Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2024 № 07АП-2349/24 по делу № А45-38332/202

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2024 г. N 07АП-2349/24

Дело N А45-38332/2023

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Павлюк Т.В., рассмотрев апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области (N 07АП-2349/24), на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11.03.2024 по делу N А45-38332/2023 (судья Рубекина И.А.) по исковому заявлению Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области (ОГРН: 1025402470389, ИНН: 5406103101), г. Новосибирск к обществу с ограниченной ответственностью «Грибные технологии» (ОГРН: 1165476138178, ИНН: 5424950647), Новосибирская область, Колыванский район, Колывань рабочий поселок о взыскании излишне понесенных расходов в сумме 48 573 рубля 90 копеек.
без участия сторон,

установил:

отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области (далее — истец, Фонд, страховщик) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Грибные технологии» (далее — ответчик, общество, ООО «Грибные технологии», страхователь) излишне понесенных расходов в сумме 48 573 рубля 90 копеек.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 11.03.2024 требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
Общество в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, ООО «Грибные технологии» состоит на регистрационном учете в качестве страхователя в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Федерации Российской Федерации по Новосибирской области.
На основании ежегодного плана, а также решения о проведении выездной проверки полноты и достоверности сведений представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя выплату социального пособия на погребение от 17.04.2023 N 54172380000161, фондом была проведена выездная проверка полноты и достоверности сведений представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя выплату социального пособия на погребение страхователя ООО «Грибные технологии» за период с 01.01.2020 по 31.12.2022 (далее — выездная проверка).
По результатам выездной проверки был составлен акт выездной проверки (далее — акт выездной проверки) от 31.05.2023 N 54172380000167, в котором установлено, что страхователем представлены недостоверные сведения, которые повлекли за собой выплату излишних сумм страхового обеспечения по выплате пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, за период с 06.01.2021 по 19.03.2022 работнику общества Степановой А.В., 48573,90 руб. которые были установлены в ходе выездной проверки.
По итогам рассмотрения акта выездной проверки от 31.05.2023 N 54172380000167 Фондом принято решение от 11.07.2023 N 54172380001610 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 48 573 рубля 90 копеек.
Не согласившись с решением от 11.07.2023 N 54172380001610 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователем ООО «Грибные технологии» была подана жалоба от 27.07.2023 N 014.
Рассмотрев вышеуказанную жалобу руководителем подразделения отделения Фонда решение от 11.07.2023 N 54172380001610 оставлено без изменения.
ООО «Грибные технологии» направлено требование от 14.08.2023 N 541723800000701 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения.
В указанный в требовании срок страхователем ООО «Грибные технологии» излишне понесенные расходы в размере 48 573 рубля 90 копейка возмещены не были, что послужило основанием для обращения в суд с исковым заявлением о возмещении излишне понесенных расходов. По указанному на стр. 5 искового заявления нарушению в сумме 4219,53 руб. (расходы на выплату по листу нетрудоспособности Куряевой О.Л.) в исковых требованиях сумма 4219,53 руб. не указана, в связи с чем оценка правомерности начислений не проводится.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что в рассматриваемом случае недостоверных сведений повлекших за собой выплату излишних сумм страхового обеспечения по выплате пособия по уходу за ребенком ответчиком в адрес фонда не предоставлялось. При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции выводы суда поддерживает, апелляционную жалобу считает не подлежащей удовлетворению.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также условия, размеры и порядок обеспечения пособиями граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Федеральный закон N 255-ФЗ). Страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются юридические лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пункт 1 часть 1 статьи 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ). Страховщиком по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (часть 1 статьи 2.2. Федерального закона N 255-ФЗ).
В соответствии подпунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору, а также лиц, получающих страховые пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющихся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье), по договорам авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1.2 Федерального закона N 255-ФЗ обязательным социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признается, в том числе, временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) (подпункт 1 пункта 2 статьи 1.3 Федерального закона N 255-ФЗ).
Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ). Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются следующие выплаты: пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; социальное пособие на погребение (статья 1.4 Федерального закона N 255-ФЗ). Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (часть 1 статьи 11.1 Федерального закона N 255-ФЗ). Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (часть 1 статьи 11.2 Федерального закона N 255-ФЗ).
Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страховщиком (часть 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ). Основанием для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованным лицам, является заявление застрахованного лица о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, которое подается страхователю одновременно с заявлением застрахованного лица о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (часть 10 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ).
Страхователи представляют сведения, необходимые для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в территориальный орган страховщика по месту их регистрации в срок не позднее трех рабочих дней со дня подачи застрахованным лицом заявления о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, если иное не установлено настоящей статьей (часть 11 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ). Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия. В случае, если заявление о замене календарных лет (календарного года) в расчетном периоде представлено застрахованным лицом после назначения или выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню обращения застрахованного лица с таким заявлением (часть 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ).
В соответствии с частью 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ, в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, ниже минимального размера оплаты труда, определенного с учетом этих коэффициентов, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, равным минимальному размеру оплаты труда, определенному с учетом этих коэффициентов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375 утверждено положение об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат (далее — Положение N 2375). При наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае их отсутствия у страхователя (пункт 2 Положения N 2375). Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) документов (сведений), указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия, в том числе сведения о застрахованном лице, а также опись представленных документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой Фондом (пункт 3 Положения N 2375).
Согласно части 2 статьи 15.1 Федерального закона N 255-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм страхового обеспечения, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Фонд, обращаясь с заявлением, указал, что в результате действий ответчика фондом необоснованно выплачена сумма излишне понесенных расходов по выплате пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, за период выплат с 06.01.2021 по 19.03.2022 Степановой А.В., которая составила 48573 рублей 90 коп., которая заявлена к взысканию по иску в порядке статьи 15 ГК РФ.
Как указывает фонд, у Степановой А.В. родился 19.09.2020 ребенок.
26.01.2021 в отделение Фонда от страхователя ООО «Грибные технологии» был представлен реестр сведений N Е_5417101161_2021_01_26_01_1 от 25.01.2021 для назначения и выплаты застрахованному лицу Степановой Анастасии Викторовне (СНИЛС ) ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. В котором указаны расчетные года 2019, 2020, 2020 год заменен на 2018 год.
01.02.2021 в отделение Фонда от страхователя ООО «Грибные технологии» был представлен уточненный реестр сведений N Е_5417101161_2021_02_01_01:1 от 01.02.2021 для назначения и выплаты застрахованному лицу Степановой Анастасии Викторовне (СНИЛС ) ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. В котором указаны расчетные года, 2020, 2019 заменен на 2018 год.
Фондом принят уточненный реестр и документы от 01.02.2021 и на основании них произведена выплата пособия Степановой А.В., по мнению фонда сумма излишне понесенных расходов по выплате пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, за период выплат с 06.01.2021 по 19.03.2022 Степановой А.В. составила 48573 рублей 90 коп.
Согласно позиции Фонда, страхователем верно определены для расчета календарные годы 2019 и 2020, предшествующие отпуску за ребенком (2021), но замена 2019 года на 2018 год, который используется в целях расчета среднего заработка для исчисления пособия по заявлению Степановой А.В. (заявление на замену от 01.02.2021) не подлежит, так как в 2019 году Степанова А.В. не находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком. Причиной замены Степанова А.В. указывает то, что в 2019 году у нее была минимальная заработная плата, что не может являться законным основанием для замены. При этом, как указывает фонд, 2020 год подлежит замене на 2018 год, так как в этот период застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и в первоначально поданном заявлении от 25.01.2021 Степанова А.В. правомерно просила произвести эту замену. Замена же 2019 года на 2018 произведена обществом неправомерно по заявлению от 01.02.2021 по мнению фонда. Таким образом, как указывает фонд, в расчете должен использоваться заработок за 2018 год — 747951,75 рублей, согласно справки 182-н и за 2019 год — 14500,00 рублей, согласно сведений, полученных из СФР, Средний заработок для расчета составляет 762451,75 рублей.
Из числа календарных дней в расчетном периоде (730 или 731, если год был високосным) для исчисления пособия по уходу за ребенком исключаются периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в отдельных случаях — периоды освобождения от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если на эту заработную плату не начислялись страховые взносы (часть 3.1 статьи 14 Закона N 255ФЗ.).
Согласно предоставленной справки о сумме заработка (форма 182н) с предыдущего места работы Сбербанка России, в 2018 году период временной нетрудоспособности по уходу за ребенком от 7 до 15 лет, находящимся на амбулаторном лечении составил 6 календарных дней, в 2019 году исключаемых периодов нет, соответственно, в расчетном периоде 724 календарных дня. Сумма дня для расчета составила 1053,11 рублей. для расчета пособия (40%) 421,24 рублей.
Пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством направлены на частичное возмещение работнику утраченного им заработка при наступлении страхового случая. В связи с этим работнику должен возмещаться его реальный заработок, который застрахованное лицо получало непосредственно перед наступлением страхового случая. Степанова А.В. в 2019 году не находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, только по этим причинам календарный год по заявлению застрахованного лица может быть заменен в целях расчета среднего заработка предшествующим календарным годом. Минимальная заработная плата, по мнению фонда, не является основанием для замены календарного года в расчетном периоде.
Отклоняя доводы фонда о невозможности замены расчетного периода (года), суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Руководствуясь статьями 65 — 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 64 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», статьями 9, 12, 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», статьями 15, 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», арбитражный суд пришел к выводу о том, что Фонд не доказал факт создания Обществом искусственной ситуации, направленной на неправомерное получение средств Фонда в спорной сумме.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств (подпункт 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ). Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ). В пункте 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ установлено, что страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются, в том числе пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» назначение и выплата пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи). В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, которое вступило в силу с 01.01.2021. В пункте 19 Положения N 2375 установлено, что расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ являются убытками, понесенными Фондом.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
Оценивая в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предъявленные в дело доказательства, а также заявленные сторонами доводы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в действиях ответчика отсутствуют нарушения, за которые страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку ответчик, действуя добросовестно, представил в адрес фонда все имеющиеся у него сведения, касающиеся работника Степановой А.В. Судом не установлено наличие прямой причинно-следственной связи между произведенными фондом выплатами и действиями общества и отсутствии вины в его действиях.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006, в случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия. В случае если заявление о замене календарных лет (календарного года) в расчетном периоде представлено застрахованным лицом после назначения или выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню обращения застрахованного лица с таким заявлением. Часть 1 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусматривает общий порядок определения расчетного периода при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячных пособий по уходу за ребенком, а в целях увеличения размера пособия в установленном случае допускает замену по заявлению застрахованного лица календарных лет в расчетном периоде. Такое правовое регулирование, являющееся элементом правового механизма определения размера пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячных пособий по уходу за ребенком, направлено на защиту интересов получателей пособий по обязательному социальному страхованию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.2021 N 1540 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — Положение N 1540). В соответствии со ст. 11.1 Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (часть 1). В соответствии с пунктом 5 Положения N 1540 пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей), или за иной период, указанный в пункте 7 настоящего Положения (далее — расчетный период). Пунктом 7 Положения N 1540 предусмотрено, что в случае если в 2 календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Таким образом, для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком учитывается средний заработок застрахованного лица, рассчитанный за 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком (расчетный период). Поскольку изначально расчетный период для исчисления среднего заработка застрахованного лица должен непосредственно предшествовать году наступления страхового случая, то и замена лет (года), составляющих этот расчетный период, может быть произведена на годы (год) непосредственно предшествующие этому расчетному периоду, то есть на годы (год) перед годами (годом), подлежащими учету для исчисления среднего заработка. При этом Федеральным законом N 255-ФЗ не установлено, что замена возможна только на непосредственно предшествующие годы, то есть в случае замены расчетный период может состоять не из следующих друг за другом календарных лет. По заявлению застрахованного лица календарные годы, предшествующие году наступления страхового случая, могут быть заменены предшествующими календарными годами (годом), если это приведет к увеличению размера пособия.
Данная норма направлена на защиту прав застрахованных лиц. Произведенная замена с 2019 на 2018 год увеличила размер пособия, что также является необходимым условием для замены лет в расчетном периоде. Доводы фонда о том, что возможна только замена 2020 года на 2018 год, а не 2019 не принимается, поскольку возможна замена любого из года, который составляет расчетный период, а 2018 год предшествует двухлетнему расчетному периоду (2019, 2020).
Замена лет расчетного периода является правом застрахованного лица, которое не может быть ограничено, учитывая отсутствие законодательно установленного запрета на изменение застрахованным лицом заявления о замене расчетного периода.
Нормативно не предусмотрено, что в результате такой замены в расчетный период подлежат включению непосредственно следующие друг за другом календарные годы, в связи с чем (ввиду отсутствия нормативного запрета) используемый в целях расчета пособия период может состоять и не из непосредственно следующих друг за другом календарных лет. Работодатель не вправе не принять заявление работника или отказать застрахованному лицу в замене лет.
В рассматриваемом случае установлено, что 11.01.2021 директором Общества издан Приказ N 88/д о предоставлении бухгалтеру Степановой А.В. отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 06.01.2021 по 19.03.2022. От бухгалтера Стеновой А.В. поступило заявление о замене годов при начислении пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, с 2020 года на 2018 год. На основании данного заявления в территориальное отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Ответчиком поданы данные для начисления пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Пособие фондом исходя из указанных в заявлении 25.01.2021 и заменой с 2020 года на 2018 год не рассчитывалось и фактически не выплачивались.
01.02.2021 бухгалтер Степанова А.В. повторно обратилась в бухгалтерию общества с заявлением о замене годов, с указанием замены 2019 года на 2018 год, указав, что замена 2019 года на 2018 год расчетного периода приведет к увеличению размера пособия, на что сотрудник имеет законное право. Ответчик, следуя интересам работника, принял аргументы Степановой А.В. и подал данные на исчисления пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в территориальное отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, фондом произведен расчет исходя из последнего заявления от 01.02.2021 и выплачено.
Как верно указал суд первой инстанции в рассматриваемом случае недостоверных сведений повлекших за собой выплату излишних сумм страхового обеспечения по выплате пособия по уходу за ребенком ответчиком в адрес фонда не предоставлялось. При таких обстоятельствах правомерно отказал фонду в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные Фондом в жалобе доводы не свидетельствуют о нарушениях судом норм материального права и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке. При этом не отражение в судебном акте всех приведенных заявителем обстоятельств само по себе не привело к принятию неправильного по существу судебного акта, соответственно, не может служить обязательным основанием для его отмены или изменения. Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется. Поскольку Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11.03.2024 по делу N А4538332/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области — без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья
Т.В.ПАВЛЮК

——————————————————————