Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВОПРОСОВ КВОТИРОВАНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ПРИЕМА
НА РАБОТУ ИНВАЛИДОВ
Статья 1
Внести в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» следующие изменения:
1) в статье 7:
а) пункт 2 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:
«4) поддержку мер по организации трудоустройства инвалидов, обратившихся в органы занятости населения в целях трудоустройства (в том числе признанных в установленном порядке безработными) включая поддержку открытия собственного дела (в том числе самозанятости), финансовую поддержку работодателей, трудоустраивающих инвалидов сверх установленной квоты;»;
б) в пункте 3:
подпункт 12 дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
«соблюдением законодательства, регулирующего вопросы квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов;»;
подпункт 13 после слов «безработных граждан» дополнить словами «о квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов;»;
2) в статье 7.1-1:
а) в пункте 1:
абзац второй подпункта 6 исключить;
дополнить новым подпунктом 13 следующего содержания:
«создание фондов содействия трудоустройству инвалидов.»;
подпункт тринадцатый считать соответственно подпунктом четырнадцатым;
3) в статье 13 пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:
«В целях содействия занятости инвалидов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать более удобные в целях трудоустройства инвалида, исходя из особенностей его заболевания, сроки предоставления государственных услуг в сфере содействия занятости населения, в том числе без личной его явки в орган службы занятости населения, а также в ходе личного посещения инвалида работником органа занятости населения, а также с использованием «личного кабинета» на портале Общероссийской базы вакансий «Работа в России».»;
4) в статье 13 пункт 2 дополнить абзацами следующего содержания:
«Выполнением квоты считается оформленное в установленном порядке наличие трудовых отношений работодателя с лицами, имеющими инвалидность, количество которых не менее установленного в качестве квоты, либо осуществление компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов в размере и в сроки, предусмотренные настоящим Законом, за каждое незаполненное рабочее место в пределах установленной квоты.
Невыполнение квоты для приема на работу инвалидов является основанием для недопуска работодателя к получению мер государственной поддержки, к участию в государственных закупках, а также к праву привлечения иностранных работников в установленном порядке.
В случае незаполнения рабочего места, предусмотренного квотой для приема на работу инвалидов, работниками из числа инвалидов работодатели вносят компенсационную выплату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов в фонд содействия трудоустройству инвалидов, предусмотренный в составе бюджета субъекта Российской Федерации.
Размер компенсационной выплаты устанавливается в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год и не может быть меньше 7800 рублей за один месяц. Размер компенсационной выплаты определяется законом субъекта Российской Федерации. Перечисление работодателями компенсационной выплаты в фонд содействия трудоустройству инвалидов осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Индексация размера данной компенсационной выплаты осуществляется в сроки и в объемах, предусматриваемых для индексации размера величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, предоставляет в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения, сведения о работодателях, уплативших в истекшем году компенсационные выплаты в фонд содействия трудоустройству инвалидов за невыполнение установленной квоты.»;
5) статью 22 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
«4. Фонды содействия трудоустройству инвалидов являются источником финансового обеспечения реализации мер, способствующих трудоустройству инвалидов, включая стимулирование работодателей за превышение квот, установленных для приема на работу инвалидов, организацию обучения (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства, создание и оборудование рабочих мест для инвалидов, осуществление мероприятий по сопровождаемому содействию занятости инвалидов, создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов, а также на иные стимулирующие меры.»;
6) абзац третий пункта 3 статьи 25 изложить в следующей редакции:
«информацию о свободных рабочих местах, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.».
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следующие изменения:
1) статью 5 дополнить пунктом 12 следующего содержания:
«12) создания фондов содействия трудоустройству инвалидов.»;
2) статью 21 изложить в следующей редакции:
«Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов
1. Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
Численность работников для определения обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов определяется количеством штатных единиц у работодателя согласно штатному расписанию без учета штатных единиц филиалов и представительств организации, расположенных в других субъектах Российской Федерации.
Филиалам и представительствам работодателя устанавливается квота в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, на территории которого они расположены, исходя из их штатной численности.
2. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в численность соответствующих рабочих мест не включаются:
рабочие места, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.
3. Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.
4. Квота для приема на работу считается выполненной в случаях трудоустройства инвалида на соответствующем рабочем месте либо осуществления работодателем компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов за каждое незаполненное инвалидом рабочее место в пределах установленной квоты. Выполнение квоты исчисляется долей работающих инвалидов от их общей численности, исчисленной в соответствии с настоящей статьей.».
Статья 3
Часть первую статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» дополнить пунктом одиннадцатым следующего содержания:
«11) выполнение требований Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов.».
Статья 4
Часть 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» дополнить пунктом 5 следующего содержания:
«5) не реализовавших требований Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов в течение года, предшествующего подаче соответствующей заявки на получение поддержки.».
Статья 5
Статью 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» дополнить пунктом 12 следующего содержания:
«12 Использование работодателем иностранных работников в случае невыполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов недопустимо.».
Статья 6
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТАМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ
КВОТИРОВАНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ПРИЕМА НА РАБОТУ ИНВАЛИДОВ»,
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ
КВОТИРОВАНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ПРИЕМА НА РАБОТУ ИНВАЛИДОВ»,
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ЦЕЛЯХ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ КВОТИРОВАНИЯ
РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ПРИЕМА НА РАБОТУ ИНВАЛИДОВ», «О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ КВОТИРОВАНИЯ
РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ПРИЕМА НА РАБОТУ ИНВАЛИДОВ»
Проекты федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования регулирования вопросов квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов» (далее — проект федерального закона), «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях совершенствования регулирования вопросов квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов», «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования регулирования вопросов квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов» и «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования регулирования вопросов квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов» разработаны во исполнение решения Правительства Российской Федерации (раздел I протокола заседания Правительства Российской Федерации от 9 марта 2017 года) и направлены на совершенствование механизма квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
В настоящее время действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей. Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, неудобен работодателям, неоднозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов (установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» (далее — Федеральный закон N 181-ФЗ).
Согласно статьям 20 и 21 Федерального закона N 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов (статья 24 Федерального закона N 181-ФЗ).
Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс) не содержит специальных норм о дополнительной обязанности руководителя организации по трудоустройству инвалида. При этом действуют нормы Трудового кодекса: о том, что права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 274 Трудового кодекса); о недопустимости необоснованного отказа в заключении трудового договора, о запрете ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников (статья 64 Трудового кодекса). Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд (статья 64 Трудового кодекса).
За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Кодекс об административных правонарушениях).
Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.
По состоянию на декабрь 2016 года количество заквотированных рабочих мест, информация о которых представлена работодателями в органы службы занятости, составила 338,7 тыс. мест. Из них 233,15 тыс. рабочих мест были заняты инвалидами.
Полномочием по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов в соответствии с пунктом первым статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости населения) наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения.
По итогам 2016 года в Российской Федерации проведено 2 294 проверки за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, в том числе 57 — внеплановых.
По результатам проведения указанных проверок выявлены нарушения в отношении 615 работодателей, наложено 399 административных штрафов на общую сумму 2 357,0 тысяч рублей.
В 2015 году проведено 2 585 проверок за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, в том числе 125 — внеплановых (4,8%).
Выявлены нарушения в отношении 786 работодателей, наложен 341 административный штраф на общую сумму 2 509,9 тысяч рублей.
Следует отметить, что более чем в 50 субъектах Российской Федерации отмечается снижение количества проведенных проверок за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты в 2016 году по сравнению с 2015 годом.
Большинство (68,1%) от общей суммы административных штрафов, наложенных по результатам проведения проверок в 2016 году, приходится на два субъекта Российской Федерации: город Москву (1490,0 тыс. рублей) и Кабардино-Балкарскую Республику (114,9 тыс. рублей). Для остальных 83 субъектов Российской Федерации средняя сумма наложенных штрафов составляет 16,7 тысяч рублей на каждый субъект Российской Федерации.
Существенное превышение объемов штрафов в двух субъектах Российской Федерации по сравнению со средним значением связано с особенностями нормативного правового регулирования в указанных регионах.
В частности, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях города Москвы невыполнение работодателем установленной законодательством города Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Средний размер штрафа для города Москвы по итогам 2016 года составил 21,9 тысяч рублей.
Необходимо оптимизировать механизм квотирования, в том числе в части:
установления понятия соблюдения работодателями квоты для приема на работу инвалидов;
повышения административной ответственности работодателей за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости, в том числе путем увеличения штрафных санкций за невыполнение работодателями квоты для приема на работу инвалидов;
повышения эффективности реализации контрольных полномочий за реализацией соответствующего законодательства.
Так, проектами федеральных законов предлагается предусмотреть создание фондов содействия трудоустройству инвалидов, внеся соответствующие изменения в Закон о занятости населения (статьи 7, 7.1-1, 13 и 22), Федеральный закон N 181-ФЗ (статьи 5 и 21), Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс об административных правонарушениях (статья 5.42).
В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. Вместе с тем, существуют работодатели, которые выполняют весьма специфические виды деятельности, и испытывают проблемы с подбором кадров, подобрать еще и работника с инвалидностью бывает невозможно. Кроме того, существуют инвалиды, которые в силу состояния здоровья, тяжести или специфики заболевания, не в состоянии выполнять работу у обычного работодателя, и требуют создания специальных условий, что бывает невозможно решить у обычного работодателя и требует создания специфических условий. При этом любой гражданин Российской Федерации имеет право на труд, и инвалидность не может быть причиной умаления этого права. В целях установления дополнительного способа (или формы) выполнения квоты, законопроект предусматривает компенсационную выплату, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты.
Таким образом, проектом федерального закона предусматривается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения полномочием по созданию фондов содействия трудоустройству инвалидов, а органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов — правом участвовать в создании указанных фондов.
Фонды содействия трудоустройству инвалидов предлагается создавать в целях внесения компенсационной выплаты в установленном размере работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов.
Проектом федерального закона предлагается установить, что минимальный размер компенсационной выплаты будет определяться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы, в свою очередь, законом субъекта Российской Федерации будет устанавливаться коэффициент повышения минимального размера указанной выплаты и ее итоговый размер для конкретного субъекта Российской Федерации.
Согласно изменениям, предлагаемым в статью 22 Закона о занятости населения, средства, формирующие фонды содействия трудоустройству инвалидов, являются источником финансирования реализации мер, способствующих трудоустройству инвалидов.
В Бюджетный кодекс Российской Федерации предлагается внести нормы, регламентирующие создание фондов содействия трудоустройству инвалидов. Соответствующие фонды предлагается создать на уровне субъектов Российской Федерации, и их наполнение осуществлять за счет компенсационных выплат от работодателей в случае невозможности взять на работу инвалида в соответствии с квотой, а также за счет штрафов. Предполагается, что бюджетные ассигнования из соответствующего регионального фонда смогут быть направлены по решению субъекта Российской Федерации на создание и оборудование рабочих мест для инвалидов, на выплату субсидий для организации инвалидов рабочего места в порядке самозанятости, на создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов, на обеспечение сопровождаемой занятости, на организацию обучения и стажировок инвалидов в целях трудоустройства, на оплату труда наставников для инвалидов, а также на меры стимулирования работодателей за выполнение и превышение квот для приема на работу инвалидов.
Проектом федерального закона усиление ответственности работодателей за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости населения, помимо увеличения штрафных санкций за невыполнение работодателями квоты для приема на работу инвалидов посредством внесения изменений в статью 5.42 Кодекса об административных правонарушениях, предполагается также осуществить путем недопуска работодателя к получению мер государственной поддержки (внесение изменений в статью 13 Закона о занятости населения, в статью 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»), к участию в государственных закупках (внесение изменений в статью 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), а также к праву использования иностранных работников установленном порядке (внесение изменений в статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Кроме того, проектом федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях совершенствования регулирования вопросов квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов» предлагается путем внесения изменения в статью 356 Трудового кодекса наделить федеральную инспекцию труда полномочием по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением законодательства, регулирующего вопросы квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае принятия соответствующих законов, их реализация позволит к 2020 году увеличить количество рабочих мест, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, в 2,5 раза (до 800 тыс. мест) по сравнению с 2016 годом (338,7 тыс. мест).
Принятие и реализация федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования регулирования вопросов квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов», «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях совершенствования регулирования вопросов квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов», «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования регулирования вопросов квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов» и «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования регулирования вопросов квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов» не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ФОРМА
сводного отчета
о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта
с высокой степенью регулирующего воздействия
см. в СПС «КонсультантПлюс»
——————————————————————