Проект
N 677227-7
Внесен Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 5.27 КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Внести в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2005, N 19, ст. 1752; 2007, N 17, ст. 1930; N 26, ст. 3089; 2013, N 52, ст. 6986; 2016, N 27, ст. 4205) следующие изменения:
1) в части 6 после слова «либо» дополнить словами «воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на изменение кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, а также»;
2) в части 7 после слов «настоящей статьи» дополнить словами «(за исключением воспрепятствования работодателем осуществлению работником права на изменение кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата)».
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 5.27 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»
Согласно части третьей статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс) заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за 5 рабочих дней до дня выплаты заработной платы.
Работодатель не вправе обязать работника получать заработную плату путем перечисления ее в кредитную организацию, с которой работодателем заключен договор на обслуживание, и отказать работнику в перечислении заработной платы в иную кредитную организацию при поступлении от работника соответствующего заявления.
Невозможность получения заработной платы в кредитной организации, удобной для работника, может препятствовать реализации его права на получение заработной платы.
Так, Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно было отмечено, что часть третья статьи 136 Трудового кодекса представляет собой гарантию реализации закрепленного Трудовым кодексом (статьи 2, 21, 22 и 56) права работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы, направлена на обеспечение согласования интересов сторон трудового договора при определении правил выплаты заработной платы и на создание условий беспрепятственного ее получения работником удобным для него способом, что соответствует положениям Конвенции МОТ N 95 «Относительно защиты заработной платы» (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1961 года) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. N 143-О и от 26 апреля 2016 г. N 769-О).
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Указанное право неразрывно связано с правом конкретного гражданина на распоряжение подлежащими выплате этому гражданину в качестве заработной платы денежными средствами, в том числе путем их размещения на банковский счет в кредитной организации. При этом гражданин в силу вытекающего из Конституции Российской Федерации принципа свободы договора вправе, самостоятельно оценивая предлагаемые различными банками условия договора банковского вклада и связанные с ними риски, по своему усмотрению выбирать банк в качестве контрагента по договору. Иное означало бы несовместимое с требованиями части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации ограничение права работников на свободное распоряжение причитающимися им денежными средствами путем размещения их на банковские счета в избранных ими банках.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее соответственно — законопроект, КоАП) направлен на недопущение воспрепятствования работодателем осуществлению работником права на изменение кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата.
По данным опроса, проведенного Национальным агентством по финансовым исследованиям в мае 2018 г. в рамках научно-исследовательской работы по заказу и методологии Банка России, 84,4% взрослого населения имеют платежные карты, в том числе 29,81% имеют только банковскую карту для получения заработной платы. Таким образом, во многих случаях «зарплатная карта» является для гражданина единственной и, следовательно, организация выплаты заработной платы безналичным способом на банковские карты работников в рамках «зарплатных проектов» может обуславливать приобретение работником и иных услуг в обслуживающем «зарплатный проект» банке, например услуг по переводу платежей, в том числе в счет оплаты различных товаров, а также кредитных услуг с учетом того, что такой банк имеет возможность предложить индивидуализированные условия кредитования в связи с наличием информации по соответствующему клиенту.
Создание препятствий гражданам в смене кредитной организации для получения заработной платы может создавать условия для получения обслуживающей «зарплатный проект» кредитной организацией преимуществ не только при привлечении денежных средств на банковские счета, но и при осуществлении иных видов банковской деятельности, что в отдельных случаях может приводить к ограничению конкуренции, в частности при наличии у такой организации доминирующего положения на соответствующем рынке.
По данным Роструда, общее количество выявленных нарушений по оплате труда за 2018 год составило 81 тыс. нарушений, из них порядка 10% нарушений части третьей статьи 136 Трудового кодекса.
Анализ судебной практики также показывает нарушение работодателями права работников на получение работником заработной платы удобным для него способом.
С учетом изложенного законопроектом предлагается внести изменение в часть 6 статьи 5.27 КоАП, дополнив ее отдельным составом правонарушения, заключающимся в воспрепятствовании работодателем осуществлению работником права на изменение кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 5.27 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»
Реализация Федерального закона «О внесении изменений в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, а также не повлечет дополнительных расходов работодателей при соблюдении ими трудового законодательства.
ПЕРЕЧЕНЬ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 5.27 КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»
Принятие Федерального закона «О внесении изменений в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ
СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ
С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 5.27 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»
Принятие Федерального закона «О внесении изменений в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
——————————————————————