ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2020 г. N 1662
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПОЖАРНОМ НАДЗОРЕ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 17, ст. 1964; 2016, N 35, ст. 5326; 2017, N 28, ст. 4149; 2018, N 23, ст. 3284; N 53, ст. 8666; 2019, N 41, ст. 5730).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 октября 2020 г. N 1662
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
ПОЖАРНОМ НАДЗОРЕ
1. Пункт 20 изложить в следующей редакции:
«20. В целях применения при осуществлении федерального государственного пожарного надзора риск-ориентированного подхода используемые гражданами и организациями производственные объекты, являющиеся объектами защиты, подлежат отнесению к одной из категорий риска.
Отнесение объектов защиты к определенной категории риска осуществляется в отношении зданий, сооружений и помещений, являющихся пожарными отсеками, а также наружных установок на основании порядка и критериев отнесения объектов защиты к определенной категории риска согласно приложению.».
2. Абзац восьмой пункта 21 после слов «земельных участков» дополнить словами «, многоквартирных жилых домов высотой до 28 метров», дополнить словами «, проводимых не чаще чем один раз в 3 года».
3. Дополнить указанное Положение приложением следующего содержания:
«Приложение
к Положению о федеральном
государственном пожарном надзоре
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 12 октября 2020 г. N 1662)
ПОРЯДОК И КРИТЕРИИ
ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ КАТЕГОРИИ РИСКА
1. При отнесении объектов защиты к определенной категории риска причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате пожаров используются сведения единой государственной системы статистического учета пожаров и их последствий, а также сведения статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики.
2. На основании ежегодного мониторинга сведений, содержащихся в единой государственной системе статистического учета пожаров и их последствий, и сведений статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики (далее — ежегодный мониторинг) в отношении поднадзорных зданий, сооружений и помещений, а также наружных установок (далее — объекты защиты) определяются:
а) допустимый риск причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате пожаров на объектах защиты в целом по Российской Федерации (далее — допустимый риск негативных последствий пожара);
б) ожидаемый риск причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате пожаров по группе объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности (далее — ожидаемый риск негативных последствий пожаров по группе объектов защиты).
3. Допустимый риск негативных последствий пожаров (QСдоп) определяется по формуле:
где:
Dдоп — величина индивидуального пожарного риска воздействия критических значений опасных факторов пожара на человека на объекте защиты. В соответствии со статьей 79 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принимается равной одной миллионной в год;
Nнас — численность постоянного населения Российской Федерации в период проведения ежегодного мониторинга;
Nоб — общее количество объектов защиты в Российской Федерации в период проведения ежегодного мониторинга;
NГ — общее количество погибших людей при пожарах на объектах защиты в Российской Федерации в период проведения ежегодного мониторинга;
NТ — общее количество травмированных людей при пожарах на объектах защиты в Российской Федерации в период проведения ежегодного мониторинга.
4. Ожидаемый риск негативных последствий пожаров по группе объектов защиты в течение года (QC) определяется по формуле:
QC = P x UC,
где:
P — вероятность возникновения пожаров в период проведения ежегодного мониторинга по группе объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности;
UC — социальный ущерб по группе объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности, возникший в период проведения ежегодного мониторинга.
5. Вероятность возникновения пожаров в период проведения ежегодного мониторинга по группе объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности (P), определяется по формуле:
где:
МП — количество пожаров, происшедших на объектах защиты в соответствующей группе в период проведения ежегодного мониторинга;
Моб — количество объектов защиты в соответствующей группе в период проведения ежегодного мониторинга;
Т — период проведения ежегодного мониторинга, равный одному году.
6. Социальный ущерб по группе объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности, возникший в период проведения ежегодного мониторинга (UC), определяется по формуле:
где:
МГ — количество погибших при пожарах людей на объектах защиты, однородных по видам экономической деятельностью и классам функциональной пожарной опасности в период проведения ежегодного мониторинга;
МТ — количество травмированных при пожарах людей на объектах защиты, однородных по видам экономической деятельностью и классам функциональной пожарной опасности в период проведения ежегодного мониторинга.
7. Критерием отнесения объекта защиты к определенной категории риска является уровень превышения величины ожидаемого риска негативных последствий пожаров для соответствующей группы объектов защиты над величиной допустимого риска негативных последствий пожара.
Для определения уровня превышения величины ожидаемого риска негативных последствий пожаров для соответствующей группы объектов защиты над величиной допустимого риска негативных последствий пожара определяется показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожаров для рассматриваемых объектов защиты, однородных по виду экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности.
Показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожаров (Кг.т.) определяется по формуле:
где:
QC — ожидаемый риск негативных последствий пожара для группы объектов защиты, однородных по виду экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности;
QCдоп — допустимый риск негативных последствий пожаров.
8. В зависимости от значения показателя тяжести потенциальных негативных последствий пожаров выделяют следующие уровни тяжести потенциальных негативных последствий пожара:
при значении Кг.т., равном или превышающем 100, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является чрезвычайно высоким;
при значении Кг.т., находящемся в диапазоне от 45 до 100, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является высоким;
при значении Кг.т., находящемся в диапазоне от 20 до 45, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является значительным;
при значении Кг.т., находящемся в диапазоне от 9 до 20, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является средним;
при значении Кг.т., находящемся в диапазоне от 4 до 9, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является умеренным;
при значении Кг.т., находящемся в диапазоне от 0 до 4, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является низким.
Уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара принимается за соответствующую категорию риска для группы объектов защиты, однородных по виду экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности без учета индивидуальных социально-экономических особенностей и характеристик объекта защиты.
Данный показатель является базовым для определения категории риска для каждого объекта защиты из соответствующей им группы.
9. В целях осуществления планирования контрольно-надзорных мероприятий федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, проводятся ежегодные расчеты QCдоп, QC, Кг.т.. На основе указанных расчетов формируется пятилетний статистический ряд значений и определяется их среднестатистическая величина.
Расчеты значений QCдоп, QC, Кг.т. для осуществления планирования контрольно-надзорных мероприятий в 2021 году проводятся на основании статистических сведений о количестве пожаров и их последствий за 2019 год.
Указанные значения публикуются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
10. В целях определения категории риска для каждого объекта защиты из группы объектов защиты, отнесенных к определенной категории риска, либо для принятия решения об изменении ранее присвоенной объекту защиты категории риска определяется индекс индивидуализации подконтрольного лица.
11. Индекс индивидуализации подконтрольного лица определяется органом государственного пожарного надзора, к компетенции которого отнесено принятие решения о присвоении объекту защиты определенной категории риска. Исходные данные для расчета индекса индивидуализации подконтрольного лица определяются на основе информации об объекте защиты, имеющейся в распоряжении органа государственного пожарного надзора.
При наличии оснований, позволяющих отнести объект защиты к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект защиты к более высокой категории риска.
12. Индекс индивидуализации подконтрольного лица представляет собой показатель, получаемый в результате обработки данных об индивидуальных социально-экономических характеристиках объекта защиты — индикаторов риска причинения вреда (ущерба), оказывающих влияние на уровень обеспечения его пожарной безопасности, а также критериев добросовестности подконтрольного лица, характеризующих вероятность несоблюдения на объекте защиты обязательных требований пожарной безопасности.
13. Индекс индивидуализации подконтрольного лица (Uинд) для каждого объекта защиты определяется по формуле:
где:
Iрпв — индикаторы риска причинения вреда (ущерба), отражающие индивидуальные характеристики объекта защиты;
M — общее количество учтенных индикаторов риска причинения вреда (ущерба);
Iкрд — критерии добросовестности, характеризующие вероятность несоблюдения на объекте защиты обязательных требований пожарной безопасности;
N — общее количество критериев добросовестности.
14. В зависимости от значения индекса индивидуализации подконтрольного лица органом государственного пожарного надзора категория риска конкретного объекта защиты может быть изменена на более высокую или более низкую категорию риска с учетом значений уровней тяжести потенциальных негативных последствий пожара, установленных пунктом 8 настоящего приложения.
15. Основанием для принятия решения об изменении присвоенной объекту защиты категории риска является значение показателя тяжести потенциальных негативных последствий, полученное с учетом индекса индивидуализации подконтрольного лица.
16. Показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожара с учетом индекса индивидуализации подконтрольного лица (Кг.т.инд) определяется по формуле:
Кг.т.инд = Кг.т. + Uинд,
где:
Кг.т. — базовый показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожара;
Uинд — индекс индивидуализации подконтрольного лица.
17. Индикаторы риска причинения вреда (ущерба), отражающие индивидуальные характеристики объекта защиты, устанавливаются в соответствии с приложениями N 1 и 2.
18. Критерии добросовестности, характеризующие вероятность несоблюдения на объекте защиты обязательных требований пожарной безопасности, устанавливаются в соответствии с приложениями N 3 и 4.
19. При осуществлении федерального государственного пожарного надзора федеральными органами исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации:
а) к категории чрезвычайно высокого риска относятся объекты специального назначения, на которых осуществляет свою деятельность федеральный орган исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации;
б) к категории значительного риска относятся объекты обороны и иные объекты специального назначения (включая объекты военной инфраструктуры и объекты безопасности), на которых осуществляют свою деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки;
в) к категории среднего риска относятся дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации, а также представительства Российской Федерации за рубежом;
г) к категории низкого риска относятся иные объекты, не отнесенные к категории чрезвычайно высокого, значительного и среднего риска.
ПРИЛОЖЕНИЕ СМ. В СПС КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС