Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПРОЕКТ Федерального закона № 02/04/12-23/00144391

Проект

Внесен Правительством
Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2003, N 50, ст. 4847; 2004, N 44, ст. 4266; 2005, N 19, ст. 1752; 2007, N 31, ст. 4007; 2009, N 45, ст. 5267; 2010, N 30, ст. 4006; 2011, N 1, ст. 33; N 30, ст. 4573; N 50, ст. 7346, 7351; 2014, N 11, ст. 1098; N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1411; 2016, N 18, ст. 2490; N 27, ст. 4223; 2017, N 31, ст. 4813; 2018, N 32, ст. 5091; N 47, ст. 7131; 2020, N 9, ст. 1136; 2021, N 1, ст. 10; 2022, N 29, ст. 5254) следующие изменения:
1) в части 4 статьи 4.8 слова «заявлены или переданы в орган» заменить словами «заявлены, переданы или поданы в суд, орган»;
2) в части 2.1 статьи 24.3 слова «видео-конференц-связи в закрытом судебном заседании» заменить словами «видеоконференц-связи и веб-конференции при закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении»;
3) главу 24 дополнить статьями 24.8, 24.9 следующего содержания:

«Статья 24.8. Подача процессуальных документов участниками производства по делу об административном правонарушении

1. Заявление, ходатайство, жалоба, протест и иные документы могут быть поданы участниками производства по делу об административном правонарушении на бумажном носителе или при наличии технической возможности в суде, у органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, в электронном виде, в том числе в форме электронного документа. В случае подачи заявления, ходатайства, жалобы, протеста и иных документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, прилагаемые к ним документы также должны быть представлены в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.
2. Заявление, ходатайство, жалоба, протест, и иные документы, изготовленные в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, а также прилагаемые к ним документы могут быть поданы участником производства по делу об административном правонарушении в суд посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — Единый портал), либо через информационную систему, определенную Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, либо через системы электронного документооборота участника производства по делу посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
3. Заявление, ходатайство, жалоба, протест и иные документы, которые подаются в суд через Единый портал либо через информационную систему, определенную Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, могут быть подписаны простой электронной подписью, если настоящим Кодексом не установлено, что они должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.
Заявление, ходатайство, жалоба, протест и иные документы, которые подаются в суд через системы электронного документооборота участников производства по делу об административном правонарушении, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.
4. Заявление, ходатайство, жалоба, протест и иные документы, изготовленные в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, а также прилагаемые к ним документы могут быть поданы участниками производства по делу об административном правонарушении в орган, должностному лицу, осуществляющим производство по делу, посредством Единого портала, либо через размещенный на официальном сайте государственного органа или Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» личный кабинет юридического лица или индивидуального предпринимателя (далее — Личный кабинет), либо через систему электронного документооборота участника производства по делу посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Документы, указанные в абзаце первом настоящей части, могут быть поданы участниками производства по делу об административном правонарушении в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, государственные учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностным лицам, осуществляющим производство по делу, также посредством региональных порталов государственных и муниципальных услуг (функций) (далее — региональный портал).
5. Заявление, ходатайство, жалоба, протест и иные документы, которые подаются в орган, должностному лицу, осуществляющим производство по делу, через Единый портал, могут быть подписаны простой электронной подписью, ключ которой получен в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами, если настоящим Кодексом не установлено, что они должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.
Заявление, ходатайство, жалоба, протест и иные документы, которые подаются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, административную комиссию, иной коллегиальный орган, создаваемый в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, государственное учреждение, подведомственное органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, их должностным лицам, осуществляющим производство по делу, через региональный портал, могут быть подписаны простой электронной подписью, ключ которой получен в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами, если настоящим Кодексом не установлено, что они должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.
Заявление, ходатайство, жалоба, протест и иные документы, которые подаются в орган, должностному лицу, осуществляющим производство по делу, через Личный кабинет либо через системы электронного документооборота участников производства по делу об административном правонарушении, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

Статья 24.9. Изготовление, вручение и направление процессуальных документов

1. Предусмотренные настоящим Кодексом постановления, решения, определения, протоколы, и другие процессуальные документы, изготавливаются на бумажном носителе или при наличии технической возможности в суде, у органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, выполняются в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.
В случае изготовления процессуального документа в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, дополнительно изготавливается экземпляр такого документа на бумажном носителе в порядке и случаях, установленных настоящим Кодексом, Правительством Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах своих полномочий, в том числе по ходатайству участника производства по делу об административном правонарушении.
2. Изготовленные в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, процессуальные документы при наличии технической возможности в суде, у органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, направляются участникам производства по такому делу следующими способами:
1) в Личный кабинет;
2) через Единый портал — в случае, если участником производства по делу об административном правонарушении завершено прохождение процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации, и на Едином портале таким участником не выражен отказ от направления ему указанных документов посредством данного портала;
3) посредством электронных средств связи — при наличии заявления лица о направлении ему извещений посредством таких электронных средств связи;
4) в систему электронного документооборота участника производства по делу посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
3. Изготовленные в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, процессуальные документы могут направляться участникам производства по делу об административном правонарушении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, административной комиссией, иным коллегиальным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, государственным учреждением, подведомственным органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, их должностными лицам, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, одновременно через Единый портал и региональный портал при соблюдении следующих условий:
1) участником производства по делу об административном правонарушении завершено прохождение процедуры регистрации на региональном портале и таким участником дано согласие на региональном портале на направление (не выражен отказ от направления) ему указанных документов посредством данного портала;
2) участником производства по делу об административном правонарушении завершено прохождение процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации, и на Едином портале таким участником не выражен отказ от направления ему указанных документов посредством данного портала;
3) у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, административной комиссии, иного коллегиального органа, создаваемого в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, государственного учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, их должностных лиц, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, имеется техническая возможность для направления указанных документов через Единый портал и региональный портал;
4) процессуальный документ направляется участнику производства по делу об административном правонарушении в связи с подачей таким участником документа в порядке, предусмотренном абзацем вторым части 4 статьи 24.8 настоящего Кодекса, либо при наличии согласия такого участника на получение процессуальных документов в личный кабинет на региональном портале.
4. Вынесенные судьей постановление, определение, решение, предусмотренные статьями 29.9, 30.7, 30.17 настоящего Кодекса, изготовленные в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, направляются участникам производства по делу об административном правонарушении посредством их размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня их вынесения, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом.
5. Лицо считается получившим процессуальный документ (его копию) в случаях, если:
1) процессуальный документ (его копия) вручен лично под расписку или направлен по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, и организацией почтовой связи в установленном порядке зафиксировано его вручение адресату;
2) адресат отказался от получения процессуального документа (его копии) и этот отказ зафиксирован организацией почтовой связи или судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело;
3) при наличии почтового извещения адресат не явился за получением процессуального документа (его копии), направленного ему в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила судью, орган, должностное лицо, направивших такой документ;
4) процессуальный документ (его копия) не вручен в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем организация почтовой связи уведомила судью, орган, должностное лицо, его направивших, с указанием источника данной информации;
5) процессуальный документ (его копия) вручены уполномоченному в установленном порядке сотруднику филиала или представительства юридического лица в случае, если административное правонарушение совершено юридическим лицом на территории действия его филиала или представительства;
6) процессуальный документ (его копия) вручен законному представителю физического лица, законному представителю юридического лица, защитнику, представителю в случае их участия в производстве по делу об административном правонарушении;
7) вынесенные судьей постановление, определение, решение, предусмотренные статьями 29.9, 30.7, 30.17 настоящего Кодекса, размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном частью 4 настоящей статьи;
8) процессуальный документ доставлен в Личный кабинет;
9) лицо, завершившее прохождение процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации и не выразившее отказ от направления ему процессуальных документов посредством Единого портала, вошло в личный кабинет на Едином портале в течение семи дней со дня размещения процессуального документа в таком личном кабинете;
10) процессуальный документ размещен в личном кабинете лица на Едином портале при наличии согласия такого лица на получение процессуальных документов исключительно в личный кабинет на Едином портале;
11) лицо, завершившее прохождение процедуры регистрации на региональном портале и давшее согласие на указанном портале на направление (не выразившее отказ от направления) ему процессуальных документов посредством регионального портала, вошло в личный кабинет на данном портале в течение семи дней со дня размещения процессуального документа в таком личном кабинете;
12) процессуальный документ доставлен посредством электронных средств связи при наличии заявления лица о направлении ему извещений посредством таких электронных средств связи;
13) процессуальный документ доставлен в систему электронного документооборота участника производства по делу об административном правонарушении посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
В случае, если процессуальный документ направленный (размещенный) в порядке, предусмотренном пунктами 7 — 13 настоящей части, поврежден, вследствие чего лицо не имеет возможности ознакомиться с ним, лицо не считается получившим такой процессуальный документ.
6. Процессуальный документ (его копия) считается полученным:
1) в случаях, предусмотренных пунктами 1, 5, 6 части 5 настоящей статьи, — со дня вручения процессуального документа указанным в данных пунктах лицам;
2) в случае, предусмотренном пунктом 2 части 5 настоящей статьи, — со дня поступления судье, в орган, должностному лицу уведомления организации почтовой связи либо со дня фиксации судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, отказа от получения процессуального документа;
3) в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 части 5 настоящей статьи, — со дня поступления судье, в орган, должностному лицу уведомления организации почтовой связи;
4) в случаях, предусмотренных пунктами 7, 10 части 5 настоящей статьи, — на следующий день после дня размещения процессуального документа в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в личном кабинете лица на Едином портале;
5) в случаях, предусмотренных пунктами 8, 12, 13 части 5 настоящей статьи, — на следующий день после дня доставки процессуального документа;
6) в случаях, предусмотренных пунктами 9, 11 части 5 настоящей статьи, — со дня входа лица в личный кабинет на Едином портале, региональном портале.
7. В случае необходимости направления процессуального документа, изготовленного в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, по почте либо вручения его копии под расписку копия такого документа изготавливается путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе и заверяется в установленном порядке.
8. В случае изготовления процессуального документа, который должен быть подписан участником производства по делу об административном правонарушении, в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, указанный участник не позднее следующего рабочего дня после получения такого процессуального документа направляет в порядке, предусмотренном статьей 24.8 настоящего Кодекса, судье, в орган, должностному лицу, направившим процессуальный документ, уведомление о получении такого документа со ссылкой на его реквизиты, содержащее информацию о согласии или несогласии с содержанием процессуального документа.
Если участник производства по делу об административном правонарушении получил процессуальный документ, указанный в абзаце первом настоящей части, и таким участником в установленный срок не направлено соответствующее уведомление, данный участник считается отказавшимся от подписания процессуального документа. Отказ участника производства по делу об административном правонарушении от подписания процессуального документа, изготовленного в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, фиксируется судьей, органом, должностном лицом, направившим процессуальный документ.»;

4) статью 25.15 изложить в следующей редакции:

«Статья 25.15. Извещение участников производства по делам об административных правонарушениях

1. Участники производства по делам об административных правонарушениях извещаются или вызываются к судье, в орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телеграммой, телефонограммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование извещения и его вручение адресату, в том числе путем отправки СМС-сообщений или направления извещений по электронной почте (при согласии лица на получение извещений по указанному им номеру телефона, адресу электронной почты).
Согласие участника производства по делу об административном правонарушении на извещение посредством СМС-сообщения либо по электронной почте может быть выражено в отдельном заявлении, в котором наряду с данными о лице и его согласием на уведомление такими способами указывается номер его мобильного телефона или адрес электронной почты, на которые направляется извещение, а также в протоколе об административном правонарушении, ином предусмотренном настоящим Кодексом протоколе, ходатайстве, жалобе, протесте путем указания номера мобильного телефона или адреса электронной почты.
2. Извещение, адресованное физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю либо должностному лицу, направляется по месту его жительства. Место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании сведений из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Извещение, адресованное юридическому лицу, направляется по адресу данного юридического лица. Если административное правонарушение совершено юридическим лицом на территории действия его филиала или представительства, извещение направляется по адресу юридического лица либо по адресу места нахождения филиала или представительства. Адрес юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании сведений единого государственного реестра юридических лиц.
3. В случае участия в производстве по делу об административном правонарушении защитника или представителя извещение, адресованное лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшему, может быть вручено (направлено) его защитнику или представителю.
4. Если участник производства по делу об административном правонарушении заявил ходатайство о направлении извещений по иному адресу, судья орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение по указанному адресу.
5. В случае, если адрес или место жительства участника производства по делу об административном правонарушении неизвестны, надлежащим извещением считается направление извещения по последнему известному адресу или месту его жительства.
6. Извещения, изготовленные в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, могут быть направлены участнику производства по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 24.9 настоящего Кодекса. В случае направления извещения, изготовленного в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, участник производства по делу об административном правонарушении считается получившим такое извещение в случаях, указанных в пунктах 8 — 13 части 5 статьи 24.9 настоящего Кодекса.»;

5) часть 4 статьи 26.2 исключить;
6) часть 5 статьи 26.4 изложить в следующей редакции:
«5. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.
Заключение может быть изготовлено на бумажном носителе либо в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью эксперта в соответствии с законодательством.
В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.»;
7) статью 26.7 дополнить частью 5 следующего содержания:
«5. Документы могут быть получены от участников производства по делу об административном правонарушении непосредственно, а также путем почтовой связи или электросвязи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии технической возможности для такой передачи документов и материалов) либо иным способом, позволяющим установить отправителя документов или материалов и сохранить их неизменность до момента получения судьей, органом, уполномоченными рассматривать дело.
Если участником производства по делу представлены копии документов, в том числе в электронном виде, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, вправе потребовать представления подлинников этих документов.»;
8) в статье 26.9:
а) в части 1 слова «запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа» заменить словами «запросы в территориальные органы соответствующего органа исполнительной власти и подведомственные ему учреждения, иные органы исполнительной власти либо поручения о совершении отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу указанного территориального органа или учреждения»;
б) дополнить частями 4 и 5 следующего содержания:
«4. Если судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, не может получить доказательства, находящиеся на территории, на которую распространяется юрисдикция другого суда, он вправе дать поручение судье (суду) того же либо нижестоящего уровня осуществить определенные процессуальные действия (судебное поручение), о чем выносится определение.
В определении о судебном поручении кратко излагается содержание рассматриваемого дела об административном правонарушении, указываются сведения об участниках производства по делу об административном правонарушении, месте их жительства или месте их нахождения, обстоятельства, подлежащие выяснению, доказательства, которые необходимо собрать судье, выполняющему судебное поручение. Копия определения направляется в суд, судье которого дано судебное поручение, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.
5. Определение о судебном поручении обязательно для судьи, которому дано поручение, и должно быть выполнено им не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня получения копии указанного определения, если иной срок не установлен определением о судебном поручении.»;
9) в статье 26.10 части 2 — 4 исключить;
10) в статью 28.2 внести следующие изменения:
а) дополнить частями 1.1 и 1.2 следующего содержания:
«1.1. В случае, если по объективным причинам при составлении протокола об административном правонарушении не могут присутствовать физическое лицо, в отношении которого возбуждается дело о таком правонарушении, или его законный представитель, или законный представитель юридического лица, в отношении которого возбуждается дело об указанном правонарушении, их присутствие может быть обеспечено путем использования системы видеоконференц-связи при наличии технической возможности у органа, должностного лица.
Вопрос об обеспечении присутствия указанных лиц при составлении протокола об административном правонарушении путем использования системы видеоконференц-связи разрешается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, по заявлению таких лиц либо по собственной инициативе.
Должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, извещает лиц, указанных в абзаце первом настоящей части, о дате, времени и месте организации видеоконференц-связи не менее, чем за десять рабочих дней до дня составления протокола об административном правонарушении.
1.2. Должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, в случае использования систем видеоконференц-связи при его составлении устанавливает связь со структурным подразделением органа, территориальным органом, структурным подразделением территориального органа, в которых используются системы видеоконференц-связи, для обеспечения присутствия при составлении протокола лиц, указанных в абзаце первом части 1.1 настоящей статьи. Лицо, осуществляющее организацию видеоконференц-связи, содействует должностному лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении, в проверке явки и установлении личности явившихся лиц.»;
б) часть 4 изложить в следующей редакции:
«4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, а в случае их присутствия при составлении протокола об административном правонарушении путем использования системы видеоконференц-связи — с копией такого протокола, направленной в порядке, предусмотренном частью 5.1 настоящей статьи.
Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.»;
в) изложить часть 5 в следующей редакции:
«5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, а также физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи.
В случае отказа лиц от подписания протокола (копии протокола), а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в протоколе делается соответствующая запись.»;
г) дополнить частью 5.1 следующего содержания:
«5.1. В случае изготовления протокола об административном правонарушении, при составлении которого используется система видеоконференц-связи, на бумажном носителе такой протокол подписывается должностным лицом, его составившим, после чего копия протокола направляется им в структурное подразделение органа, территориальный орган, структурное подразделение территориального органа, в которых организована видеоконференц-связь, для ее подписания лицами, указанными в абзаце первом части 1.1 настоящей статьи.
Помимо собственноручной подписи на бумажном носителе копии протокола лица, указанные в абзаце первом части 1.1 настоящей статьи, проставляют на ней отметку о ее получении.
Подписанная указанными лицами копия протокола с отметкой о получении ими данной копии незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня направляется лицом, осуществляющим организацию видеоконференц-связи, должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.
В случае отказа лиц, указанных в абзаце первом части 1.1 настоящей статьи, от подписания копии протокола лицо, осуществляющее организацию видеоконференц-связи, делает на такой копии соответствующую запись и направляет указанную копию должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении в срок, предусмотренные абзацем третьим настоящей части.»;
11) части 1 статьи 28.5 дополнить словами «за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 настоящей статьи, частью 3.1 статьи 28.1, частью 1.1 статьи 28.2 настоящего Кодекса»;
12) в статье 28.6:
а) в части 1 после слов «почтовым отправлением» дополнить словами «или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, в порядке и в случаях, предусмотренных статьей 24.9 настоящего Кодекса,»;
б) в части 3 слова «частью 7 статьи 29.10 настоящего Кодекса, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,» заменить словами «частью 7 статьи 24.9 настоящего Кодекса, или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, в порядке, предусмотренном статьей 24.9 настоящего Кодекса,», слова «Указанные экземпляр постановления в форме электронного документа либо информация, содержащаяся в постановлении, также могут быть направлены лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при условии регистрации такого лица в единой системе идентификации и аутентификации и наличия согласия такого лица на получение указанных в настоящей части постановления либо информации с использованием иных средств информационных технологий, и (или) с использованием подвижной радиотелефонной связи.» исключить;
в) в части 4 слова «частью 7 статьи 29.10» заменить словами «частью 7 статьи 24.9», после слов «должностного лица» дополнить словами «в порядке, установленном законодательством Российской Федерации»;
13) в статье 28.8:
а) часть 1 после слов «Протокол (постановление прокурора) по делу об административном правонарушении» дополнить словами «и другие материалы дела об административном правонарушении»;
б) дополнить частями 1.2 — 1.5 следующего содержания:
«1.2. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении и другие материалы дела об административном правонарушении направляются судье, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, с заявлением о привлечении к административной ответственности.
В заявлении о привлечении к административной ответственности должны быть указаны:
1) наименование суда, в который направляется заявление о привлечении к административной ответственности;
2) должность, фамилия и инициалы должностного лица, направляющего в суд заявление о привлечении к административной ответственности;
3) адрес органа, должностное лицо которого направляет указанное заявление, для направления документов по почте и информация о возможности направлять документы посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
4) номер телефона органа, должностного лица, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей части, а также их факс и электронная почта (при наличии);
5) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол (вынесшего постановление) об административном правонарушении;
6) адрес органа, должностным лицом которого возбуждено дело об административном правонарушении, для направления документов по почте и информация о возможности направлять документы посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
7) номер телефона органа, должностного лица, указанных в пунктах 5 и 6 настоящей части, а также их факс и электронная почта (при наличии);
8) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол (вынесено постановление прокурора) об административном правонарушении:
а) для граждан и должностных лиц — фамилия, имя и отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства или место пребывания, информация о возможности направления такому лицу извещений и документов способами, указанными в части 2 статьи 24.9 и части 1 статьи 25.15 настоящего Кодекса, а при отсутствии такой информации адрес для направления извещений и документов по почте, если данный адрес отличается от адреса места жительства или места пребывания;
б) для юридических лиц — наименование, адрес, указанный в едином государственном реестре юридических лиц, дата государственной регистрации в качестве юридического лица, основной государственный регистрационный номер, информация о возможности направления такому лицу извещений и документов способами, указанными в части 2 статьи 24.9 и части 1 статьи 25.15 настоящего Кодекса, а при отсутствии такой информации адрес для направления извещений и документов по почте, если данный адрес отличается от адреса, указанного в едином государственном реестре юридических лиц;
9) дата, время и место совершения и событие административного правонарушения;
10) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения;
11) иные сведения, необходимые для разрешения дела;
12) требование о привлечении лица, в отношении которого составлен протокол (вынесено постановление прокурора) об административном правонарушении, к административной ответственности;
13) перечень прилагаемых документов.
Сведения, перечисленные в пунктах 6 и 7 настоящей части указываются в заявлении о привлечении к административной ответственности в случае, если данные сведения отличаются от сведений, перечисленных в пункте 3 и 4 настоящей части.
1.3. Заявление о привлечении к административной ответственности подписывается и направляется должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.
1.4. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении и другие материалы дела об административном правонарушении с заявлением о привлечении к административной ответственности, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью, направляются в суд через системы электронного документооборота органа, должностное лицо которого указано в части 1.3 настоящей статьи, в форме электронных документов в машиночитаемом виде при наличии технической возможности у судьи, органа.
1.5. При отсутствии технической возможности протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении и другие материалы дела об административном правонарушении направляются в суд по почте либо вручаются уполномоченным сотрудникам суда под расписку.
Копии процессуальных документов, указанных в части 1 статьи 24.9 настоящего Кодекса и изготовленных в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, которые входят в состав материалов дела об административном правонарушении, изготавливаются путем перевода таких электронных документов в документы на бумажном носителе и заверяются в установленном порядке.»;
14) дополнить статью 29.1 пунктом 7 следующего содержания:
«7) имеются ли основания для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении путем использования систем видеоконференц-связи или системы веб-конференции.»;
15) в статье 29.4:
а) часть 1 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
«7) об участии лиц, указанных в статьях 25.1 — 25.10 настоящего Кодекса, в рассмотрении дела путем использования систем видеоконференц-связи или веб-конференции в случаях, предусмотренных статьями 29.14 — 29.16 настоящего Кодекса;»;
б) дополнить частью 1.1 следующего содержания:
«1.1. Определения, указанные в подпунктах 3 и 7 части 1 настоящей статьи, также могут быть вынесены в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении.»;
в) часть 4 исключить;
16) пункт 7 части 1 статьи 29.7 дополнить подпунктами «г» и «д» следующего содержания:
«г) возникновения неполадок при использовании систем видеоконференц-связи или веб-конференции;
д) возникновения у судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело, обоснованных сомнений относительно того, что в рассмотрении дела участвует лицо, прошедшее идентификацию или аутентификацию, либо относительно волеизъявления такого лица.»;
17) в статье 29.10 части 5.1 — 8 исключить;
18) часть 2 статьи 29.11 после слов «почтовым отправлением» дополнить словами «или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, в порядке и в случаях, предусмотренных статьей 24.9 настоящего Кодекса,»;
19) изложить статью 29.14 в следующей редакции:

«Статья 29.14. Участие в рассмотрении дела об административном правонарушении судьей путем использования систем видеоконференц-связи

1. В случае, если судьей признано обязательным присутствие при рассмотрении дела об административном правонарушении участника производства по делу об административном правонарушении, который по объективным причинам не имеет такой возможности, судья по ходатайству участника производства по делу либо по собственной инициативе разрешает вопрос об участии указанного лица в рассмотрении дела путем использования систем видеоконференц-связи при наличии технической возможности.
2. Системы видеоконференц-связи судов могут использоваться в суде по месту жительства, месту пребывания или месту нахождения участника производства по делу об административном правонарушении, присутствие которого признано обязательным, но который не имеет возможности прибыть для участия в рассмотрении дела. В целях обеспечения участия в рассмотрении дела лиц, находящихся в местах содержания под стражей или местах лишения свободы, в местах отбывания административного ареста либо специальных учреждениях для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, местах принудительного содержания органов, уполномоченных осуществлять административное задержание, используются системы видеоконференц-связи соответствующих органов и учреждений.
3. Об участии в рассмотрении дела лиц, присутствие которых признано обязательным, путем использования систем видеоконференц-связи судья выносит определение. Копии такого определения не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения направляются соответствующим участникам производства по делу об административном правонарушении, а также в соответствующий суд, орган или учреждение, которым поручается обеспечить участие в рассмотрении дела об административном правонарушении участника производства по делу путем использования системы видеоконференц-связи.
4. Судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, устанавливает связь с судом, органом, учреждением, обеспечивающим участие в рассмотрении дела путем использования системы видеоконференц-связи лица, присутствие которого признано обязательным. Участие в рассмотрении дела об административном правонарушении участника производства по делу путем использования системы видеоконференц-связи обеспечивают судья, должностное лицо, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях, сотрудник учреждения.
Судья, должностное лицо, сотрудник учреждения, обеспечивающие участие в рассмотрении дела об административном правонарушении путем использованиям системы видеоконференц-связи, содействуют судье, рассматривающему дело, в проверке присутствия и установлении личности явившихся лиц, а также в осуществлении иных процессуальных действий, в частности, в получении у потерпевшего, свидетелей, специалистов, экспертов, переводчиков подписки о разъяснении им судьей, рассматривающим дело, их прав и обязанностей и предупреждении об ответственности за их нарушение, в принятии от участников производства по делу об административном правонарушении письменных материалов, в том числе получении подписки.
5. Все документы, полученные в суде, органе, учреждении, обеспечивающих участие в рассмотрении дела об административном правонарушении путем использования системы видеоконференц-связи, не позднее следующего рабочего дня после дня рассмотрения дела об административном правонарушении направляются в суд, рассматривающий указанное дело.
6. Судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, отказывает в удовлетворении ходатайства об участии в рассмотрении дела путем использования систем видеоконференц-связи в случаях, если:
1) отсутствует техническая возможность для участия в рассмотрении дела путем использования системы видеоконференц-связи;
2) вынесено решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении.
7. Правила, установленные настоящей статьей, подлежат применению при рассмотрении судьей жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.»;

20) главу 29 дополнить статьями 29.15 и 29.16 следующего содержания:

«Статья 29.15. Участие в рассмотрении дела об административном правонарушении органом, должностным лицом путем использования систем видеоконференц-связи

1. В случае, если органом, должностным лицом признано обязательным присутствие при рассмотрении дела об административном правонарушении участника производства по делу об административном правонарушении, который по объективным причинам не имеет такой возможности, орган, должностное лицо по ходатайству участника производства по делу либо по собственной инициативе разрешают вопрос об участии указанного лица в рассмотрении дела путем использования систем видеоконференц-связи при наличии технической возможности.
2. Системы видеоконференц-связи органов, должностные лица которых уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, могут использоваться в органе, структурном подразделении органа, территориальном органе, структурном подразделении территориального органа по месту жительства, месту пребывания или месту нахождения участника производства по делу об административном правонарушении, присутствие которого признано обязательным, но который не имеет возможности прибыть для участия в рассмотрении дела. В целях обеспечения участия в рассмотрении дела лиц, находящихся в местах содержания под стражей или местах лишения свободы, в местах отбывания административного ареста либо специальных учреждениях для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, местах принудительного содержания органов, уполномоченных осуществлять административное задержание, используются системы видеоконференц-связи соответствующих органов и учреждений.
3. Об участии в рассмотрении дела лиц, присутствие которых признано обязательным, путем использования систем видеоконференц-связи орган, должностное лицо выносит определение. Копии такого определения не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения направляются соответствующим участникам производства по делу об административном правонарушении, а также в соответствующий орган, структурное подразделение органа, территориальный орган, структурное подразделение территориального органа или учреждение, которым поручается обеспечить участие в рассмотрении дела об административном правонарушении участника производства по делу путем использования системы видеоконференц-связи.
4. Орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, устанавливают связь с органом, структурным подразделением органа, территориальным органом, структурным подразделением территориального органа, учреждением, обеспечивающим участие в рассмотрении дела путем использования системы видеоконференц-связи лица, присутствие которого признано обязательным. Участие в рассмотрении дела об административном правонарушении участника производства по делу путем использования системы видеоконференц-связи обеспечивают должностное лицо, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях, сотрудник учреждения.
Должностное лицо, сотрудник учреждения, обеспечивающие участие в рассмотрении дела путем использования системы видеоконференц-связи, содействуют органу, должностному лицу, рассматривающим дело, в проверке присутствия и установлении личности явившихся лиц, а также в осуществлении иных процессуальных действий, в частности, в получении у потерпевшего, свидетелей, специалистов, экспертов, переводчиков подписки о разъяснении им органом, должностным лицом, рассматривающими дело, их прав и обязанностей и предупреждении об ответственности за их нарушение, в принятии от участников производства по делу об административном правонарушении письменных материалов, в том числе получении подписки.
5. Все документы, полученные в органе, структурном подразделении органа, территориальном органе, структурном подразделении территориального органа, учреждении, обеспечивающих участие в рассмотрении дела об административном правонарушении путем использования системы видеоконференц-связи, не позднее следующего рабочего дня после дня рассмотрения дела об административном правонарушении направляются в органу, должностному лицу, рассматривающим указанное дело.
6. Орган, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, отказывают в удовлетворении ходатайства об участии в рассмотрении дела путем использования систем видеоконференц-связи в случаях, если:
1) отсутствует техническая возможность для участия в рассмотрении дела путем использования системы видеоконференц-связи;
2) вынесено решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении.
7. Правила, установленные настоящей статьей, подлежат применению при рассмотрении органом, должностным лицом жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Статья 29.16. Участие в рассмотрении дела об административном правонарушении путем использования системы веб-конференции

1. Участники производства по делу об административном правонарушении могут участвовать в рассмотрении дела путем использования системы веб-конференции при условии заявления ими ходатайства об этом или по инициативе судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело, при наличии у участники производства по делу технической возможности, если для правильного рассмотрения и разрешения дела необходимо участие в его рассмотрении лица, которое по объективным причинам не имеет такой возможности, а также при наличии в суде, у органа, должностного лица технической возможности осуществления веб-конференции.
Об участии указанных лиц в рассмотрении дела путем использования системы веб-конференции судья, орган, должностное лицо выносит определение, в котором указывается время рассмотрения дела. Информация, необходимая для участия в рассмотрении дела путем использования системы веб-конференции, высылается соответствующим участникам производства по делу в порядке, предусмотренном статьей 25.15 настоящего Кодекса, заблаговременно.
Установление личности участника производства по делу об административном правонарушении, участвующего в рассмотрении дела путем использования системы веб-конференции, осуществляется с использованием информационно-технологических средств, обеспечивающих идентификацию лица без его личного присутствия (единой системы идентификации и аутентификации, единой биометрической системы).
2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, берут подписку у потерпевшего, свидетелей, специалистов, экспертов, переводчиков, участвующих в рассмотрении дела путем использования Единого портала, о разъяснении указанным лицам их прав, обязанностей и предупреждении об ответственности, которая представляется в суд, орган, должностному лицу в электронном виде, в том числе в форме электронного документа. Указанная подписка, изготовленная в форме электронного документа, подписывается простой электронной подписью.
3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, отказывают в удовлетворении ходатайства об участии в рассмотрении дела путем использования системы веб-конференции в случаях, если:
1) отсутствует техническая возможность для участия в рассмотрении дела путем использования системы веб-конференции;
2) вынесено решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении.
4. Правила, установленные настоящей статьей, подлежат применению при рассмотрении судьей, органом, должностным лицом жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.»;

21) часть 3.1 статьи 30.2 исключить;
22) в части 2 статьи 30.4 слова «судья также разрешает вопрос об участии в судебном заседании лиц, присутствие которых необходимо при рассмотрении жалобы, путем использования систем видео-конференц-связи» заменить словами «, а также в ходе ее рассмотрения судья, орган, должностное лицо разрешают вопрос об участии в рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении лиц, присутствие которых необходимо при рассмотрении такой жалобы, путем использования систем видеоконференц-связи или веб-конференции»;
23) в части 2 статьи 30.8:
а) в абзаце первом слово «высылается» заменить словом «направляется»;
б) абзац второй исключить;
24) дополнить новой статьей 31.12 следующего содержания:

«Статья 31.12 Порядок использования документов, изготовленных в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, при исполнении административных наказаний

Документы, подаваемые в орган, должностному лицу, приводящим в исполнение постановления о назначении административных наказаний, или направляемые таким органом, должностным лицом в ходе исполнения административного наказания, могут быть изготовлены в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, по правилам, предусмотренным статьями 24.8, 24.9 настоящего Кодекса.».

Президент
Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

Проектом федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — законопроект, КоАП соответственно) предлагается закрепить в КоАП правовую основу для направления любых процессуальных документов в электронном виде, а также дистанционного участия в производстве по делам об административных правонарушениях посредством систем видеоконференц-связи и веб-конференции.
Внедрение электронного производства и документооборота по делам об административных правонарушениях соответствует современным тенденциям развития процессуального законодательства Российской Федерации и будет способствовать повышению оперативности производства по таким делам, обеспечению гарантий доступности правосудия, а также сокращению процессуальных издержек.
В целях учета уровня технического обеспечения различных субъектов административной юрисдикции предлагается закрепить оговорку о применении проектируемых положений КоАП при наличии соответствующей технической возможности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие законопроекта не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Внесение проектируемых изменений в КоАП позволит сократить расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи со снижением затрат на хранение, обработку и пересылку процессуальных документов в бумажном виде и уменьшением издержек по делам об административных правонарушениях.