Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПРОЕКТ Федерального закона № 509708-8

Проект
N 509708-8

Внесен депутатами
Государственной Думы
А.И. Немкиным, Г.О. Паниным,
В.А. Петровым, А.П. Марковым,
А.О. Ткачевым

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 1280 ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ
ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Внести в статью 1280 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2014, N 11, ст. 1100) изменение, дополнив ее пунктами 2.1 и 2.2 следующего содержания:
«2.1. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или экземпляром базы данных, (пользователь) вправе без разрешения автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения изучать, исследовать или испытывать функционирование такой программы и (или) базы данных в целях выявления недостатков для их безопасного использования или поручить иным лицам осуществить эти действия при соблюдении следующих условий:
1) указанные действия осуществляются исключительно в отношении экземпляров программ для ЭВМ и (или) базы данных, функционирующих на технических средствах пользователя;
2) выявленная пользователем или лицом, действующим по его поручению, информация о недостатках не может быть передана третьим лицам, за исключением правообладателя и (или) лица, осуществляющего переработку программы для ЭВМ и (или) базы данных с согласия правообладателя, если иное не установлено законом.
2.2. Лицо, выявившее недостатки безопасного использования программы для ЭВМ и (или) базы данных, обязано сообщить о них правообладателю в течение пяти рабочих дней со дня их выявления, за исключением случая если в результате предпринятых им разумных и достаточных мер ему не удалось установить его место нахождения, место жительства или адрес для переписки.».

Президент
Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 1280 ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 1280 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — законопроект) разработан в целях исключения нарушения авторских прав на программы для ЭВМ (далее — программы) при осуществлении тестирования защищенности информационных систем.
Как правило, в составе информационных систем используется комплекс программ разных правообладателей на основании отдельных пользовательских соглашений, некоторые из которых прямо запрещают выполнение ряда действий, осуществляемых при анализе защищенности.
Согласно части 2 статьи 1280 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе изучать, исследовать или испытывать функционирование такой программы в целях определения идей и принципов, лежащих в основе любого элемента программы для ЭВМ, путем осуществления действий, необходимых для функционирования программы для ЭВМ, внесения в программу для ЭВМ данных изменений исключительно в целях их функционирования на технических средствах пользователя, исправления явных ошибок. Разрешение, которое предусматривается этой нормой, не охватывает действия, которые выполняются в ходе тестирования защищенности, также выполнение данного тестирования требует от исполнителя получения разрешений от правообладателя каждой программы, входящей в состав информационной системы.
Выполнение тестирования защищенности без таких разрешений может повлечь нарушение авторских прав соответствующих правообладателей и, соответственно, необходимость возмещения убытков или выплату компенсации в размере от 10 тысяч рублей до 5 млн рублей, либо в двукратном размере стоимости права использования соответствующей программы (статья 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, с учетом высокой стоимости специализированных программ некоторых информационных систем, имеет место риск привлечения исполнителя к ответственности по статье 146 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного, законопроектом предусмотрена возможность изучения, исследования или испытания функционирования программ лицом, правомерно владеющим экземпляром программы для ЭВМ (далее — пользователь), либо лицом, действующим по его поручению, в целях выявления его уязвимостей для исправления явных ошибок. При этом указанные действия осуществляются исключительно в отношении экземпляров программ для ЭВМ и (или) базы данных, функционирующих на технических средствах пользователя.
С целью защиты прав и интересов правообладателей программы, законопроектом предусмотрен запрет на передачу информации о выявленных пользователем или лицом, действующим по его поручению, недостатках третьим лицам, за исключением правообладателя и (или) лица, осуществляющего переработку программы для ЭВМ и (или) базы данных с согласия правообладателя, если иное не установлено законом.
В то же время законопроектом установлена обязанность лица, выявившего недостатки безопасного использования программы для ЭВМ и (или) базы данных, сообщить о них правообладателю в течение пяти рабочих дней со дня их выявления, за исключением случая, если в результате предпринятых им разумных и достаточных мер, ему не удалось установить его место нахождения, место жительства или адрес для переписки.
Принятие законопроекта позволит проводить анализ уязвимостей в любой форме, без разрешения правообладателей соответствующей программы, в том числе правообладателей инфраструктурных и заимствованных компонентов.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не повлияет на индикаторы государственных программ Российской Федерации и их результаты.
Принятие положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

ПЕРЕЧЕНЬ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ,
ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 1280
ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в статью 1280 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.

ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ
СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ
С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИИ
В СТАТЬЮ 1280 ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в статью 1280 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 1280 ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в статью 1280 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» не повлечет увеличения расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.