Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090»

Проект

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от «__» ________ г. N ___

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА
МИНИСТРОВ — ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 23 ОКТЯБРЯ 1993 Г. N 1090

Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 184; 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931, N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899, N 40, ст. 3891; 2005, N 52, ст. 5733; 2006, N 11, ст. 1179; 2008, N 8, ст. 741, N 17, ст. 1882; 2009, N 2, ст. 233, N 5, ст. 610; 2010, N 9, ст. 976, N 20, ст. 2471; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 154, N 15, ст. 1780, N 30, ст. 4289, N 47, ст. 6505; 2013, N 5, ст. 371, 404, N 24, ст. 2999, N 31, ст. 4218, N 41, ст. 5194, N 52, ст. 7173; 2014, N 14, ст. 1625, N 21, ст. 2707, N 32, ст. 4487, N 38, ст. 5062, N 44, ст. 6063, N 47, ст. 6557; 2015, N 1, ст. 223, N 15, ст. 2276, N 27, ст. 4083, N 46, ст. 6376; 2016, N 5, ст. 694, N 23, ст. 3325, N 31, ст. 5018, ст. 5029, N 38, ст. 5553; 2017, N 14, ст. 2070, N 28, ст. 4139, N 30, ст. 4666, N 45, ст. 6658, ст. 6663; 2018, N 1, ст. 359, N 8, ст. 1225, N 23, ст. 3299, N 36, ст. 5622, N 49, ст. 7618, N 50, ст. 7789; 2019, N 52, ст. 7973, ст. 7974, ст. 7984; 2020, N 14, ст. 2098).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2025 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от ______ г. N ___

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА
МИНИСТРОВ — ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 23 ОКТЯБРЯ 1993 Г. N 1090

1. В Правилах дорожного движения Российской Федерации, утвержденных указанным постановлением:
1.1. В пункте 1.2:
а) абзац четвертый изложить в следующей редакции:
«Велосипед» — транспортное средство, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение мускульной энергией управляющего им лица с использованием педалей или рукояток. К велосипедам приравниваются транспортные средства, имеющие аналогичную конструкцию и оснащенные электродвигателем в качестве дополнительного источника энергии, облегчающего их использование при скорости движения до 25 км/ч, номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически включающийся во время вращения педалей или использования рукояток (электровелосипед).»;
б) в абзаце седьмом слова «5.33.1 и 5.34.1» заменить словами «5.39 и 5.40»;
в) в абзацах десятом, семнадцатом, шестьдесят четвертом и шестьдесят пятом слова «транспортное средство» заменить словами «механическое транспортное средство»;
г) в абзаце тринадцатом:
после слов «транспортных средств» дополнить словами «и (или) пешеходов»;
слова «обочины и разделительные полосы» заменить словами «обочины, разделительные полосы, велосипедные и велопешеходные дорожки»;
д) после абзаца шестнадцатого дополнить абзацами следующего содержания:
«Инвалидная коляска» — техническое средство (устройство) на колесах, оснащенное сидением и предназначенное для передвижения одного человека (пользователя) с ограниченной подвижностью, в том числе с использованием двигателя (двигателей). Инвалидная коляска не является транспортным средством.
«Лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности» — лицо, управляющее средством индивидуальной мобильности.»;
е) в абзаце девятнадцатом:
после слов «механическое транспортное средство,» дополнить словами «предназначенное для передвижения одного или двух человек,»;
слова «имеющее двигатель» заменить словами «имеющее сиденье, двигатель»;
ж) в абзаце двадцатом после слов «с боковым прицепом или без него,» дополнить словами «предназначенное для передвижения не более трех человек,»;
з) в абзаце тридцать седьмом слово «автомобильной» исключить;
и) в абзаце сорок втором после слова «ведущие» дополнить словами «рядом с собой»;
к) в абзаце сорок пятом слова «и (или) разметкой 1.14.1 — 1.14.3 <*>» заменить словами «и разметкой 1.14.1 — 1.14.3 <*> или без таковой»;
л) в абзаце сорок седьмом слова «велосипедах и мопедах» заменить словами «велосипедах, мопедах и средствах индивидуальной мобильности»;
м) абзац пятьдесят первый после слов «для сквозного движения» дополнить словом «механических»;
н) в абзаце пятьдесят седьмом после слов «для передвижения» дополнить словом «одного»;
о) в абзаце шестьдесят втором после слов «осуществлять какой-либо маневр,» дополнить словами «оставаться в полосе движения,».
1.2. В абзаце втором пункта 2.3.1 слова «фарах и задних» заменить словами «фарах и (или) задних».
1.3. В абзаце третьем пункта 2.3.3 слова «ближайшее лечебно-профилактическое учреждение» заменить словами «ближайшую медицинскую организацию».
1.4. В пункте 2.3.4 слово «ограниченной» заменить словом «недостаточной».
1.5. В пункте 2.7:
а) после абзаца шестого дополнить абзацем следующего содержания:
«пользоваться во время движения каким-либо устройством, не предусмотренным конструкцией транспортного средства и требующим использования рук или отвлечения от управления транспортным средством во время движения, за исключением случаев использования его функций без применения рук для целей определения маршрута движения;»;
б) в абзаце седьмом:
после слов «правом движения,» дополнить словами «создании помех для движения пешеходов по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а также в пешеходной зоне,»;
после слов «впереди транспортного средства,» дополнить словами «пешехода на тротуаре, пешеходной дорожке, велопешеходной дорожке, а также в пешеходной зоне,».
1.6. В пункте 3.2:
а) в абзаце первом после слов «уступить дорогу» дополнить словами «или перестроиться (с учетом возможности и безопасности маневра для участников движения и соблюдением требований Правил);
б) в абзаце втором после слов «уступить дорогу» дополнить словами «или перестроиться (с учетом возможности и безопасности маневра для участников движения)».
1.7. В абзаце третьем пункта 4.1 после слова «ведущие» дополнить словами «рядом с собой».
1.8. Пункт 4.5 изложить в следующей редакции:
«4.5. При переходе дороги по наземному пешеходному переходу пешеходы перед выходом на проезжую часть (трамвайные пути) должны оценить расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедиться, что дальнейшее движение по переходу будет безопасным. Кроме того, при переходе дороги вне наземного пешеходного перехода пешеходы должны уступить дорогу приближающимся транспортным средствам и не создавать помех для их движения.
При наличии на дороге транспортного средства или препятствия, ограничивающих обзорность, пешеход перед выходом из-за них, в том числе на наземном пешеходном переходе, должен убедиться в безопасности своего дальнейшего движения через дорогу.
Пешеходы, сопровождающие детей или недееспособных лиц при переходе дороги, должны контролировать безопасность их перехода.».
1.9. В абзаце втором пункта 5.1 после слов «на мотоцикле» дополнить словами «и мопеде».
1.10. В пункте 7.1:
а) в абзаце первом после слов «7.1. Аварийная сигнализация» дополнить словами «механического транспортного средства»;
б) в абзаце седьмом после слова «водитель» дополнить словами «механического транспортного средства».
1.11. В абзаце первом пункта 7.2 после слов «при остановке» дополнить словом «механического».
1.12. Пункт 8.11 дополнить абзацем следующего содержания:
«в местах пересечения с велосипедными дорожками, велопешеходными дорожками, велосипедными полосами, обозначенными дорожной разметкой 1.15».
1.13. В наименовании раздела 9 слова «на проезжей части» заменить словами «на дороге».
1.14. В пункте 9.6 после слов «знаки 5.15.1 или 5.15.2» дополнить словами «и (или) нанесена разметка 1.18».
1.15. В пункте 9.9:
а) слово «машин» заменить словами «механических транспортных средств»;
б) дополнить абзацем следующего содержания:
«В пределах дорог, расположенных на территориях общего пользования, и на прилегающей территории запрещается движение средств и механизмов, требования к движению которых не установлены настоящими Правилами, либо в отношении которых в нарушение действующего законодательства не осуществлена государственная регистрация.».
1.16. В абзаце четвертом пункта 10.3 после слов «легковым автомобилям» дополнить словами «и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т».
1.17. В пункте 12.2:
а) после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:
Стоянка на проезжей части велосипедов и средств индивидуальной мобильности разрешается только в местах, обозначенных знаком 6.4 с табличкой 8.4.7.1 или табличкой 8.4.7.2 и линиями дорожной разметки или без таковых.»;
б) в абзаце втором слова «знаком 6.4 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4» заменить словами «знаком 6.4 или знаком 5.29 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4 или знаком 5.29»;
в) в абзаце третьем:
слова «знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 — 8.6.9» заменить словами «знака 6.4 или знака 5.29 с одной из табличек 8.6.4 — 8.6.9 или без таковых»;
после слов «местное уширение» дополнить словами «, место размещения парковок (парковочных мест)»;
г) в абзаце четвертом слово «только» исключить;
д) дополнить абзацами следующего содержания:
«Стоянка велосипедов и средств индивидуальной мобильности на тротуаре, пешеходной, велосипедной и велопешеходной дорожках, а также в пешеходной зоне должна осуществляться только в местах, обозначенных знаком 6.4 с табличкой 8.4.7.1 или табличкой 8.4.7.2 и (или) линиями дорожной разметки, а при их отсутствии в местах, где велосипед или средство индивидуальной мобильности не создадут помех для движения пешеходов.
Стоянка велосипедов и средств индивидуальной мобильности в пределах территорий общего пользования должна осуществляться с использованием подножек и иных удерживающих устройств, являющихся конструктивным элементом данных транспортных средств, или с использованием иных устройств, удерживающих велосипеды и средства индивидуальной мобильности в вертикальном положении.
Стоянка в местах, обозначенных знаком 6.4 с табличкой 8.26, разрешается только электромобилям на время зарядки с помощью внешнего источника электроэнергии.».
1.18. В пункте 12.4:
а) в абзаце третьем после слов «на железнодорожных переездах» дополнить словами «(а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению поездов)»;
б) абзац четвертый дополнить словами «, за исключением маршрутного транспортного средства, остановившегося на месте остановки маршрутных транспортных средств»;
в) в абзаце седьмом после слова «напротив» дополнить словами «выезда с прилегающей территории, а также напротив»;
г) абзац восьмой изложить в следующей редакции:
«ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств, обозначенных разметкой 1.17.1 и (или) 1.17.2, а при ее отсутствии — от дорожного знака 5.16 или 5.17 (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств);»;
д) после абзаца восьмого дополнить абзацами следующего содержания:
«ближе 5 метров от мест стоянки легковых такси, обозначенных дорожной разметкой 1.17.1, а при ее отсутствии — от дорожного знака 5.18 (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех транспортным средствам, используемым в качестве легкового такси);
ближе 5 м от мест стоянки транспортных средств оперативных служб, обозначенных дорожным знаком 5.18.1, при отсутствии дорожной разметки 1.27 (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех транспортным средствам, используемым для осуществления деятельности оперативных служб);»;
е) в абзаце девятом слова «в том числе на велосипедных или велопешеходных дорожках, а также ближе 5 м от пересечения велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью» заменить словами «в том числе на пешеходных, велосипедных или велопешеходных дорожках, а также на пересечении велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью и ближе 5 м от края пересекаемой велосипедной или велопешеходной дорожки»;
ж) дополнить абзацем следующего содержания:
«в местах, где велосипед или средство индивидуальной мобильности создаст помехи пешеходам, велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности.».
1.19. Пункт 12.5 дополнить абзацами следующего содержания:
«на проезжей части, обочине, велосипедной полосе или велосипедной дорожке вне мест, обозначенных знаком 6.4 с табличкой 8.4.7.1 или табличкой 8.4.7.2, велосипедам и средствам индивидуальной мобильности;
на тротуаре, пешеходной дорожке, велопешеходной дорожке и в пешеходной зоне вне мест, обозначенных знаком 6.4 и (или) линиями дорожной разметки, при их наличии в зоне видимости, велосипедам и средствам индивидуальной мобильности».
1.20. В пункте 13.2 слова «направо или налево» заменить словами «направо, налево или разворота».
1.21. В пункте 14.5 слова «пропустить слепых пешеходов, подающих» заменить словами «уступить дорогу слепым пешеходам, подающим».
1.22. В пункте 17.1 слова «движение пешеходов разрешается как по тротуарам,» заменить словами «движение пешеходов, лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, разрешается как по тротуарам, пешеходным дорожкам, велодорожкам и велопешеходным дорожкам,».
1.23. В пункте 17.3 слова «и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности,» исключить.
1.24. В пункте 18.2:
а) в абзаце первом цифры «5.14» заменить цифрами «5.14.1»;
б) в абзаце четвертом слова «органами власти» заменить словами «исполнительными органами»;
в) в абзаце седьмом слова «5.15.1 и 5.15.2» заменить словами «5.15.1, 5.15.2 и дорожной разметки 1.18».
1.25. В пункте 19.5 после слов «кроме велосипедов» дополнить словами «, средств индивидуальной мобильности».
1.26. В пункте 19.7 слова «Запрещается подключать задние противотуманные фонари к стоп-сигналам.» исключить.
1.27. Пункт 24.1 дополнить предложением следующего содержания:
«При этом габаритная ширина велосипеда и средства индивидуальной мобильности должна не превышать 0,75 м»
1.28. В пункте 24.2:
а) в абзаце четвертом заменить слова «превышает 1 м» словами «превышает 0,75 м»;
б) дополнить абзацем следующего содержания:
«масса велосипеда или его габаритная ширина не превышает 35 кг и 0,75 м соответственно.»;
1.29. В пункте 24.2.1:
а) абзац второй исключить;
б) абзац третий изложить в следующей редакции:
«по тротуару, пешеходной дорожке или в пешеходной зоне — в случае, если масса средства индивидуальной мобильности не превышает 35 кг и его габаритная ширина не более 0,75 м, и при соблюдении одного из следующих условий:»;
1.30. В пункте 24.5 в абзацы первый и второй заменить абзацами в следующей редакции:
«Движение велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, должно осуществляться только в один ряд, за исключением случаев опережения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, а также случаев движения велосипедистов в колонне, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.
Перед опережением транспортного средства слева и объездом с левой стороны препятствия или остановившегося механического транспортного средства велосипедисты и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, обязаны убедиться в отсутствии приближающихся транспортных средств и безопасности дальнейшего движения.
Лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, запрещается выезжать на полосу, предназначенную для встречного движения, для объезда или обгона.».
1.31. В пункте 24.6:
а) после абзаца первого дополнить абзацами следующего содержания:
«Выбранная скорость должна обеспечивать велосипедисту и лицу, использующему для передвижения средство индивидуальной мобильности, возможность при возникновении опасности, в том числе в случае внезапного появления пешехода, принять возможные меры к снижению скорости вплоть до полной остановки транспортного средства без ущерба для участников дорожного движения.
Велосипедисты и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, не должны двигаться со скоростью более 10 км/ч при опережении пешехода, а также при встречном разъезде с ним.
Велосипедист и лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, должны соблюдать такую дистанцию до пешехода, которая позволила бы избежать столкновения с ним, а также соблюдать необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.»;
б) последний абзац дополнить следующим предложением:
«Применение звуковых сигналов, за исключением случаев предусмотренных пунктом 19.10 настоящих Правил, велосипедистами и лицами, использующими для передвижения средства индивидуальной мобильности, для принуждения пешехода предоставить преимущество в передвижении запрещено.».
1.32. Пункт 24.6.1 изложить в следующей редакции:
«Велосипедисты и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны пересекать проезжую часть вне перекрестка в местах, обозначенных дорожной разметкой 1.15, а при их отсутствии спешиться и перейти проезжую часть по пешеходному переходу с учетом пункта 24.8 Правил.
При отсутствии в зоне видимости мест, обозначенных дорожной разметкой 1.15, или пешеходного перехода, велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средство индивидуальной мобильности, разрешается пересекать проезжую часть под прямым углом на участках без разделительной полосы и ограждений там, где обеспечена видимость в обе стороны, снизив скорость до скорости движения пешехода. При этом велосипедисты и лица, использующие для передвижения средство индивидуальной мобильности, не должны выезжать из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств. В случае отсутствия видимости велосипедисты и лица, использующие для передвижения средство индивидуальной мобильности, должны спешиться и перейти проезжую часть, ведя велосипед или средство индивидуальной мобильности рядом с собой.
При пересечении проезжей части вне перекрестка велосипедистом или лицом, использующим для передвижения средство индивидуальной мобильности, указанные лица обязаны уступить дорогу другим участникам дорожного движения, движущимся по ней.».
1.33. В пункте 24.8:
а) в абзаце четвертом слова «конструкцией велосипеда или средства индивидуальной мобильности» заменить словами «конструкцией мопеда или велосипеда»;
б) в абзаце пятом после слов «для них мест» дополнить словами «на велосипеде или мопеде»;
в) после абзаца пятого дополнить абзацем следующего содержания:
«перевозить пассажиров на средстве индивидуальной мобильности;».
2. В приложении 1 к указанным Правилам:
2.1. В разделе 1:
а) в абзаце пятом слова «вне населенных пунктов» исключить;
б) абзац двадцать пятый изложить в следующей редакции:
«1.24 «Пересечение с велосипедной дорожкой или велопешеходной дорожкой». Предупреждение о приближении к расположенному вне перекрестка пересечения с велосипедной или велопешеходной дорожкам, обозначенным знаками 4.4.1, 4.5.2, 4.5.4, 4.5.5, к месту окончания велосипедной дорожки, где лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, и велосипедисты, выезжают на проезжую часть, а также к месту, обозначенному дорожной разметкой 1.15, где велосипедисты и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны пересекать проезжую часть.».
2.2. В разделе 3:
а) в абзаце одиннадцатом слова «и мопедов» заменить словами «, водителей мопедов и лиц, использующих для передвижения средство индивидуальной мобильности»;
б) в абзаце сорок седьмом после слов «а также на транспортные средства» дополнить словами «, используемые для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб и формирований,»;
в) в абзаце сорок девятом после слов «5.16 — 5.18 соответственно» дополнить словами «, на транспортные средства, используемые для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб и формирований, в местах стоянки транспортных средств оперативных служб, обозначенных знаком 5.18.1 и дорожной разметкой 1.27 или без таковой;»;
г) в абзаце пятьдесят девятом после слов «5.29 или 6.4» дополнить словами «, за исключением знака 6.4, обозначающего парковку (парковочное место) для велосипедов или средств индивидуальной мобильности на тротуаре, пешеходной, велосипедной и велопешеходной дорожках».
2.3. В разделе 5:
а) после абзаца сорок один дополнить абзацем следующего содержания:
«5.18.1 «Место стоянки транспортных средств оперативных служб». Обозначает место стоянки транспортных средств, используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб и формирований.»;
б) дополнить абзацами следующего содержания:
«5.41 «Зона с ограничением движения средств индивидуальной мобильности». Место, с которого начинается территория (участок дороги), где запрещено движение средств индивидуальной мобильности.
5.42 «Конец зоны с ограничением движения средств индивидуальной мобильности».
2.4. В абзаце шестом раздела 8:
слова «запрещающих знаков 3.27 — 3.30» заменить словами «знаков 3.27 — 3.30, 6.4»;
после слов «и тому подобного» дополнить словами «, а также зону парковки при применении совместно со знаком 6.4».
3. В разделе 1 приложения 2 к указанным Правилам:
а) абзац девятнадцатый изложить в следующей редакции:
«1.15 — обозначает место, где велосипедная дорожка или полоса для велосипедистов пересекает проезжую часть, либо место, где велосипедисты или лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны пересекать проезжую часть;»;
б) абзац двадцать пятый дополнить словами: «Действие разметки 1.18 не распространяется на маршрутные транспортные средства.»;
в) после абзаца сорок первого дополнить абзацем следующего содержания:
«1.27 — обозначает места стоянки транспортных средств оперативных служб, используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб и формирований.».
4. В Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных указанным постановлением:
4.1. В пункте 1:
а) слова «или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации» заменить словами «или органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники»;
б) дополнить абзацем следующего содержания:
«Механические транспортные средства должны соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) и (или) технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) и (или) техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним» (ТР ТС 031/2012).».
4.2. После пункта 6 дополнить пунктом 6.1 следующего содержания:
«6.1. Средство индивидуальной мобильности должно иметь исправные тормоз, руль (при наличии) и звуковой сигнал, быть оборудовано спереди световозвращателем и фонарем или фарой белого цвета, сзади — световозвращателем красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета.».
4.3. В пункте 11 после абзаца второго дополнить абзацем следующего содержания:
«механических транспортных средств, не соответствующих требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) или технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) и (или) технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) и (или) техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним» (ТР ТС 031/2012);».
4.4. В пункте 14 после слов «ограждающими устройствами,» дополнить словами «иными техническими средствами организации дорожного движения,».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ
— ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 23 ОКТЯБРЯ 1993 Г. N 1090»

1. Общие характеристики проекта акта
Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090» (далее — проект постановления) разработан Министерством транспорта Российской Федерации во исполнение пункта 3 плана мероприятий («дорожной карты»), направленных на дополнительное нормативно-правовое регулирование развития средств индивидуальной мобильности и обеспечение безопасности дорожного движения при их использовании, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Хуснуллиным М.Ш. 11 октября 2023 г. N 11752-П50-МХ, а также в рамках работы по исполнению указания Президента Российской Федерации Путина В.В. от 22 мая 2022 г. N Пр-765 в части улучшения ситуации в области создания качественных и безопасных автомобильных дорог, поручения Правительства Российской Федерации от 18 июля 2023 г. N 5712-П50-МХ об обеспечении выполнения указания Президента Российской Федерации от 29 июня 2023 г. N Пр-1305 о принятии мер, направленных на повышение эффективности парковочной деятельности.
Проект постановления вносится в следующих целях:
1) уточнение понятий «средство индивидуальной мобильности» (далее — СИМ), «мопед» и «велосипед»;
2) уточнение понятий тех транспортных средств, которые относятся к механическим транспортным средствам;
3) установление понятий «лицо, использующее для передвижения СИМ» и «инвалидная коляска»;
4) изменение запрета пользования мобильными устройствами при управлении транспортным средством;
5) однозначное распространение обязанностей водителей транспортных средств на лиц, использующих для передвижения СИМ, и велосипедистов, включая:
— запрет на оставление места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются;
— запрет на управление СИМ или велосипедом в нетрезвом состоянии;
— выполнение требований о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
— выполнение требования об остановке;
6) определения правил остановки и стоянки СИМ и велосипедов;
7) введение запрета перевозки пассажиров на СИМ;
8) изменение запрета остановки и стоянки ближе 15 метров от стоянки легковых такси, обозначенных разметками 1.17.1;
9) установление возможности организации парковок (парковочных местах), предназначенных только для зарядки электромобилей;
10) совершенствование обозначения парковочных мест техническими средствами организации дорожного движения;
11) установление запрета движения по дорогам, находящимся на территориях общего пользования, транспортных средств, требования к которым не установлены Правилами дорожного движения (далее — Правила), либо в отношении которых в нарушение действующего законодательства не осуществлена государственная регистрация;
12) установление технических требований к СИМ, которые допускаются к движению по правому краю проезжей части;
13) изменение правил движения СИМ и велосипедов в местах совмещенного движения с пешеходами;
14) установление возможности организации мест стоянок транспортных средств оперативных служб.

2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
В 2023 году в отношении пользователей СИМ возбуждено более 66 тыс. дел об административных правонарушениях. Наибольшее количество нарушений выявлялось в летне-осенний период, что во многом обусловлено сезонной эксплуатацией СИМ. Практически во всех (98,6%) установленных случаях пользователи СИМ, совершившие нарушения, приравнивались к другим лицам, непосредственно участвующим в дорожном движении (кроме водителя, пешехода и пассажира).
Среди нарушений, допущенных пользователями СИМ как другими участниками дорожного движения, абсолютное большинство (99%) квалифицировалось по ч. 2 ст. 12.29 КоАП РФ. Около 0,4% нарушений связаны с созданием помех в движении (ч. 1 ст. 12.30 КоАП РФ), еще столько же — с причинением легкого или средней тяжести вреда здоровью (ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ), 0,2% нарушений совершено пользователями СИМ как другими участниками дорожного движения в состоянии опьянения.
В 1,4% случаев нарушения, допущенные пользователями СИМ, квалифицированы по статьям Особенной части КоАП РФ, устанавливающим ответственность водителей механических транспортных средств, поскольку технические характеристики некоторых СИМ соответствуют мопеду или мотоциклу.
Среди выявленных в 2023 году нарушений, в которых пользователи СИМ приравнены к водителям транспортных средств, около пятой части (18,8%) пришлось на неиспользование шлемов (ст. 12.6 КоАП РФ), а также на управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления (18%). Управление транспортных средств водителем с признаками опьянения (ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ) и причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью составили 8,9 и 8,8% всех нарушений, в которых пользователи СИМ приравнены к водителям транспортным средствам.
Анализ правоприменительной практики в области организации дорожного движения показал, что существует необходимость совершенствования регулирования использования СИМ, в том числе в части однозначного определения лица, использующего для передвижения СИМ, как водителя транспортного средства и распространения на него соответствующих обязанностей, а также разграничения СИМ от мопедов и мотоциклов.

3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Начиная с 2020 года общее количество СИМ выросло в пять раз, количество поездок с использованием СИМ, предоставляемых в краткосрочную аренду, выросло в двенадцать раз. На начало 2023 года количество СИМ, находящихся в прокате, достигло 192 тыс., в том числе в г. Москве 40 тыс., продано в розницу с 2020 по 2022 год 540 тыс. Таким образом, общее количество эксплуатируемых СИМ — более 750 тыс. (без учета приобретенных до 2019 года).
Указанная тенденция также отражается и на показателях аварийности с участием данных средств передвижения. Согласно аналитическим данным НИЦ БДД МВД России в период с 2018 по 2020 год с участием СИМ, оснащенных электродвигателем, в 8 раз увеличилось количество внесенных в госстатотчетность ДТП, погибших — в 6 и раненых — в 8 раз. Всего в 2020 году зарегистрировано 331 (+182,9% к АППГ) ДТП, в котором погибли 6 (+50% к АППГ) и ранены 347 (+184,4% к АППГ) человек. В 2021 году зарегистрировано 672 (+67,5% к АППГ) ДТП с участием СИМ, в результате которых погибли 20 (+185,7% к АППГ) человек, в том числе 1 несовершеннолетний в возрасте до 16 лет. Ранения получили 704 (+67,2% к АППГ) человека, в числе которых 133 (+54,6% к АППГ) ребенка в возрасте до 16 лет. В 2022 году зарегистрировано 941 (+40% к АППГ) ДТП с участием СИМ, в результате которого погибли 19 (-5% к АППГ) человек, в том числе 2 несовершеннолетних в возрасте до 16 лет. Ранения получили 976 (+38,6% к АППГ) человек, в числе которых 192 ребенка в возрасте до 16 лет. В 2023 году зарегистрировано 3 100 (+229,4% к АППГ) ДТП с участием СИМ, в результате которых погибли 43 (+126,3% к АППГ) человек, в том числе 7 несовершеннолетний в возрасте до 16 лет. Ранения получили 3 177 (+225,5% к АППГ) человека, в числе которых 1 041 детей в возрасте до 16 лет.
В целях повышения уровня безопасности дорожного движения предлагается внести изменения в ПДД.
В настоящее время водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
В соответствии с данным определением под понятие «водитель» попадает велосипедист и лицо, использующее для передвижения СИМ. При этом в ПДД уже существует отдельное понятие для велосипедиста — лица, управляющего велосипедом. В целях однозначного соотношения лица, использующего для передвижения СИМ, к водителям предлагается введение понятия «лицо, использующего для передвижения СИМ»
Однозначное отнесение лица, использующего для передвижения СИМ, обеспечит распространение:
— обязанности соответствия транспортного средства Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения;
— обязанности перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства;
— запрета движения при неисправности рабочей тормозной системы;
— обязанности при ДТП не перемещать предметы, не перемещать транспортные средства, оказать первую помощь раненым, отправить пострадавших в медучреждение, освободить проезжую часть зафиксировав обстоятельства ДТП, записать данные очевидцев и ждать прибытия сотрудников полиции;
— запрета пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;
— запрета пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;
— обязанности уступать дорогу транспортным средствам с проблесковыми маячками и сиреной;
— обязанности следовать сигналам регулировщика;
— обязанности уступать дорогу при различных маневрах и проезде перекрестков;
— запрета разворачиваться на пешеходных переходах, в тоннелях, на мостах и под ними, ж/д переездах, на остановках, в местах с ограниченной видимостью;
— обязанности соблюдать дистанцию и боковой интервал;
— обязанности соблюдать ограничение скорости;
— запрета резкого торможения без причин;
— обязанности уступать пешеходам, велосипедистам и лицам, использующим для передвижения СИМ, при повороте налево или направо;
— обязанности по требованию сотрудников полиции проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
— обязанности останавливать транспортное средство по требованию сотрудника полиции и регулировщика;
— запрета на употребление алкогольных напитков, наркотических, психотропных или иных одурманивающих веществ.
С учетом сложностей правоприменительной практики, связанной с определением вида транспортного средства между мопедом, мотоциклом и СИМ, проектом постановления предлагается уточнение их понятий, в том числе в части указания количества людей, перемещаемых с их помощью. Кроме того, проектом постановления предлагается четкое определение какие транспортные средства являются механические транспортные средства. При этом к понятию «механическое транспортное средство» не относятся СИМ и велосипеды, что способствует четкому определению обязанностей.
В целях повышения безопасности дорожного движения уточнены обязанности пешеходов при переходе дороги и обязанности велосипедистов и лиц, использующих для передвижения СИМ, при пересечении проезжей части вне перекрестков. Так, в целях обозначения специальных мест, где велосипедисты и лица, использующие для передвижения СИМ, могут не спешившись пересечь проезжую часть, предусматривается изменение применение дорожной разметки 1.15 и дорожных знаков 1.24.
В настоящее время существует проблематика в части хаотичного паркования СИМ. В целях упорядочивания их паркования проектом постановления предусматривается введение четких правил для лиц, использующих для передвижения СИМ, где они могут осуществлять стоянку и останавливаться.
Немаловажным является и негативная реакция общества на передвижение СИМ по тротуарам, так как есть необходимость определения более четких и рамочных правил их передвижения на совмещенной инфраструктуре. Проектом постановления в целях решения данной проблематики дополнительно ограничиваются СИМ при движении вблизи пешехода до 10 км/ч, что позволит снизить риски столкновений с пешеходами, а также сохранить комфорт движения пешеходов.
Кроме того, проектом постановления предусматривается введение нового дорожного знака 5.18.1 и дорожной разметки 1.27, которые предназначены для обозначения мест остановки оперативных служб (изображение прилагается). В настоящее время с учетом растущей автомобилизации в условиях существующей застройки осложнен подъезд и стоянка транспортных средств оперативных служб. Так, нередки случаи, когда для транспортных средств медицинских учреждений вблизи подъездов отсутствует место для стоянки и, для обеспечения проезда, им приходится осуществлять остановку на значительном расстоянии.
Определение мест для оперативных служб решило бы данную проблему при грамотном подходе по их организации.
Предлагается применение знака 5.18.1 и разметки 1.27 аналогично знаку 5.18 и разметки 1.17 соответственно.

4. Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие проекта постановления не потребует выделения дополнительных финансовых ассигнований из федерального бюджета.
Принятие проекта постановления не предполагает увеличения численности федеральных органов исполнительной власти, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
Принятие проекта постановления:
будет способствовать повышению безопасности дорожного движения;
положительно отразится на правоприменительной практике в отношении велосипедистов и лиц, использующих для передвижения СИМ;
будет способствовать достижению целевых значений показателей, установленных региональным стандартом транспортного обслуживания населения;
не окажет отрицательного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

5. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Реализация проекта постановления:
не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
не влечет финансовых затрат органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
не потребует увеличения численности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, изменения объема их полномочий и (или) компетенции, а также выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
не влечет за собой сокращения доходной части соответствующих бюджетов.

6. Прогноз социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Принятие проекта постановления не влечет негативных социально-экономических, финансовых и иных прогнозируемых последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация проекта постановления не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

7. Соответствие предлагаемых решений положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

8. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте постановления дополняются и уточняются обязанности велосипедистов и лиц, использующих для передвижения СИМ, соблюдение которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения.

СВОДНЫЙ ОТЧЕТ
О ПРОВЕДЕНИИ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТА
НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА

——————————————————————