «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» функциональных возможностей, позволяющих обеспечить полное машиночитаемое описание контрольно-надзорных функций
сентябрь 2017 г.
доклад в подкомиссию по информационным технологиям
Минэкономразвития России,
Минкомсвязь России
72.
Разработка и внедрение в федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» функциональных возможностей, позволяющих получить в общедоступной части портала сведения о контрольно-надзорных функциях, содержащиеся в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», в личном кабинете юридического лица, индивидуального предпринимателя — сведения, содержащиеся в действующих информационных системах, в том числе в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», едином реестре проверок
декабрь 2017 г.
доклад в подкомиссию по информационным технологиям
Минкомсвязь России,
Минэкономразвития России
73.
Разработка облачного решения, обеспечивающего автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций
декабрь 2016 г.
доклад в подкомиссию по информационным технологиям
Минкомсвязь России,
Минэкономразвития России
74.
Разработка комплекта необходимых документов, регламентирующих использование облачного решения, обеспечивающего автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций, предоставление доступа к данному решению федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в соответствии с разработанными регламентами
март 2017 г.
доклад в подкомиссию по информационным технологиям
Минкомсвязь России,
Минэкономразвития России
IX. Мероприятия по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности, предусмотренные отдельными поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации
75.
Подготовка предложений по устранению избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов
сроки и ответственные исполнители установлены поручением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N ДМ-П13-8410 в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N Пр-2508
76.
Внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих применение к субъектам малого и среднего предпринимательства административного наказания исключительно в виде предупреждения при первичном выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий допущенных ими нарушений с одновременной выдачей предписания об устранении этих нарушений
сроки и ответственные исполнители установлены поручением Правительства Российской Федерации от 29 января 2016 г. N ИШ-П13-383 в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 26 января 2016 г. N Пр-115
77.
Внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих обязательную идентификацию личности заявителя при рассмотрении органами контроля (надзора) жалоб, в том числе направленных в форме электронного документа
сроки и ответственные исполнители установлены поручением Правительства Российской Федерации от 29 января 2016 г. N ИШ-П13-383 в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 26 января 2016 г. N Пр-115
78.
Подготовка проекта федерального закона о федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации
сроки и ответственные исполнители установлены поручением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2016 г. N ДМ-П36-496 в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N Пр-2724
IV. Перечень правовых актов Российской Федерации,
в которые должны быть внесены изменения или которые должны
быть приняты в связи с реализацией «дорожной карты»
I. Перечень правовых актов Российской Федерации, в которые
должны быть внесены изменения
1. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. N 215 «Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок».
7. Постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации об осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора).
8. Приказ Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
9. Приказы федеральных органов исполнительной власти об изменении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора).
II. Перечень правовых актов Российской Федерации, которые
должны быть приняты
1. Федеральный закон о федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации.
2. Указ Президента Российской Федерации об установлении показателей результативности контрольно-надзорной деятельности и органов, ее осуществляющих.
3. Постановление Правительства Российской Федерации о порядке применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного контроля.
——————————————————————