Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПРОЕКТ Федерального закона № 810023-8

Проект
N 810023-8

Внесен Правительством
Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 173.1 И 173.2
УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2011, N 50, ст. 7361; 2015, N 13, ст. 1811) следующие изменения:
1) в статье 173.1:
а) наименование изложить в следующей редакции:
«Статья 173.1. Незаконные образование (создание, реорганизация) юридического лица или регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя»;
б) абзац первый части первой изложить в следующей редакции:
«1. Образование (создание, реорганизация) юридического лица или регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя через подставных лиц, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшее внесение в единый государственный реестр юридических лиц либо в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о подставных лицах, —
в) примечание изложить в следующей редакции:
«Примечания. 1. Под подставными лицами в настоящей статье и статье 173.2 настоящего Кодекса понимаются лица, которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица, индивидуальными предпринимателями и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в единый государственный реестр юридических лиц либо в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а также лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом, а равно лица, которые являются индивидуальными предпринимателями, у которых отсутствует цель ведения предпринимательской деятельности.
2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей или статьей 173.2 настоящего Кодекса, являясь подставным лицом, освобождается от уголовной ответственности за его совершение, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию этого преступления.»;
2) в статье 173.2:
а) наименование изложить в следующей редакции:
«Статья 173.2. Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица, регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя»;
б) абзац первый части первой после слов «в единый государственный реестр юридических лиц» дополнить словами «либо в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей»;
в) абзац первый части второй после слов «в единый государственный реестр юридических лиц» дополнить словами «либо в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей».

Президент
Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬИ 173.1 И 173.2 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации» (далее — законопроект, УК соответственно) направлен на повышение уровня уголовно-правовой охраны правоотношений в экономической сфере, связанных с государственной регистрацией юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Как показал анализ данных ФНС России, в период с 2014 года по 2018 год индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в среднем ежегодно регистрировалось 1 176 646, из которых индивидуальные предприниматели составляли 59,3 процента, юридические лица — 40,7 процента.
При этом в период с 2019 года по 2023 год в среднем ежегодно регистрировалось 1 039 558 субъектов предпринимательской деятельности, из которых индивидуальные предприниматели составляли уже 78,3 процента, тогда как юридические лица — 21,7 процента.
Таким образом, за период с 2014 года по 2023 год (10 лет) наблюдается постепенная трансформация организационно-правовой формы субъектов предпринимательской деятельности, при которой учащается регистрация индивидуальных предпринимателей и сокращается количество случаев регистрации юридических лиц.
Вместе с тем уголовно-правовые запреты, установленные в статьях 173.1 и 173.2 УК, распространяются только на действия, связанные с незаконным образованием юридических лиц.
В то же время индивидуальные предприниматели наделены схожими правами в сфере предпринимательской деятельности, что и юридические лица, при этом на них не распространяется ряд ограничений в части распоряжения денежными средствами при их обналичивании.
В силу указанной особенности реквизиты индивидуальных предпринимателей широко используются при совершении преступлений, связанных с незаконной банковской деятельностью, уклонением от уплаты налогов и сокрытием имущества, получением налоговых вычетов, банкротством, легализацией (отмыванием) денежных средств и др.
Так, Банком России отмечен, в частности, высокий риск легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, в результате обналичивания с помощью корпоративных карт подставных (подконтрольных) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (подраздел 2.2.3 публичного отчета «Национальная оценка рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем», информационное письмо Банка России от 18 января 2023 г. N ИН-08-12/6).
Как отмечает Пленум Верховного Суда Российской Федерации, осуществление предпринимательской деятельности через подставное лицо (например, безработного, который формально был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя) является одним из способов уклонения от уплаты налогов, сборов, страховых взносов (абзац третий пункта 6 постановления от 26 ноября 2019 г. N 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления»).
Таким образом, действия, направленные на незаконное получение статуса индивидуального предпринимателя, обладают сопоставимой общественной опасностью с незаконным образованием юридических лиц.
В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в статьи 173.1 и 173.2 УК, направленные на установление уголовной ответственности за действия, связанные с незаконной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, в практической деятельности возникают сложности, связанные с выявлением и уголовным преследованием организаторов преступлений, предусмотренных статьями 173.1 и 173.2 УК, совершаемых в соучастии. Нередко по уголовным делам рассматриваемой категории к ответственности привлекаются только подставные лица.
Данное обстоятельство обусловлено преимущественно тем, что подставные лица не заинтересованы в сотрудничестве с органами предварительного расследования, поскольку в случае дачи показаний, изобличающих соучастников преступления, содеянное повлечет повышенные меры ответственности в результате вменения квалифицирующего признака «совершение деяния группой лиц по предварительному сговору».
В то же время организаторы рассматриваемых преступлений зачастую преследуют цель использования незаконно образованных юридических лиц и зарегистрированных индивидуальных предпринимателей для совершения иных преступлений (легализация (отмывание) имущества, незаконная банковская деятельность, неправомерный оборот средств платежей и др.).
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается указать условие в виде активного способствования раскрытию и (или) расследованию такого преступления (в том числе изобличению и уголовному преследованию других соучастников), дополнив примечание к статье 173.1 УК специальным основанием освобождения от уголовной ответственности подставных лиц, совершивших впервые преступления, предусмотренные статьями 173.1 и 173.2 УК. Это позволит расширить действие правовых механизмов освобождения от уголовной ответственности, поскольку, например, по смыслу части первой статьи 75 УК, освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием возможно при условии выполнения всех перечисленных в ней действий или тех из них, которые с учетом конкретных обстоятельств лицо имело объективную возможность совершить (абзац первый пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. N 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности»).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬИ 173.1 И 173.2 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона «О внесении изменений в статьи 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации», не окажет влияния на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

ПЕРЕЧЕНЬ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ,
ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 173.1
И 173.2 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в статьи 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации» не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие других федеральных законов.

ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ
СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ
С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬИ 173.1 И 173.2 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в статьи 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации» не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.