Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2025 № 08АП-13198/2024 по делу № А46-9148/2024

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2025 г. N 08АП-13198/2024

Дело N А46-9148/2024

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2025 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2025 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сафронова М.М.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Губанищевой У.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13198/2024) Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 18.11.2024 по делу N А46-9148/2024 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению бюджетного учреждения Омской области «Автобаза здравоохранения» (ИНН 5506039040, ОГРН 1025501248453, адрес: 644046, Омская область, г. Омск, ул. Бульварная, дом 4) к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (ИНН 5500000054, ОГРН 1025500739450, адрес: 644099, Омская область, г. Омск, ул. Чапаева, д. 71/1) о признании недействительным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, выявленного по результатам проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 11.04.2024 N 550824100041804,
при участии в судебном заседании представителей:
от Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области — Климова Людмила Яковлевна (паспорт, по доверенности N ОС-71 от 19.08.2024 сроком действия дот 13.11.2025, диплом);
от бюджетного учреждения Омской области «Автобаза здравоохранения» — Филиппов Виталий Игоревич (паспорт, по доверенности от 04.12.2024 сроком действия один год, диплом),

установил:

бюджетное учреждение Омской области «Автобаза здравоохранения» (далее также — заявитель, БУОО «Автобаза здравоохранения», учреждение, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (далее также — заинтересованное лицо, ОСФР по Омской области) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, выявленного по результатам проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 11.004.2024 N 550824100041804.
Определением суда от 31.05.2024 указанное заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также — АПК РФ).
Определением суда от 23.07.2024 дело назначено к рассмотрению по правилам административного судопроизводства, ввиду необходимости представления доказательств в обоснование заявленных требований.
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.11.2024 заявление БУОО «Автобаза здравоохранения» удовлетворено. Признано недействительным решение ОСФР по Омской области о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, выявленного по результатам проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 11.004.2024 N 550824100041804, как несоответствующее требованиям закона. С ОСФР по Омской области в пользу БУОО «Автобаза здравоохранения» взыскано 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОСФР по Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит вышеуказанное решение отменить полностью, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель настаивает на допущенном страхователем факте нарушения — непредоставление в установленный срок сведений о начисленных страховых взносах на обязательное социального страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1, раздел 2) за период 2023 года.
В отправленный 24.01.2024 страхователем отчет ЕФС-1 посредством программного обеспечения СБИС содержал в себе только сведения СЗВ-СТАЖ-ЕФС с данными о страховом стаже застрахованных лиц, раздел 1 ЕФС-1, сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, вместе с тем ЕФС-1 раздел 2 отсутствовал.
В отзыве на апелляционную жалобу БУЗОО «Автобаза здравоохранения», возражая против доводов апеллянта, просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ОСФР по Омской области поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель БУЗОО «Автобаза здравоохранения» поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В марте 2024 года в соответствии со статьей 26.15 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N 125-ФЗ) Отделением Фонда, являющимся страховщиком, проведена камеральная проверка БУОО «Автобаза здравоохранения» являющегося страхователем и плательщиком страховых взносов по обязательному социальному страхованию по вопросам правильности исчисления полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период 2023 год.
В ходе камеральной проверки установлены нарушения, а именно: непредставление в установленный срок сведений о начисленных страховых взносах на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период — 2023 год; по итогам проверки составлен акт выездной проверки N 550824100041802 от 05.03.2024, вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, выявленного по результатам проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 550824100041804 от 11.04.2024.
Несогласие БУОО «Автобаза здравоохранения» с названным решением Отделения фонда о привлечении страхователя к ответственности, явилось основанием для обращения в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заваленные требования, суд первой инстанции, исходя из оценки представленных в материалы дела доказательств, установил, что необходимые сведения о начисленных страховых взносах на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период — 2023 год были представлены страхователем своевременно 24.01.2024 посредством сдачи отчета ЕФС-1 через программное обеспечение «СБИС отчетность», в связи с чем заключил об отсутствии факт вмененного ОСФР по Омской области нарушения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Законом N 27-ФЗ.
На основании абзаца 3 части 2 статьи 15 Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» (далее — Закон N 27-ФЗ) страхователь обязан в установленный срок представлять органам Фонда сведения о застрахованных лицах, определенные названным Федеральным законом.
Страхователь в силу подпункта 5 пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе), в том числе дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договора о передаче полномочий по управлению правами, заключенного с организацией по управлению правами на коллективной основе, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам.
Сведения, указанные в подпункте 5 пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения с застрахованным лицом соответствующего договора, а в случае прекращения договора не позднее рабочего дня, следующего за днем его прекращения.
Единая форма «Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)», а также Порядок ее заполнения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2023 N 2281 (далее — Порядок N 2281).
Форма ЕФС-1 является входящим документом индивидуального (персонифицированного) учета.
При направлении в Фонд формы ЕФС-1 допускается представление отдельных разделов и подразделов в соответствии с законодательно установленными сроками.
Титульный лист является обязательным для заполнения при представлении всех разделов и подразделов формы ЕФС-1. Заполнение подраздела 1 раздела 1 «Сведения о трудовой (иной) деятельности, страховом стаже, заработной плате зарегистрированного лица (ЗЛ)» является обязательным при представлении подразделов 1.1, 1.2, 1.3 подраздела 1. При представлении раздела 2 подразделы 2.1, 2.3 раздела 2 являются обязательными для заполнения всеми страхователями. В случае отсутствия показателей для заполнения подразделов 2.1.1 и 2.2 раздела 2 указанные подразделы не заполняются и не представляются. (пункт 12 Порядка N 2281).
В соответствии с пунктами 13 Порядка N 2281, форма ЕФС-1 заполняется на основании первичных документов страхователя, в том числе приказов, других документов кадрового учета и данных бухгалтерского учета, технологической документации, а также на основании договоров гражданско-правового характера и иных договоров, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы.
Форма ЕФС-1 может представляться в электронной форме или на бумажных носителях (в том числе в сопровождении магнитного носителя).
В статье 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов фонда осуществлять контроль за правильностью предоставления страхователем сведений, определенных настоящим Законом.
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 статьи 11 названного Федерального закона (за исключением сведений, предусмотренных подпунктом 4 указанного пункта), к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Привлекая страхователя к ответственности, Фонд обязан установить наличие в его действиях (бездействии) вины как обязательного элемента состава правонарушения, о чем указать в решении.
В рассматриваемом случае, суд первой инстанции по результатам осмотра ноутбука БУОО «Автобаза здравоохранения» и установленного на нем программного обеспечения СБИС при участии технических специалистов со стороны заявителя и заинтересованного лица, принимая во внимание ответ от разработчика программного обеспечения СБИС ООО «Компания «Тензор», к однозначному выводу о своевременном получении/неполучении (25.01.2024) страховщиком в составе отчетности ЕФС-1 спорных сведений не сделал.
Установив факт отправки страхователем 24.01.2024 посредством СБИС отчетности ЕФС-1 при доказательствах его получения, пришел к выводу о недоказанности ОСФР по Омской области факта несвоевременного представления страхователем сведений о начисленных страховых взносах на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период 2023 год.
Коллегия судей, разрешая спор, исходит из следующего.
В рассматриваемом случае материалы дела не содержат убедительных доказательств направления всех спорных документов учреждением 24.01.2024.
Как указано выше, форма ЕФС-1 представляет собой комплексную отчетность, которая объединяет в себе ряд разделов соответствующих ранее существующим формам отчетности СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, ДСВ-3 и 4 — ФСС, которые заполняются в зависимости от того, какие сведения необходимо представить.
Разногласия между сторонами настоящего спора сводятся к тому, направлена ли страхователем в установленный законом срок (до 25.01.2024) по разделу о страховании от несчастных случаев на производстве.
По утверждению страхователя, они направлены и по неизвестной причине, в любом случае не зависящей от страхователя, ОСФР по Омской области они не получены.
По утверждению ОСФР по Омской области факт направления сведений о страховании от несчастных случаев на производстве страхователем не подтверждается.
Суд апелляционной инстанции полагает заслуживающими внимания доводы ОСФР по Омской области, согласно которым в отправленном по форме ЕФС-1 отчете 24.01.2024 отсутствовал раздел 2 — сведения о начисленных страховых взносах на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2023 год.
Как следует из содержания XML-файла, содержащего отчет ЕФС-1, поступившего от страхователя 24.01.2024 (распечатка представлена в материалы дела), в направленном отчете содержались только сведения СЗВ-СТАЖ — ЕФС с данными о страховом стаже застрахованных лиц — раздел 1 формы ЕФС-1.
Сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — ЕФС-1, раздел 2 в поступившем XML-файле отсутствовали.
Согласно полученному ответу от технической поддержки: в отчете по форме ЕФС-1, направленном страхователем 24.01.2024 — обращение N 101-24-000-4358-3718 от 25.01.2024, отчет содержит сведения СЗВ-СТАЖ-ЕФС — раздел 1, раздел 2 отсутствует.
Представленные заявителем скриншоты из системы СБИС (поименованные в электронном виде как ЕФС1-1, ЕФС1-2, ЕФС1-3) указывают на наличие заполненных сведений в форме ЕФС-1 по разделу 2 только в отчете, датированном 30.01.2024, при этом не раскрыты сведения по отчету, датированному 24.01.2024.
Как заявляет ОСФР по Омской области размеры файлов отчета, направленного заявителем 24.01.2024, и направленного 30.01.2024 различны, что косвенно, по убеждению коллегии судей также свидетельствует о направлении различных (по объему) сведений 24.01.2024 и 30.01.2024.
Страхователем доказательств иного не представлено.
Ввиду изложенного выше, суд апелляционной инстанции заключает, что БУЗОО «Автобаза Здравоохранения», вопреки его утверждениям, 24.01.2024 не представлялись сведения о начисленных страховых взносах на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2023 год, предоставление данных сведений осуществлено страхователем только при направлении отчета 30.01.2024, т.е. с нарушением срока.
Таким образом, оснований для признания решения ОСФР по Омской области о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, выявленного по результатам проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 11.004.2024 N 550824100041804 недействительным полностью у суда первой инстанции не имелось.
При изложенных обстоятельствах ОСФР по Омской области обоснованно усмотрены правовые основания для привлечения учреждения к ответственности за нарушение обязательных требований законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде финансовых санкций.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в совокупности. Так, суд вправе оценивать условия совершения правонарушения, его характер, степень общественной опасности, последствия в целях возможного дифференцированного подхода при применении наказания, что согласуется с конституционными принципами гарантии судебной защиты прав и свобод, неотвратимости наказания, его справедливости, соразмерности тяжести совершенного правонарушения.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
В соответствии с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке; если санкция была применена должностным лицом фонда, суд не лишен возможности снизить размер штрафа, назначенного Пенсионным фондом привлекаемому к ответственности лицу.
Указанным постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П признаны не соответствующие Конституции Российской Федерации положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действующего до 01.01.2017 в редакции, исключающей возможность применения смягчающих обстоятельств органом ПФР или судом в отношении начисленных по результатам проверок штрафов.
Фактически Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 19.01.2016 N 2-П указал на возможность уменьшения штрафа и применения смягчающих обстоятельств только в суде при оспаривании страхователем решения о привлечении к ответственности или по искам Пенсионного фонда о взыскании штрафа. Таким образом, полномочия суда на уменьшение штрафных санкций, исходя из вышеуказанных принципов, вытекают из конституционных прерогатив правосудия.
В рассматриваемом случае апелляционный суд, в силу аналогии закона, полагает возможным применить порядок и критерии для определения смягчающих обстоятельств и уменьшения штрафа, установленные в налоговом законодательстве.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Из положений статьи 112 НК РФ следует, что смягчающими обстоятельствами могут быть признаны любые обстоятельства, так или иначе связанные с совершенным правонарушением, соответственно, перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, является открытым.
Право относить те или иные фактические обстоятельства, не предусмотренные прямо статьей 112 НК РФ, к обстоятельствам, смягчающим ответственность налогоплательщика, предоставлено суду при рассмотрении дела.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (пункт 3 статьи 114 НК РФ).
В рассматриваемом случае, с учетом незначительности просрочки предоставления сведений, отсутствия последствий в виде причинения вреда государственным и общественным интересам в результате допущенного нарушения, а также статуса учреждения, не являющегося коммерческой организацией, принимая во внимание его имущественное положение, осуществление им социально значимой деятельности в сфере здравоохранения, суд апелляционной инстанции считает возможным учесть указанные обстоятельства и уменьшить общий размер штрафа, подлежащего взысканию с учреждения, в 10 раз.
С учетом приведенных обстоятельств суд апелляционной инстанции полагает обоснованным удовлетворение требований ОСФР по Омской области, предъявленных к учреждению, частично в размере 1 397 руб. В остальной части решение ОСФР по Омской области подлежит признанию недействительным.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием нового судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 — 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Омской области от 18.11.2024 по делу N А46-9148/2024 изменить, изложив его следующим образом.
Заявление товарищества бюджетного учреждения Омской области «Автобаза здравоохранения» (ИНН 5506039040, ОГРН 1025501248453) удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (ИНН 5500000054, ОГРН 1025500739450) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, выявленного по результатам проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 11.04.2024 N 550824100041804, в части наложения штрафа в размере, превышающем 1 397 руб.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (ИНН 5500000054, ОГРН 1025500739450) в пользу бюджетного учреждения Омской области «Автобаза здравоохранения» (ИНН 5506039040, ОГРН 1025501248453) 3000 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
М.М.САФРОНОВ

Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Н.А.ШИНДЛЕР

——————————————————————