ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2025 г. по делу N А33-33739/2023
Резолютивная часть постановления объявлена «11» февраля 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен «25» февраля 2025 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю: Маташковой Л.А., представителя на основании доверенности от 24.12.2024 (диплом о высшем юридическом образовании, свидетельство о заключении брака), паспорта;
от федерального казенного учреждения «24 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации: Анфиногеновой Т.В., представителя на основании доверенности от 23.01.2024 N 05-27/10 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «24 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от «24» октября 2024 года по делу N А33-33739/2023,
установил:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН 2466001885, ОГРН 1022402648718, далее — истец, Отделение Фонда) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия» (ИНН 2465118707, ОГРН 1102439000388, далее — ответчик, ФКУ «24 ФЭС» МО РФ, учреждение) о взыскании излишне перечисленного пособия по временной нетрудоспособности в размере 128 497 руб. 32 коп.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от «24» октября 2024 года по делу N А33-33739/2023 исковые требования удовлетворены. С ответчика в пользу Отделения Фонда взыскано 128 497 руб. 32 коп. излишне перечисленного пособия по временной нетрудоспособности.
Не согласившись с данным судебным актом, ФКУ «24 ФЭС» МО РФ обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование апелляционной жалобы ответчик приводит следующие доводы:
— истцом нарушен срок на обращение в арбитражный суд; исковое заявление подано в суд не ранее 08.11.2023, тогда как срок истек до начала ноября 2023 года;
— позиция истца не соответствует статье 23 Конституции Российской Федерации, а также законодательству Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
— перечень сведений, которые должны быть предоставлены застрахованным лицом при трудоустройстве или в период трудовой, служебной деятельности, в соответствии с частью 13 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Федеральный закон N 255-ФЗ) содержится в форме, утверждаемой страховщиком; формой, утвержденной в Приложении N 2 к приказу Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.02.2021 N 26, действовавшему в спорный период не предусмотрено представление застрахованным лицом сведений о наличии у него инвалидности; у страхователя отсутствует право запрашивать у застрахованного лица сведения, не включенные в Перечень;
— излишняя выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществления вследствие несоблюдения Отделением Фонда требований пункта 10 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375 (в отношении выплаты за период с 30.10.2021 по 31.12.2021 произведенной в марте 2022 года); страхователю не направлялись извещения о внесении исправлений в листок нетрудоспособности застрахованного лица;
— Отделением Фонда не понесены убытки в связи с выплатой взыскиваемой суммы пособия по временной нетрудоспособности, поскольку ответчик, будучи страхователем, до 01.01.2022 уплачивал страховые взносы за застрахованных лиц, в том числе за Жарникова С.А. в размере 100% от предусмотренного тарифа страховых взносов (0,2), в то время как в отношении лиц, имеющих инвалидность, применяется пониженный тариф страховых взносов (1,2).
Отделением Фонда представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с позицией заявителя апелляционной жалобы. Истец просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель истца в судебном заседании возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ФКУ «24 ФЭС» МО РФ представило в Отделение Фонда реестры сведений, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, Жарникову Сергею Александровичу за следующие периоды нетрудоспособности:
— с 14.01.2021 по 18.02.2021 — 36 дней временной нетрудоспособности (ЭЛН 910052579970);
— с 19.02.2021 по 23.03.2021 — 33 дня временной нетрудоспособности (ЭЛН 910057428010);
— с 24.03.2021 по 27.04.2021 — 35 дней временной нетрудоспособности (ЭЛН 910060915081);
— с 28.04.2021 по 30.04.2021 — 3 дня временной нетрудоспособности (ЭЛН 910065102830);
— с 14.05.2021 по 18.06.2021 — 36 дней временной нетрудоспособности (ЭЛН 910065836245);
— с 19.06.2021 по 15.07.2021 — 27 дней временной нетрудоспособности (ЭЛН 910069527314);
— с 16.07.2021 по 25.08.2021 — 41 день временной нетрудоспособности (ЭЛН 910072855571);
— с 26.08.2021 по 23.09.2021 — 29 дней временной нетрудоспособности (ЭЛН 910078006583);
— с 02.11.2021 по 19.11.2021 — 18 дней временной нетрудоспособности (ЭЛН 910089322547);
— с 20.11.2021 по 30.11.2021 — 11 дней временной нетрудоспособности (ЭЛН 910092382058);
с 04.12.2021 по 31.12.2021 — 28 дней временной нетрудоспособности (ЭЛН 910100790731).
В спорном периоде указанное застрахованное лицо имело инвалидность (установлена с 11.10.2010). Страхователь направлял сведения без указания 45 кода.
За период с 20.06.2021 по 23.09.2021 (96 дней) Жарникову С.А. выплачено пособие по временной нетрудоспособности в размере 76 374 руб. 24 коп.
02.01.2022 Жарников С.А. умер. По листкам нетрудоспособности N 910089322547 (дата выдачи: 30.10.2021), 910092382058 (дата выдачи: 19.11.2021), 910100790731 (дубликат, дата выдачи: 12.01.2022) страхователь направил реестры лишь 22.03.2022, в связи с чем пособие, причитающееся умершему застрахованному лицу выплачено его наследнику — Жарникову М.С. в размере 52 123 руб. 08 коп.
По результатам проведения внутреннего контроля Отделением Фонда установлен факт наличия у Жарниов С.А. инвалидности, в связи с чем Отделением Фонда установлено, что им понесены излишние расходы на выплату страхового обеспечения за период 153 дня с 20.06.2021 по 31.12.2021 в размере 128 497 руб. 32 коп.
Отделение Фонда направило в адрес ФКУ «24 ФЭС» МО РФ письмо от 29.09.2023 о возврате 128 497 руб. 32 коп. излишне перечисленного пособия.
Ответным письмом от 06.10.2023 ФКУ «24 ФЭС» МО РФ сообщило Отделению Фонда, что Жарников С.А. уволен в связи со смертью 02.01.2022, в связи с чем возмещение излишне понесенных расходов страховщика на выплату страхового обеспечения не представляется возможным.
Поскольку ФКУ «24 ФЭС» МО РФ в добровольном порядке требования о возврате суммы излишне перечисленного пособия не удовлетворило, Отделение Фонда обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на нарушение Отделением Фонда срока на обращение в арбитражный суд с вышеуказанным исковым заявлением. По мнению учреждения, исчисление срока на обращение в суд в данном случае должно осуществляться в соответствии с вступившей в силу 01.01.2022 редакцией статьи 4.7 Федерального закон N 255-ФЗ. Так, согласно части 1 названной статьи территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Федеральный закон N 125-ФЗ). Согласно части 2 статьи 26.12 Федерального закона N 125-ФЗ камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами страховщика в соответствии с их должностными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя территориального органа страховщика в течение трех месяцев со дня представления страхователем сведений о начисленных страховых взносах, сведений и документов, представленных страхователем или застрахованным (лицом, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного), необходимых для назначения и выплаты обеспечения по страхованию. Кроме того, как указано в части 4 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ в случае выявления в результате проверки фактов представления недостоверных сведений и (или) документов либо сокрытия сведений и документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения, на исчисление размера страхового обеспечения или на возмещение расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, страховщик принимает решение об отказе в назначении и выплате страхового обеспечения (возмещении расходов страхователя) или об отмене решения о назначении и выплате страхового обеспечения (возмещении расходов страхователя), а также решение о возмещении излишне понесенных расходов. Форма решения о возмещении излишне понесенных расходов утверждается страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Частями 17 и 18 этой же статьи установлено, что в случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования о возмещении излишне понесенных расходов, учитываемого территориальным органом страховщика при расчете общей суммы излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения, подлежащей взысканию со страхователя или с застрахованного лица, такая сумма превысила 3000 рублей, территориальный орган страховщика обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования о возмещении излишне понесенных расходов, учитываемого территориальным органом страховщика при расчете общей суммы излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения, подлежащей взысканию со страхователя или с застрахованного лица, такая сумма не превысила 3 000 рублей, территориальный орган страховщика обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока.
Учреждение отмечает, что в его адрес решения, вынесенные по результатам проверок, не поступали, однако такие решения подлежали вынесению не позднее 3-х месяцев от даты представления страхователем сведений, подлежащих проверки. При этом, как указывает заявитель жалобы, судом первой инстанции не устанавливалась дата выявления излишне понесенных расходов.
В силу пунктов 2, 3 части 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ страховщик имеет право проводить проверки полноты и достоверности представляемых страхователем сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, а также сведений и документов, необходимых для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, требовать и получать от страхователя документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок; проводить проверки полноты и достоверности представляемых застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты ему страхового обеспечения.
При этом в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ страховщик обязан осуществлять в пределах своей компетенции контроль за соблюдением страхователями законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при представлении ими сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя.
Таким образом, проведение проверок полноты и достоверности сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, является правом, а не обязанностью страховщика, вместе с тем, у последнего имеется обязанность осуществлять контроль за соблюдением страхователями законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при представлении ими сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя.
В данном случае из материалов дела не следует, что Отделением Фонда проводилась камеральная проверка в отношении представленных страхователем сведений, а излишняя выплата пособия выявлена при осуществлении внутреннего контроля.
Отделение Фонда направило исковое заявление в арбитражный суд по почте 15.11.2023, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с идентификатором 80096190298620.
Общий срок исковой давности для взыскания убытков, подлежащий применению в указанном случае, составляет согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 указанного Кодекса, и а момент подачи искового заявления не являлся пропущенным ни с даты осуществления выплаты спорного пособия, ни с даты направления страхователю требования о возврате излишне перечисленного пособия.
С учетом приведенных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Отделением Фонда не пропущен срок для обращения в арбитражный суд с вышеуказанным иском.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 указанной статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона N 255-ФЗ застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания (за исключением заболевания туберкулезом) или травмы выплачивается не более чем за пять месяцев в календарном году.
В соответствии с пунктом 2 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375 (далее — Положение N 2375), при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае их отсутствия у страхователя.
Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) документов (сведений), указанных в пункте 2 Положения N 2375, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия, в том числе сведения о застрахованном лице, а также опись представленных документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой Фондом (пункт 3 Положения N 2375).
В силу пункта 4 Положения N 2375 страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в сроки, установленные пунктом 3 Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (реестр сведений), в электронной форме по форматам, установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом.
После получения документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособия (пункт 10 Положения N 2375).
Таким образом, при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия, после чего страхователь в установленные сроки представляет в Фонд документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособий, в том числе и реестр сведений. Выплата пособий застрахованному лицу осуществляется Фондом в установленный срок со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
В соответствии с пунктом 3.17 Порядка заполнения реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, утвержденного Приказом ФСС РФ от 04.02.2021 N 26, в графе 32 «Условия исчисления пособий» проставляется код (при необходимости несколько кодов): код 45 — если на момент наступления временной нетрудоспособности получатель пособия по временной нетрудоспособности имеет группу инвалидности. При отсутствии у получателя пособия по временной нетрудоспособности группы инвалидности, а также для получателей пособия по беременности и родам и единовременного пособия при постановке на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности в данной графе указанный код не проставляется.
В соответствии с частью 2 статьи 15.1 Федерального закона N 255-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм страхового обеспечения, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Федерального закона N 255-ФЗ представляют собой убытки, понесенные заявителем по вине страхователя (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 N 304-КГ15-5176).
В рассматриваемом случае учреждением при заполнении и представлении заявителю реестра сведений в отношении Жарникова С.А., имеющего инвалидность, обязанность по указанию в реестрах необходимого кода не исполнило. Период временной нетрудоспособности Жарникова С.А. в 2021 году составил 297 дней, что подтверждается листками временной нетрудоспособности и учреждением не оспаривается. Следовательно, полученная застрахованным лицом (а после смерти застрахованного лица — его наследником) за 153 дня сумма пособия 128 497 руб. 32 коп. является излишне выплаченной. Таким образом, в результате представления недостоверных сведений страхователем, Отделение Фонда произвело излишнюю выплату пособия. Соответственно, излишне понесенные заявителем расходы в части страхового обеспечения подлежат возмещению страхователем. Размер переплаты судом апелляционной инстанции проверен и ответчиком не оспорен.
В апелляционной жалобе учреждение отмечает, что не было осведомлено о наличии инвалидности у застрахованного лица.
Заявленный довод подлежит отклонению, поскольку страхователь (работодатель), отвечающий за достоверность представляемых заявителю сведений, мог и обязан был своевременно выявить факт наличия у своего работника инвалидности. Доказательства истребования у работника информации об инвалидности, ответчик ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представил. Именно ненадлежащее исполнение страхователем (работодателем) своей обязанности по предоставлению достоверных сведений повлекло переплату пособия по нетрудоспособности, что обоснованно принято во внимание судом первой инстанции. Вопреки позиции ответчика, отсутствие у него отсутствуют данных об инвалидности работника, не означает, что представленные сведения страхователем являются достоверными.
Аналогичные выводы изложены в постановлениях Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.10.2023 по делу N А33-29193/2022 (Определением Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2024 по делу N 302-ЭС23-29099 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации), от 05.06.2024 по делу N А33-27612/2022, от 11.02.2025 по делу N А33-26670/2023.
Довод ответчика о том, что он, являясь страхователем, уплачивал страховые взносы за застрахованных лиц, в том числе за Жарникова С.А. в размере 100% от предусмотренного тарифа страховых взносов (0,2), в то время как в отношении лиц, имеющих инвалидность, применяется пониженный тариф страховых взносов (1,2), не относится к предмету настоящего спора.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы ответчика не свидетельствуют о неправильности выводов суда первой инстанции, поскольку не освобождают ответчика от ответственности за недостоверность сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом пособия. Именно на страхователя Федеральным законом N 255-ФЗ возложена ответственность за достоверность представляемых в Фонд сведений.
Поскольку причиненные убытки вызваны неисполнением обязанности ответчика по предоставлению достоверных сведений в Фонд, они являются обычным последствием допущенного нарушения обязательства. Доказательства наличия обстоятельств, исключающих причинно-следственную связь между действиями ответчика и причиненными убытками, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Отделения Фонда и взыскал с учреждения 128 497 руб. 32 коп. излишне перечисленного пособия.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба — без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ФКУ «24 ФЭС» МО РФ освобождено от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от «24» октября 2024 года по делу N А33-33739/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.А.ИВАНЦОВА
Судьи
А.Н.БАБЕНКО
Д.В.ЮДИН
——————————————————————