Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2024 № 07АП-5445/24 по делу № А27-4133/2024

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2024 г. N 07АП-5445/24

Дело N А27-4133/2024

Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего
Павлюк Т.В.,
судей
Зайцевой О.О.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дубаковой А.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Шахтоуправление «ТалдинскоеКыргайское» (N 07АП-5445/24), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.06.2024 по делу N А27-4133/2024 (судья Гатауллина Н.Н.) по заявлению акционерного общества «Шахтоуправление «ТалдинскоеКыргайское» (ОГРН 1104223001960, ИНН 4223713620) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области — Кузбассу (ОГРН 1024200702360, ИНН 4207010740) об оспаривании приказа N 1392-Ф от 27.12.2023
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Валеев Р.Р., представитель по доверенности от 14.02.2024, паспорт; Овсянникова Н.А., представитель по доверенности от 06.08.2024, паспорт;
от заинтересованного лица: Демьяненко Д.В., представитель по доверенности от 27.12.2023, паспорт;

установил:

акционерное общество «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» (далее — заявитель, АО «ШУ «Талдинское-Кыргайское», общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным приказа Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области — Кузбассу (заинтересованное лицо, ОСФР) N 1392-Ф от 27.12.2023 об отказе в финансовом обеспечении в 2023 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя в размере 14804704,22 руб.
Решением суда от 04.06.2024 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. Признать недействительным Приказ Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области — Кузбассу N 1392-Ф от 27.12.2023 г. об отказе в финансовом обеспечении в 2023 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя в размере 14 804 704,22 руб. и обязать Фонд устранить допущенные нарушения прав АО «ШТК». Апелляционная жалоба мотивирована нарушением норм материального, процессуального права, неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 81, 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) в материалы дела представлены отзывы, письменные пояснения.
В судебном заседании представители поддержали свои правовые позиции.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, пояснений, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Приказом Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области — Кузбассу N 1392-Ф от 27.12.2023 АО «ШУ «Талдинское-Кыргайское» отказано в направлении на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в 2023 году в размере 14804704,22 руб. по причине отсутствия средств, предусмотренных бюджетом Фонда на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год.
Не согласившись с вынесенным приказом N 1392-Ф от 27.12.2023, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N 125-ФЗ), Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.07.2021 N 467н (далее — Приказ N 467н) и исходил из того, что уполномоченный орган доказал законность и обоснованность оспариваемого решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно статье 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основании своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ страховщик имеет право принимать решение о финансовом обеспечении расходов страхователя (за исключением страхователей, применяющих специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения») на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, размер которых определяется ежегодно Федеральным законом о бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Приказа N 467н финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий финансовый год.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением произведенных им расходов за счет средств бюджета Фонда социального страхования в пределах согласованной с Фондом социального страхования суммы, но не более суммы страховых взносов, начисленных страхователем за текущий финансовый год, за вычетом расходов, произведенных в текущем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Пунктом 3 Приказа N 467н определены предупредительные меры, расходы на которые подлежат финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов. В силу подпункта «е» пункта 3 Приказа N 467н финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников.
Для получения решения Фонда о финансовом обеспечении предупредительных мер страхователь или обособленное подразделение страхователя, зарегистрированное в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 125-ФЗ, обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер (далее — заявление) в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года (пункт 4 Приказа N 467н).
Согласно пункту 5 Приказа N 467н к заявлению прилагаются следующие документы (копии документов): а) план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, рекомендуемый образец которого приведен в приложении к Правилам (далее — план финансового обеспечения), составленный с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) перечня реализуемых страхователем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, утвержденного локальным нормативным актом, с указанием суммы финансирования; б) копия или выписка из коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) копия или выписка из локального нормативного акта о реализуемых страхователем мероприятиях по улучшению условий и охраны труда. Заявление с прилагаемыми к нему документами (копиями документов) представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
При этом согласно подпункту «е» пункта 6 Приказа N 467н для обоснования финансового обеспечения предупредительных мер страхователь дополнительно представляет документы (копии документов), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер, в том числе, в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер, предусмотренных подпунктом «е» пункта 3 Правил: копию списка работников, подлежащих прохождению обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) в текущем календарном году, утвержденного в установленном порядке, с указанием условий труда по результатам проведения специальной оценки условий труда.
В свою очередь, список работников, подлежащих прохождению обязательных периодических медицинских осмотров (обследований), должен быть утвержден работодателем в соответствии с Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».
Согласно пункту 22 Приказа Минздрава России от 28.01.2021 N 29н в списке работников, подлежащих периодическим осмотрам, указывается наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию; наименования вредных производственных факторов, работ в соответствии с приложением к Порядку, а также вредных производственных факторов, установленных в результате специальной оценки условий труда. На основании списка работников, подлежащих периодическим осмотрам, составляются поименные списки работников, подлежащих периодическим осмотрам (далее — поименные списки). В поименных списках указываются: фамилия, имя, отчество (при наличии) работника; профессия (должность) работника, стаж работы в ней; наименование структурного подразделения работодателя (при наличии); наименование вредных производственных факторов или видов работ (пункт 23 Приказа Минздрава России от 28.01.2021 N 29н).
В силу пункта 12 Приказа N 467н Территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях: а) если на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки; б) представленные документы содержат недостоверную информацию; в) если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены; г) при представлении страхователем неполного комплекта документов. Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.
В соответствии с пунктом 15 Приказа N 467н решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер может быть обжаловано страхователем в Фонд или в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, АО «ШУ «Талдинское Кыргайское» зарегистрировано в ОСФР по Кемеровской области — Кузбассу в качестве страхователя и является плательщиком страховых взносов.
31.07.2023 АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» обратилось в ОСФР по Кемеровской области — Кузбассу с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
02.08.2023 территориальный орган страховщика направил заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер на согласование проекта решения в Фонд.
Письмом Отделения от 29.08.2023 N 12-06/68504 страхователь был уведомлен, о том, что представленный с заявлением от 31.07.2023 пакет документов находится на согласовании в Фонде, а также о том, что лимиты на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий финансовый год распределены в полном объеме. В случае доведения Отделению дополнительных средств на финансовое обеспечение предупредительных мер, будет принято решение о выделении средств в соответствии с представленным Планом или частичном выделении в пределах доведенных лимитов.
14.09.2023 в ОСФР по Кемеровской области — Кузбассу поступил ответ Фонда от 21.08.2023 N НС-35-17/131235, согласно которому Фонд посчитал возможным согласовать представленный проект решения ОСФР по Кемеровской области — Кузбассу о финансовом обеспечении предупредительных мер в 2023 году по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское».
Из положений статьи 10 Закона о Фонде пенсионного и социального страхования следует, что бюджет Фонда относится к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации. Средства бюджета Фонда являются собственностью Российской Федерации, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат (часть 1).
Бюджет Фонда на очередной финансовый год и плановый период формируется раздельно по каждому виду обязательного социального страхования и социального обеспечения и утверждается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (часть 2).
Средства бюджета Фонда, предусмотренные на исполнение обязательств по конкретному виду обязательного социального страхования, не могут являться источником финансирования исполнения обязательств по другому виду обязательного социального страхования, источником финансирования других установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации расходов Фонда, если иное не предусмотрено Федеральным законом о бюджете Фонда (часть 5).
Средства бюджета Фонда, предусмотренные на исполнение обязательств, не связанных с осуществлением Фондом функций по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не могут являться источником покрытия недостаточности финансирования исполнения обязательств по обязательному пенсионному страхованию и обязательному социальному страхованию (часть 6).
Статьей 145 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления указанных фондов на очередной финансовый год и плановый период и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию деятельности соответствующего государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов (пункт 1).
Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 2).
Внесение изменений в федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном для внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете (пункт 10).
Таким образом, размер бюджетных ассигнований, в том числе предусмотренных на финансирование предупредительных мер, ежегодно устанавливается федеральными законами на текущий финансовый год и плановый период.
В свою очередь, Правила определяют порядок и условия финансового обеспечения страхователем предупредительных мер (пункт 1), которое согласно пункту 2 Правил осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на текущий финансовый год.
Федеральным законом от 05.12.2022 N 467-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (Закон N 467-ФЗ) определен размер бюджетных ассигнований на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, а также обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в размере 29609420,4 тыс. руб.
Сумма бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение предупредительных мер, предусмотренных бюджетом Фонда на 2023 год для ОСФР по Кемеровской области — Кузбассу составила 1105694,2 тыс. руб.
Следуя материалам дела, до августа 2023 года в Отделение с заявлениями на финансовое обеспечение предупредительных мер обратились 711 страхователей, из них 640 с планами финансового обеспечения предупредительных мер на общую сумму 1530431,8 тыс. руб. получили разрешение или были направлены на согласование в Фонд, согласно подпункта «б» пункта 10 Правил N 476н.
С учетом заявленных сумм и утвержденных лимитов недостаточность ассигнований на финансовое обеспечение предупредительных мер составляла 424737,6 руб.
С учетом изменений, внесенных страхователями в планы финансового обеспечения предупредительных мер в соответствии с пунктом 14 Правил N 467н, в период с 01.08.2023 по 25.12.2023 сумма бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение предупредительных мер дополнительно была увеличена до 1353525,1 тыс. руб.
Сумма возмещенных страхователям расходов на финансовое обеспечение предупредительных мер в 2023 году составила 1353502,6 тыс. руб.
Недостаточность ассигнований на финансовое обеспечение предупредительных мер составила 147308,1 руб.
Как было указано ранее, заявление и полный пакет документов АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» поступили и были зарегистрированы в ОСФР по Кемеровской области — Кузбассу 31.07.2023, согласование проекта решения Отделением получено 14.09.2023.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на дату поступления заявления страхователя и на дату согласования решения Фондом, у Отделения отсутствовали бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение предупредительных мер в связи с их распределением в полном объеме, о чем страхователь был уведомлен письмом от 29.08.2023 N 12-06/68504.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу в сети Интернет последние бюджетные ассигнования, предусмотренные бюджетом отделения в 2023 году на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний были распределены между страхователями 08.09.2023, разрешение выдано страхователю, подавшему заявление 28.07.2023, и согласовано Социальным Фондом России 07.09.2023.
Как следует из пункта 18 Правил N 467н, страхователь несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за целевое и в полном объеме использование сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер в соответствии с согласованным территориальным органом Фонда планом финансового обеспечения и в случае неполного использования указанных средств сообщает об этом в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации до 10 октября текущего года. Пунктом 14 Правил N 467н предусмотрено, что страхователь в срок до 20 ноября текущего финансового года имеет право обратиться в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации с заявлением о внесении изменений в план финансового обеспечения. В соответствии с пунктом 17 Правил N 467н страхователь обращается в территориальный орган Фонда по месту регистрации с заявлением о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер с представлением документов, подтверждающих произведенные расходы, не позднее 15 декабря текущего года.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что в целях удовлетворения заявлений страхователей, своевременно обратившихся в территориальный орган Фонда с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер, в течение текущего финансового года Фондом может проводиться перераспределение ассигнований, утвержденных бюджетом Фонда территориальным органам Фонда на финансовое обеспечение предупредительных мер, в связи с чем, решение об отказе АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» в направлении на финансовое обеспечение предупредительных мер по причине отсутствия средств, предусмотренных бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год не было принято до 27.12.2023.
Письмом Фонда от 26.12.2023 N НС-35-18/234246 территориальным отделениям Фонда доведено, что по состоянию на 25.12.2023 бюджетные ассигнования по ЦСР 03 4 09 39630/2 «Обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний» на 2023 год полностью распределены.
В связи с чем, поскольку, предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на 2023 год были полностью распределены, дополнительных средств не выделено, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ОСФР по Кемеровской области — Кузбассу приказом N 1392-Ф от 27.12.2023 правомерно и в установленные законом сроки было принято решение об отказе АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» в финансовом обеспечении предупредительных мер в соответствии с подпунктом «в» пункта 12 Правил N 467н.
Между тем, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности с фактически установленными обстоятельствами, суд апелляционной инстанции с выводами суда не соглашается и полагает приказ N 1392-Ф от 27.12.2023 об отказе в финансовом обеспечении в 2023 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя в размере 14 804 704,22 руб. вынесенным в нарушении действующих положений Правил N 457 и Регламента.
Так в пп. б пункта 10 Правил указано, что Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер или об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер (далее — решение) принимается территориальным органом Фонда в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 25 000,0 тыс. рублей, а также страхователей, включивших в план финансового обеспечения предупредительные меры, предусмотренные подпунктом «п» пункта 3 Правил, — после получения заявления и полного комплекта документов, указанных в пунктах 4 — 6 Правил, и согласования проекта решения с Фондом; в этом случае территориальный орган Фонда в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления и полного комплекта документов, указанных в пунктах 4 — 6 Правил, направляет их и проект решения на согласование в Фонд; Фонд согласовывает (или отказывает в согласовании, с указанием причин) представленный проект решения территориального органа Фонда в течение 15 рабочих дней со дня его поступления.
Пунктами 64 — 72 Административного регламента предусмотрен порядок рассмотрения должностным лицом территориального органа Фонда заявления и принятия решения о распределении средств на финансовое обеспечение предупредительных мер.
Указанным порядком, в целях соблюдения очередности между страхователями, определена последовательность действий Фонда при принятии решения о распределении средств на финансовое обеспечение предупредительных мер.
Так при поступлении заявления от страхователей, территориальный орган Фонда:
— проверяет полноту представленных заявителем документов;
— направляет межведомственные запросы;
— определяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении финансового обеспечения, в том числе проверяет распределены бюджетные средства на текущий год или нет.
По результатам, приведенных выше, последовательных действий, территориальный орган, при отсутствии оснований для отказа, принимает решение о финансовом обеспечении предупредительных мер.
В случае если у заявителя сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 25 000,0 тыс. рублей, территориальный орган направляет проект решения на согласование в Фонд. После согласования Фондом проекта решения территориального органа, вышеуказанным порядком не предусмотрено изменение такого решения, и, следовательно, денежные средства должны быть выделены.
Должностное лицо Фонда, ответственное за предоставление государственной услуги, рассматривает документы (копии документов), указанные в пункте 69 настоящего Регламента, в течение 15 рабочих дней и направляет в территориальный орган Фонда письмо о согласовании проекта решения или об отказе в его согласовании (пункт 70 Административного регламента).
Пунктом 71 Административного регламента предусмотрено, что результатом административной процедуры является решение о финансовом обеспечении предупредительных мер или об отказе в предоставлении государственной услуги.
Согласно пункта 72 Административного регламента, способом фиксации результата административной процедуры является приказ территориального органа Фонда о финансовом обеспечении предупредительных мер или об отказе в предоставлении государственной услуги, подписанный руководителем (в его отсутствие — заместителем руководителя) территориального органа Фонда.
Исходя из приведенных норм следует, что в целях упорядочения правоотношений по финансированию предупредительных мер законодателем приняты Правила и Административный регламент, которыми для сторон правоотношений определены последовательность и сроки совершения определенных действий, принятия решений, содержание и форма решений.
В настоящем случае, территориальным органом было принято решение о предоставлении финансового обеспечения Обществу, проект которого был направлен в Центральный аппарат Фонда г. Москва 02.08.2023 (письмо N ММ-42-06/69749 от 02.08.2023).
Таким образом, территориальным органом, в порядке, указанном выше, при принятии решения о предоставлении финансового обеспечения, были проверены все основания для отказа, в том числе — были или нет распределены бюджетные средства на текущий год.
Исходя из представленного в материалы дела письма территориального органа, основания для отказа в предоставлении финансового обеспечения отсутствовали.
Письмом от 21.08.2023 N НС-35-17/131235 Фонд согласовал проект решения о финансовом обеспечении предупредительных мер.
Тем самым, Приказ о выделении финансового обеспечения предупредительных мер, СФР обязан сформировать не позднее 21.08.2023.
В свою очередь, нарушение сроков формирования Приказа о финансовом обеспечении/отказе в предоставлении финансового обеспечения предупредительных мер, является основанием признания данного Приказа недействительным, в соответствии с положениями статьи 201 АПК РФ.
Кроме того, как на момент направления проекта решения в Фонд, так и на момент его согласования Фондом, средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на 2023 год не были распределены, что документально подтверждается Фондом.
Территориальный орган был обязан предоставить финансовое обеспечение Обществу, в соответствии с Регламентом и со своим же решением, согласованным Фондом, а Приказ об отказе в финансовом обеспечении вынесен вразрез установленном Регламентом порядку последовательности действий при распределении средств на финансовое обеспечение.
Представленный в Регламенте порядок последовательных действий СФР направлен в первую очередь на соблюдение права очередности при распределении бюджетных средств между страхователями. При этом, указанный порядок уравнивает право на очередное получение финансового обеспечения между разными страхователями, вне зависимости от его согласования Фондом.
Следовательно, когда территориальный орган Фонда направляет проект решения о финансовом обеспечении, то денежные средства должны быть зарезервированы до получения согласования за определенным страхователем. Только в таком случае соблюдается принцип очередности предоставления финансового обеспечения, в ином случае нарушаются права страхователей.
Нарушение, предусмотренного Регламентом порядка распределения бюджетных средств, подтверждается и основанием для отказа, указанным в Приказе, а именно «отсутствие средств, предусмотренных бюджетом», а не их полное распределение между страхователями.
Таким образом, Фондом нарушен порядок последовательности действий, определенных Правилами и административным Регламентом при распределении средств на финансовое обеспечение предупредительных мер.
В ходе рассмотрения дела в первой инстанции, со стороны Фонда был представлен отзыв на заявление от 08.04.2024.
В пункте 11 приложений к отзыву указана «Информация о распределении заявлений страхователей и принятии решений по финансовому обеспечению предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 2023 г.». Из указанной информации следует, что заявление АО «ШТК» отражено под номером 627, при этом также отражена информация об удовлетворении заявлений страхователей, отраженных под номерами с 628 по 711 в количестве 80 штук.
Таким образом, Фондом было предоставлено преимущество страхователям, указанным под номерами с 628 по 711, что является недопустимым, поскольку Правилами N 467н не предусмотрено преимущественное удовлетворение заявлений страхователей, заявления от которых поступили в Фонд позднее.
Как обоснованно ссылается апеллянт в рассматриваемом случае Фондом нарушен принцип прозрачности (открытости) и очередности при распределении денежных средств между страхователями.
В рассматриваемом случае установлено, что общее количество заявлений, поданных страхователями с 31.07.2023 и рассмотренных СФР составило 105 шт. (порядковый номер с 604 по 709), в т.ч. и заявление Общества.
Из них, в отношении 84 заявлений СФР вынес приказы о выделении финансирования на общую сумму 16 284 240,13 руб.
Бюджетная система Российской Федерации, как и работа государственных органов основана на принципе прозрачности (открытости) (ст. 28, ст. 36 Бюджетного кодекса РФ, ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»)
Принцип прозрачности предусматривает полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов. Информация о порядке предоставления государственной услуги размещается в открытой и доступной форме на официальном сайте Фонда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» — п. 3 Регламента.
Порядок регистрации заявлений страхователей и отражения таких заявлений в сети «Интернет» предусматривает соблюдение принципа очередности при рассмотрении таких заявлений.
Так, в целях соблюдения прав страхователей при принятии решения о выделении финансирования территориальный орган Фонда размещает на официальном сайте территориального органа Фонда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию (п. 9 Правил):
а) о поступившем заявлении, включая дату и время его поступления, наименовании страхователя — в течение одного рабочего дня с даты регистрации заявления;
б) о ходе рассмотрения заявления.
При рассмотрении спора установлено, что СФР, в нарушение установленного порядка, при регистрации заявлений страхователей и размещении их в сети «Интернет» не указывал время регистрации заявлений.
Следовательно, выстроенный СФР хронологический порядок страхователей, обратившихся с 31.07.2023, с 604 порядкового номера, документально не подтвержден.
В рассматриваемом случае не подтверждено, что заявление Общество было не 604 по времени поступления, а 627.
Из информации, представленной Фондом, между страхователями, обозначенным СФР в порядке с 604 по 626, распределены бюджетные средства на общую сумму 5 198 847,18 руб.
Далее, Фонд распределяет средства между страхователями с порядковыми номерами с 628 по 707 в размере 11 085 392,95 руб., необоснованно минуя АО «ШТК» под порядковым номером 627.
Таким образом, СФР нарушает установленную самим же Фондом очередность, а распределение средств происходит хаотично, без соблюдения очередности поступивших заявлений. СФР нарушил принцип прозрачности и очередности при распределении денежных средств между страхователями. И, как следствие, лишил возможности АО «ШТК» на финансовое обеспечение, при наличии подтверждения от СФР о наличии бюджетных средств.
В соответствии с информацией о рассмотрении заявлений страхователей и принятии решений по финансовому обеспечению, Страхователям, обратившимся в СФР после 28.07.2023 (31.07.2023), выделено финансовое обеспечение в общей сумме 16 284 240,13 руб.
Фонд утверждает, что выделенные бюджетные средства были полностью распределены по состоянию на 27.07.2023 на страхователе под номером 534.
Однако, как следует из представленной самим фондом «Информации о рассмотрении заявлений страхователей и принятии решений по ФОПМ в 2023», денежные средства распределялись после 27.07.2023: заявление страхователя под номером 552, поданное 28.07.2023 г. было положительно рассмотрено в тот же день 28.07.2023, что опровергает утверждение Фонда о полном распределении бюджетных средств по состоянию на 27.07.2023.
В отношении иных страхователей, под номерами после 534 также отражена информация о принятии положительных решений в установленные Правилами N 467н сроки.
По смыслу п. 9 Правил решения о финансовом обеспечении предупредительных мер принимаются в той же очередности, что и заявления страхователей.
ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу указаны Приказы Фонда, свидетельствующие о том, что с 21.08.2023 г. территориальному отделению СФР выделено дополнительное бюджетное финансирование на финансовое обеспечение году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в общей сумме 247 830 900 руб.:
— по состоянию на 21.08.2023 г. — сумма лимитов увеличена на 183 540 900 руб.;
— по состоянию на 23.10.2023 г. — сумма лимитов снижена на 3 138 000 руб.;
— по состоянию на 25.10.2023 г. — сумма лимитов увеличена на 2 991 400 руб.;
— по состоянию на 06.12.2023 г. — сумма лимитов увеличена на 28 689 000 руб.;
— по состоянию на 19.12.2023 г. — сумма лимитов увеличена на 21 067 800 руб.;
— по состоянию на 26.12.2023 г. — сумма лимитов увеличена на 14 679 800 руб.
При этом, в отношении каких именно страхователей, СФР распределил финансовое обеспечение предупредительных мер, в общей сумме 247 830 900 руб., поступившей в бюджет с 21.08.2023 по 26.12.2023 Фонд не указал. Как и не указано, что данные денежные средства, вообще распределялись между страхователями.
В части 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
По мнению суда апелляционной инстанции, в соответствии с фактическими обстоятельствами рассматриваемого дела, представленными сторонами доказательствами, суд приходит к выводу, что как по состоянию на 21.08.2023 (согласование ЦА СФР выделения ФОПМ АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское»), так и по состоянию на 29.08.2023 (письмо Территориального отделения СФР N 12-06/68504), в распоряжении территориального отделения СФР имелись бюджетные средства, заявленные и согласованные АО «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское».
Оценив изложенные выводы суда первой инстанции, апелляционный суд считает, что таковые сделаны при неполном исследовании всех обстоятельств дела (пункт 1 части 1 статьи 270 АПК РФ). При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.11.2023 по делу N А27-11620/2022 подлежит отмене с принятием в соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ нового судебного акта об удовлетворении требований.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ распределяются пропорционального удовлетворенным требованиям с учетом особенностей установленных пунктом 23 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела».
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.06.2024 по делу N А27-4133/2024 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным приказ Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области — Кузбассу N 1392-Ф от 27.12.2023 об отказе в финансовом обеспечении в 2023 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя в размере 14804704,22 руб.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области — Кузбассу устранить допущенные нарушения прав акционерного общества «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское».
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области — Кузбассу в пользу акционерного общества «Шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» (ОГРН 1104223001960, ИНН 4223713620) государственную пошлину по первой инстанции в размере 3000 рублей, по апелляционной инстанции в размере 1500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Председательствующий
Т.В.ПАВЛЮК

Судьи
О.О.ЗАЙЦЕВА
С.Н.ХАЙКИНА

——————————————————————