Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2021 № 07АП-11095/2021 по делу N А45-22915/2021

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2021 г. N 07АП-11095/2021

Дело N А45-22915/2021

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения — Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации
по Новосибирской области (N 07АП-11095/2021) на решение от 15.10.2021 (резолютивная часть, мотивированное решение от 27.10.2021) Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-22915/2021 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья
Пахомова Ю.А.) по заявлению государственного учреждения — Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (630007, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Серебренниковская, 19/1, ОГРН: 1025402470389, ИНН: 5406103101)
к обществу с ограниченной ответственностью «ЭЛМЕДИА ГРУПП» (630024, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Беловежская, дом 2/1, офис 307, ОГРН: 1145476011284, ИНН 5403355397) о взыскании финансовых санкций в сумме 6 500 рублей,

установил:

государственное учреждение — Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее — Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «ЭЛМЕДИА ГРУПП» (далее — Общество) 6 500 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Федеральный закон N 27-ФЗ), по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в размере 500 рублей, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за август 2020 года в размере 3 000 рублей, за октябрь 2020 года в размере 3 000 рублей.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 15.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные требования удовлетворены частично; с Общества в пользу Пенсионного фонда взыскан штраф за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах за август, октябрь 2020 года (по форме СЗВ-М тип «исходная») в размере 1 000 рублей, с учетом смягчающих вину обстоятельств, в остальной части отказано. В удовлетворении заявленных требований Пенсионного фонда о взыскании финансовых санкций за несвоевременное представление сведений за отчетный период — 2020 год (по форме СЗВ-СТАЖ тип «дополняющая») отказано в связи с отсутствием события правонарушения. С Общества в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскана государственная пошлина в размере 308 рублей.
Мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации составлено судом первой инстанции 27.10.2021 в связи с подачей заявления Пенсионным фондом.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с Общества финансовых санкций за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ тип «дополняющая» за 2020 год отменить и принять по делу новый судебный акт, требования о взыскании с Общества финансовых санкций за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ тип «дополняющая» за 2020 год в размере 500 рублей удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статью 11 Федерального закона N 27-ФЗ, пункт 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, указывает на то, что финансовые санкции к страхователю не применяются только в случае, когда страхователь самостоятельно выявил ошибку в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица и самостоятельно представил в ПФР уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются; сведения на 1 застрахованное лицо, указанное в форме СЗВ-СТАЖ тип «дополняющая» за 2020 год, ранее не представлялись за указанный отчетный период по форме СЗВ-СТАЖ тип «исходная»; представление страхователем сведений о застрахованном лице, в отношении которого исходная форма сведений за отчетный период ранее не представлялась, является не исправлением ошибок или уточнением ранее представленных сведений на застрахованных лиц, а представлением сведений на данное застрахованное лицо впервые, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Обществом отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из апелляционной жалобы Пенсионного фонда, решение суда первой инстанции обжалуется в части отказа в удовлетворении требований Пенсионного фонда о взыскании 500 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период — 2020 год.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лицами, участвующими в деле, о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявлено, возражений по проверке законности и обоснованности судебного решения в оспариваемой части в апелляционный суд не направлено, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Новосибирской области в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене в оспариваемой части по следующим основаниям.
Из заявления Пенсионного фонда, поданного в суд первой инстанции, и апелляционной жалобы следует, что Обществом, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, сведения по форме СЗВ-СТАЖ тип «исходная» за отчетный период — 2020 год были представлены в Пенсионный фонд и приняты.
Согласно материалам дела, Общество по телекоммуникационным каналам связи 06.04.2021 представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ тип «дополняющая» за отчетный период — 2020 год на 1 застрахованное лицо, что подтверждается извещением о доставке.
Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 07.04.2021 N 064S18210015286.
По результатам рассмотрения указанного акта и материалов проверки, Пенсионным фондом вынесено решение о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 21.05.2021 N 064S19210022581 в размере 500 рублей за нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период — 2020 год.
Обществу выставлено требование от 21.06.2021 N 064S01210021616 об уплате финансовых санкций в срок до 09.07.2021.
Неисполнение Обществом указанного требования в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления в части взыскания финансовых санкций в размере 500 рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, суд первой инстанции исходил из того, что страхователь, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, предоставил дополняющую форму СЗВ-СТАЖ, то есть реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений, в связи с чем отсутствуют правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Суд первой инстанции верно указал, что статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения о страховом стаже застрахованных лиц подаются по форме, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в Пенсионный фонд России для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)», порядка их заполнения и формата сведений» и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п».
Согласно Приложению 1 «Тип сведений» по форме СЗВ-СТАЖ указывается один из предлагаемых кодов: «исходная», «дополняющая».
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Вместе с тем, статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период — 2020 год в отношении 1 застрахованного лица.
С учетом пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за 2020 год — не позднее 01.03.2021.
Пенсионным фондом не заявлено, что Общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ тип «исходная» за отчетный период — 2020 год с нарушением установленных законом сроков, материалы дела доказательств иного не содержат. Из решения Пенсионного фонда от 21.05.2021 N 064S19210022581 следует, что основанием для привлечения страхователя к ответственности является представленные Обществом сведения по форме СЗВ-СТАЖ тип «дополняющая» за 2020 год в отношении 1 застрахованного лица.
Факт предоставления неполных (недостоверных) сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год при первоначальном предоставлении формы СЗВ-СТАЖ выявлен Обществом самостоятельно до обнаружения Пенсионным фондом и устранен представлением в Пенсионный фонд исправленных сведений за указанный период.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период (2020 год), откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополняющих сведений за этот период, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с Общества финансовых санкций за отчетный период — 2020 год в размере 500 рублей не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что финансовые санкции к страхователю не применяются только в случае, когда страхователь самостоятельно выявил ошибку в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица и самостоятельно представил в ПФР уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются; сведения на 1 застрахованное лицо, указанное в форме СЗВ-СТАЖ тип «дополняющая» за 2020 год, ранее не представлялись за указанный отчетный период по форме СЗВ-СТАЖ тип «исходная»; представление страхователем сведений о застрахованном лице, в отношении которого исходная форма сведений за отчетный период ранее не представлялась, является не исправлением ошибок или уточнением ранее представленных сведений на застрахованных лиц, а представлением сведений на данное застрахованное лицо впервые, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании указанных норм права.
Общество самостоятельно внесло исправления в представленные сведения о застрахованных лицах, при этом законодательно не установлен срок для представления «дополняющей» формы СЗВ-СТАЖ, при самостоятельном выявлении ошибки страхователем, ввиду чего основания для взыскания санкций отсутствуют.
Как верно отметил суд первой инстанции, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым, любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности, такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц (пункт 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018).
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы, в обжалуемой части у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

решение от 15.10.2021 (резолютивная часть, мотивированное решение от 27.10.2021) Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-22915/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения — Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области — без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья
Т.Н.ДУБИНИНА

——————————————————————