ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2024 г. N 41
О ПОДГОТОВКЕ
АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛА К СУДЕБНОМУ РАЗБИРАТЕЛЬСТВУ В СУДЕ
ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ
В целях обеспечения условий для справедливого судебного разбирательства в установленный законом срок, правильного и единообразного применения положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих подготовку административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции, и в связи с возникшими в судебной практике вопросами, требующими разъяснения, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения.
Общие положения
1. Подготовка административного дела к судебному разбирательству (далее также — подготовка дела) является обязательной и осуществляется в соответствии с главой 13 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также — КАС РФ, Кодекс) с учетом общих положений, правил производства в суде первой инстанции, а также особенностей производства по отдельным категориям дел, установленных Кодексом.
Подготовка дела проводится судьей единолично после принятия административного искового заявления к производству суда с участием сторон, их представителей, заинтересованных лиц, независимо от категории административного дела и его сложности, срока рассмотрения и других обстоятельств (статья 132 КАС РФ).
2. Подготовка дела осуществляется в целях обеспечения его правильного и своевременного рассмотрения и направлена в том числе на определение обстоятельств, относящихся к административному делу (включая случаи, когда наряду с требованиями об оспаривании решения, действий (бездействия) заявлены требования о компенсации морального вреда, причиненного такими решением, действиями (бездействием), и процессуальных действий, которые надлежит совершить суду и лицам, участвующим в деле (статья 62, часть 1.1 статьи 124, статьи 132, 135 и 138 КАС РФ).
Исходя из этого задачами подготовки дела являются:
— уточнение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, которые определяются с учетом требований и возражений лиц, участвующих в деле (включение или исключение юридических фактов, подлежащих доказыванию, в том числе не указанных сторонами), а также независимо от оснований и доводов заявленных требований в случаях, предусмотренных Кодексом (например, по административным делам, предусмотренным главами 21, 22, 24, 27.1 — 32 КАС РФ);
— предварительная квалификация спорного публичного правоотношения, то есть установление прав и обязанностей сторон в соответствии с предметом и основанием иска, а также с учетом норм материального права, подлежащих применению;
— распределение обязанностей по доказыванию обстоятельств по делу, представление необходимых доказательств лицами, участвующими в деле, истребование доказательств судом;
— определение состава лиц, участвующих в деле, и других участников процесса (например, принятие решений о привлечении к участию в деле заинтересованного лица, вызове специалиста, привлечении к участию в судебном процессе переводчика);
— примирение сторон, если заключение соглашения о примирении не запрещено законом, не противоречит существу рассматриваемого административного дела и не нарушает права других лиц.
3. На этапе подготовки дела в целях единообразного применения норм материального и процессуального права судье необходимо проанализировать практику применения правовых норм, регулирующих спорные отношения, которая определена решениями Конституционного Суда Российской Федерации, постановлениями Пленума и Президиума Верховного Суда Российской Федерации, а также содержится в обзорах судебной практики, утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
4. Срок проведения подготовки дела определяется судом исходя из возможности наиболее оперативного и эффективного решения ее задач, с учетом необходимости проведения предварительного судебного заседания и на основе принципа осуществления административного судопроизводства в разумный срок (пункт 4 статьи 6, статьи 10, 134, 138 КАС РФ).
По административным делам, для которых Кодексом предусмотрен сокращенный срок рассмотрения, срок подготовки дела может определяться часами. При этом судом должны быть совершены необходимые процессуальные действия по подготовке дела (части 1 и 4 статьи 92, часть 3 статьи 93, части 2 и 4 статьи 226, главы 24, 28 — 31.3 КАС РФ).
Следует иметь в виду, что необоснованно длительная подготовка дела (например, отложение предварительного судебного заседания или перерывы в нем без достаточных оснований) может привести к нарушению права сторон на судопроизводство в разумный срок (статья 10 КАС РФ).
5. Перечень процессуальных действий, совершаемых судьей при подготовке дела, не является исчерпывающим и определяется исходя из задач подготовки (статья 135 КАС РФ).
К ним в том числе относится рассмотрение вопросов о вступлении в дело административного соистца, привлечении административного соответчика (статья 41 КАС РФ), замене ненадлежащего административного ответчика или привлечении второго административного ответчика (статья 43 КАС РФ), вступлении в административное дело или привлечении к участию в административном деле заинтересованных лиц или об отказе в этом (статья 47 КАС РФ), о назначении экспертизы (статья 77 КАС РФ), принятии мер предварительной защиты по административному иску (глава 7 КАС РФ), возможности рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства (глава 33 Кодекса).
6. В рамках подготовки дела суд может разрешить вопросы о рассмотрении дела путем использования систем видеоконференц-связи и (или) веб-конференции, направлении запросов, поручений, вызовов, обращений суда, в том числе в форме электронного документа (часть 1.1 статьи 16, статьи 135, 142, 142.1 КАС РФ).
Действия судьи при подготовке дела с учетом особенностей
производства по отдельным категориям дел
7. Содержание процессуальных действий, организационных мер, осуществляемых при подготовке каждого административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции, определяется судьей с учетом особенностей производства по отдельным категориям дел (статья 135 КАС РФ).
8. По делам об оспаривании нормативного правового акта для обеспечения собирания необходимых доказательств и представления их в суд, распределения обязанностей по доказыванию суду следует уточнить следующие вопросы:
а) действие нормативного правового акта во времени на день подготовки дела;
б) полномочия органа или должностного лица по принятию нормативного правового акта и пределы этих полномочий, соблюдение процедуры принятия нормативного правового акта, в том числе формы и вида, в которых принят нормативный правовой акт, правил введения его в действие, включая порядок опубликования, его государственной регистрации, если такая регистрация данного вида актов предусмотрена законодательством, вступления его в силу, и иные обстоятельства, относящиеся к порядку принятия нормативного правового акта;
в) обстоятельства, относящиеся к содержанию нормативного правового акта или его части (уточнение круга нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу и по-иному регулирующих спорные отношения, либо нормативных правовых актов, в соответствии с которыми регулируются спорные отношения; определенность нормативного правового акта или его части, исключающую его неоднозначное толкование);
г) относится ли административный истец к субъектам, являющимся участниками отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом либо актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами;
д) затрагиваются ли данным актом права, свободы и законные интересы административного истца или оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 8 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ).
9. При оспаривании акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, суд выявляет обстоятельства, связанные с изданием его органом публичной власти, должностным лицом в целях использования в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц, наличие в содержании такого акта результатов толкования норм права, а также определяет круг нормативных правовых актов, которым результат толкования, изложенный в оспариваемом акте, соответствует или противоречит.
10. По делам об оспаривании действий (бездействия), решения лица, наделенного публичными полномочиями, суду с учетом требований и возражений сторон и независимо от их ходатайств надлежит, в том числе по своей инициативе, выяснить обстоятельства, указанные в части 9 статьи 226 КАС РФ.
Исходя из предварительной квалификации спорного публичного правоотношения суд должен, в частности, рассмотреть вопрос о том, потребуется ли принятие решения административным ответчиком по конкретному вопросу (например, о предоставлении налогового вычета), совершение определенного действия (например, внести запись о регистрации права, выдать разрешение на строительство, возложить на судебного пристава-исполнителя обязанность совершить конкретные исполнительные действия), а также вопросы о порядке, способе и сроке исполнения решения суда, в том числе его немедленного исполнения в случае удовлетворения требований административного истца (пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
11. При рассмотрении дела о взыскании обязательных платежей и санкций на этапе подготовки дела проверке подлежит соблюдение срока обращения налогового органа в суд с соответствующим административным иском.
Если административное исковое заявление подано после отмены судебного приказа, суд проверяет соблюдение налоговым органом сроков осуществления действий по взысканию в судебном порядке налоговой задолженности, включая срок обращения за вынесением судебного приказа и срок подачи соответствующего административного искового заявления (часть 2 статьи 286 КАС РФ, пункты 3, 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Кроме того, суд должен проверить основания для взыскания обязательного платежа, размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, и положения нормативного правового акта, устанавливающего санкцию, а также проверить, направлялось ли административному ответчику требование об уплате платежа в добровольном порядке.
Порядок подготовки административного дела к судебному
разбирательству в суде первой инстанции
12. На подготовку дела может быть указано в определении о принятии административного искового заявления к производству (часть 2 статьи 133 Кодекса).
По административным делам с сокращенными сроками рассмотрения (например, по делам о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни; о защите избирательных прав) на действия, совершаемые в рамках подготовки административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции, может быть указано в определении о назначении административного дела к судебному разбирательству.
13. В определении о подготовке (принятии, назначении) административного дела к судебному разбирательству судья указывает на процессуальные действия, которые надлежит совершить суду и лицам, участвующим в деле, сроки их совершения (часть 1 статьи 133 КАС РФ). В частности, судья предлагает лицам, участвующим в деле, представить к определенному сроку возражения в письменной форме на административное исковое заявление, доказательства, определить меры, которые необходимо принять суду для оказания сторонам содействия в получении доказательств (статья 135 КАС РФ).
В названном определении также может быть указано на право сторон использовать примирительные процедуры (пункт 10 части 3 статьи 135, статьи 137, 137.3, 137.4, 137.5, 137.6 КАС Рф).
14. Если производство по административному делу возбуждено на основании административного искового заявления, форма и содержание которого не соответствуют отдельным нормам Кодекса, в определении о подготовке административного дела к судебному разбирательству может быть установлен срок для устранения недостатков путем представления текста уточненного административного искового заявления, копий прилагаемых документов в суд и лицам, участвующим в деле (статьи 125 и 126 Кодекса).
В случае невыполнения соответствующих требований судьи в установленный им срок он вправе до назначения предварительного судебного заседания или судебного заседания по административному делу, вынести определение об оставлении административного искового заявления без рассмотрения (пункт 5 части 1 статьи 196 КАС РФ).
15. При указании в административном исковом заявлении в качестве заинтересованных лиц граждан, организаций или иных лиц, права и обязанности которых, по мнению административного истца, затрагиваются при разрешении административного дела, следует учитывать, что вопрос о составе лиц, участвующих в деле, разрешается судьей самостоятельно.
Состав лиц, участвующих в деле, определяется путем вынесения соответствующего определения, в том числе протокольного, при проведении предварительного судебного заседания, а также посредством перечисления состава лиц в определении о назначении дела к судебному разбирательству (часть 4 статьи 47, часть 2 статьи 198 КАС РФ).
На названные выше определения не может быть подана частная жалоба (статья 47, часть 1 статьи 313 КАС РФ).
16. В случае, если при подготовке дела, в том числе в предварительном судебном заседании, выяснилось, что оно подлежит рассмотрению другим судом общей юрисдикции или арбитражным судом, судья передает дело в суд, к подсудности которого оно отнесено законом, в порядке, предусмотренном статьей 27 КАС РФ.
17. В целях обеспечения правильного и своевременного разрешения административного дела судья при подготовке дела вправе рассмотреть вопросы об объединении административных дел, о выделении административных исковых требований с вынесением соответствующего определения (статья 136 КАС РФ).
Например в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения может быть объединено несколько административных дел об оспаривании одного и того же нормативного правового акта, а также об оспаривании разных положений этого акта (статья 212 КАС РФ).
Административные дела в одно производство объединяются с тем административным делом, производство по которому возбуждено ранее, и рассматриваются составом суда, в производстве которого находилось ранее возбужденное дело, в силу прямого указания части 6 статьи 136 КАС РФ. В связи с этим объединение административных дел в одно производство не требует замены судьи или судей в порядке, предусмотренном статьей 28 КАС РФ.
18. Если иное не предусмотрено положениями Кодекса, в случаях перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, перехода из упрощенного (письменного) производства к рассмотрению административного дела по общим правилам административного судопроизводства, вступления в административное дело административных соистцов, привлечения к участию в административном деле административных соответчиков, замены ненадлежащего административного ответчика, привлечения второго административного ответчика, вступления в административное дело или привлечения к участию в административном деле после начала судебного разбирательства заинтересованного лица, объединения административных дел в одно производство, выделения заявленных требований в отдельное производство, направления административного дела судом вышестоящей инстанции на новое рассмотрение подготовка административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции начинается сначала с учетом ранее совершенных процессуальных действий и принятых организационных мер (статья 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 41, 43, 47, часть 7 статьи 136, части 5 и 7 статьи 292 КАС РФ).
19. На этапе подготовки административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции судья содействует примирению сторон, если указанная процедура не запрещена законом и допускается по соответствующей категории административных дел.
Суд разъясняет сторонам в целях урегулирования спора право обратиться за содействием к посреднику, в том числе медиатору, судебному примирителю, право использовать другие примирительные процедуры, а также разъясняет условия и порядок реализации данных прав, существо и преимущества примирительных процедур, последствия совершения таких действий, принимает меры для заключения сторонами соглашения о примирении (пункт 10 части 3 статьи 135, статьи 137, 137.3, 137.4, 137.5, 137.6 КАС РФ).
В ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции судья по заявлениям лиц, участвующих в деле, вправе в предварительном судебном заседании приостановить производство по административному делу. Например, если гражданин, являющийся стороной спора о взыскании обязательных платежей и санкций, не возражает против использования соответствующей примирительной процедуры, ее использование может способствовать уточнению обстоятельств дела, снятию противоречий в позициях, в том числе путем проведения сверки взаимных расчетов для определения задолженности (пункт 8 части 1 статьи 191 КАС РФ).
При этом вопросы об утверждении соглашения о примирении, о принятии отказа от административного иска и (или) признании административного иска как результатах примирения рассматриваются судом в судебном заседании по административному делу, в том числе в предварительном судебном заседании (пункт 10 части 3 статьи 135, часть 2.1 статьи 137, часть 2 статьи 137.1, часть 2 статьи 137.7, статья 157 КАС РФ).
Действия суда и сторон в целях получения доказательств
20. Объем и содержание процессуальных действий, организационных мер, осуществляемых при подготовке каждого административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции, определяются судьей с учетом требований административного истца, обстоятельств, на которых они основаны, возражений и доводов иных лиц, участвующих в деле, обстоятельств, на которых они основаны, других обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела согласно подлежащим применению нормам права, а также иных особенностей конкретного дела.
Исходя из этого, судья совершает процессуальные действия, направленные на получение доказательств, в том числе контролирует совершение необходимых действий сторонами и их представителями в целях уточнения фактов, входящих в предмет доказывания.
21. В целях реализации принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда судья должен установить, что копии административного иска и приложенных к нему документов вручены административному ответчику, не обладающему государственными или иными публичными полномочиями, а если таковые не направлялись, передать их административному ответчику; определить разумный срок для представления административным ответчиком в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу и заинтересованному лицу.
Судье надлежит проверить, получены ли административным ответчиком копии документов, в которых содержатся доказательства, обосновывающие фактические основания административного искового заявления, дополнительно представленные административным истцом и не приобщенные к административному исковому заявлению, если административный истец не освобожден от обязанности их доказывания; переданы ли суду и административному истцу и его представителю доказательства, обосновывающие возражения относительно административного искового заявления, представленные в письменной форме, копии документов, которые содержат эти доказательства (части 1 и 2 статьи 135 КАС РФ).
22. Лица, участвующие в деле, их представители могут по собственной инициативе представлять доказательства по административному делу (части 1 и 2 статьи 135 КАС РФ).
В случае, когда сторона не может получить доказательства самостоятельно без помощи суда, она вправе заявить перед судом ходатайство об их истребовании (пункт 2 части 1, пункт 4 части 2 статьи 135 КАС РФ).
Судья должен выяснить, имеется ли необходимость оказания содействия в представлении и истребовании доказательств лицам, не обладающим государственными и иными публичными полномочиями (пункт 7 статьи 6, часть 7 статьи 125, пункт 6 части 3 статьи 135 КАС РФ).
23. Суд вправе истребовать доказательства по своей инициативе (в том числе получить необходимые сведения для рассмотрения и разрешения административного дела из открытых источников (например, из публичных реестров, системы отслеживания почтовых отправлений на официальном сайте акционерного общества «Почта России»), включая информационные системы, доступ к которым обеспечивается на официальных сайтах органов публичной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в частности, сведения о размещении нормативных правовых актов на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), данные, содержащиеся в Государственной автоматизированной системе «Правосудие»).
Суд ставит в известность лиц, участвующих в деле, о приобщении истребованных им доказательств (часть 2.1 статьи 59 КАС РФ).
24. Суд должен истребовать вступившие в законную силу судебные акты по рассмотренному ранее гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному арбитражным судом, приговор суда и иные судебные постановления по уголовному делу и постановление суда по делу об административном правонарушении, принятые в отношении лиц, участвующих в деле, если в указанных судебных актах установлены обстоятельства, имеющие преюдициальное значение для данного дела, в целях освобождения от их доказывания (статья 64 КАС РФ).
25. Судья разрешает вопрос об обязательном личном участии лица, участвующего в деле, в судебном заседании (часть 2 статьи 59, статьи 68, 121 КАС РФ). При этом суд не вправе признать обязательной явку административного истца, не обладающего властными и иными публичными полномочиями, в том числе заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
26. Лица, участвующие в деле, вправе приводить свои доводы и возражения относительно всех доказательств, полученных и истребованных судом, в том числе относительно достоверности сведений, полученных из открытых источников (часть 2.1 статьи 59 КАС РФ).
27. За проявленное неуважение к суду, препятствующее проведению своевременной подготовки дела, судья может наложить штраф на виновную в этом сторону, а за непредставление или несвоевременное представление письменных возражений или необходимых доказательств — наложить штраф на административного ответчика (части 4 — 6 статьи 63, статьи 122 и 123, часть 5 статьи 135 КАС РФ).
Названные правовые последствия разъясняются лицам, участвующим в деле, в соответствующих определениях (например, в определении об истребовании доказательств или о назначении экспертизы). В них также указывается на право лица дать объяснения, представить иные доказательства, подтверждающие отсутствие оснований для наложения штрафа, признания факта.
При условии получения административным ответчиком соответствующего определения и истечения установленного в нем разумного срока представления возражений, иных доказательств суд вправе рассмотреть вопрос о наложении на него судебного штрафа.
Действия суда при вызове сторон, их представителей
28. Для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела с учетом его обстоятельств, характера спорного публичного правоотношения, нормативных правовых актов, подлежащих применению, и представленных по административному делу доказательств судья при подготовке дела может осуществлять вызов сторон и их представителей.
При вызове сторон, их представителей судья обязан разъяснить им процессуальные права и обязанности, исходя из норм права, подлежащих применению, распределить обязанности по доказыванию обстоятельств, имеющих значение для дела, разъяснить последствия совершения или несовершения сторонами процессуальных действий в установленный процессуальный срок (пункты 2, 13 части 3 статьи 135 КАС РФ).
29. Суд опрашивает административного истца, административного ответчика, их представителей по существу заявленных требований и возражений для уточнения предмета доказывания и определения круга доказательств, которые необходимо истребовать судье или представить сторонам.
В целях эффективной защиты своих интересов административный ответчик вправе поставить вопрос об уточнении требований административного истца и фактических оснований этих требований (пункт 1 части 2 статьи 135 КАС РФ).
30. Для реализации права сторон на совершение распорядительных действий суд выясняет, поддерживает ли административный истец административное исковое заявление полностью или в части, признает ли административный ответчик административное исковое заявление полностью или в части, намерен ли административный истец отказаться от иска, признает ли административный ответчик административные исковые требования, готовы ли стороны заключить соглашение о примирении.
31. При вызове сторон, а также в других случаях, когда возникает необходимость зафиксировать какие-либо обстоятельства или отразить результаты проведения подготовительных действий, может вестись аудиопротоколирование и составляться протокол в письменной форме (статьи 204, 205 КАС РФ).
В случае неявки одной из сторон, надлежащим образом извещенной о вызове в суд, аудиопротоколирование, составление протокола в письменной форме являются обязательными.
При вызове сторон, их представителей могут быть использованы системы видеоконференц-связи и (или) веб-конференции при наличии соответствующей технической возможности (статьи 142, 142.1 КАС РФ).
Предварительное судебное заседание
32. При подготовке дела судья вправе провести предварительное судебное заседание, если ее задачи могут быть достигнуты лишь посредством его проведения, в целях:
— уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела;
— определения достаточности доказательств для установления прав и обязанностей лиц участвующих в деле, и обоснования выводов суда по конкретному административному делу;
— выявления фактов пропуска сроков обращения в суд;
— процессуального закрепления распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке дела;
— выяснения возможности урегулировать спор до судебного разбирательства административного дела, в том числе путем использования примирительных процедур (часть 1 статьи 138 КАС РФ).
33. В предварительном судебном заседании могут применяться общие положения Кодекса о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (статья 16.1 КАС РФ), о замене ненадлежащего административного ответчика (статья 43 КАС РФ), об осуществлении процессуального правопреемства (статья 44 КАС РФ), об объединении административных дел и о выделении административных исковых требований (статья 136 КАС РФ), о назначении судебной экспертизы (статьи 77, 78 КАС РФ), о приостановлении производства по административному делу (глава 16 КАС РФ), об оставлении административного искового заявления без рассмотрения (глава 18 КАС РФ), о прекращении производства по административному делу (глава 17 КАС РФ), об отложении судебного разбирательства административного дела (статья 152 КАС РФ), об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи (статья 142 КАС РФ), веб-конференции (статья 142.1 КАС РФ), о перерыве в судебном заседании (статья 169.1 КАС РФ).
В частности, в случае пропуска налоговым органом срока для обращения в суд по делам о взыскании обязательных платежей и санкций и при отсутствии ходатайства о его восстановлении суд в предварительном судебном заседании вправе по своей инициативе вынести на обсуждение сторон вопрос о причинах пропуска такого срока. При отсутствии оснований для его восстановления суд отказывает в удовлетворении соответствующего административного иска.
34. Если предварительное судебное заседание не проводится, суд вправе применить положения о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, замене ненадлежащего административного ответчика с согласия административного истца, об осуществлении процессуального правопреемства, объединении административных дел и о выделении административных исковых требований, о назначении судебной экспертизы, приостановлении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения на этапе подготовки дела после изучения доводов лиц, участвующих в деле, представленных в письменной форме (пункт 7 части 1 статьи 45 КАС РФ).
35. В предварительном судебном заседании судья и лица, участвующие в деле, совершают процессуальные действия, указанные в статье 135 КАС РФ, и иные необходимые действия, предусмотренные нормами главы 13 Кодекса, если ранее они не были совершены.
36. В силу части 2 статьи 138 КАС РФ предварительное судебное заседание проводится единолично судьей, осуществляющим подготовку административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции, даже если дело подлежит рассмотрению коллегиальным составом суда в случаях, предусмотренных статьей 29 КАС РФ.
Если дело подлежит рассмотрению коллегиальным составом суда, процессуальные действия, связанные с непосредственным рассмотрением и разрешением административного дела по существу (например, установление факта пропуска срока обращения в суд, определение надлежащей подсудности дела и вида судопроизводства, по правилам которого оно должно быть рассмотрено, решение вопроса о замене ненадлежащего административного ответчика, рассмотрение заявления об отводе одного или нескольких судей), не могут быть совершены в предварительном судебном заседании.
37. В предварительном судебном заседании судья вправе объявить перерыв. К основаниям, порядку объявления такого перерыва и последствиям его объявления применяются нормы, регулирующие перерыв в судебном заседании (часть 4 статьи 2, статья 169.1 КАС РФ).
38. Предварительное судебное заседание может быть отложено судьей после его назначения. К основаниям, порядку и последствиям отложения предварительного судебного заседания применяются нормы, регулирующие отложение судебного разбирательства (часть 4 статьи 2, часть 4 статьи 28, часть 1 статьи 137.2, статьи 150 — 152 КАС РФ).
39. Суд принимает решение о готовности административного дела к судебному разбирательству после рассмотрения всех вопросов, вынесенных в предварительное судебное заседание в случае его проведения, либо после окончания подготовки дела (часть 6 статьи 138 КАС РФ).
Признав административное дело подготовленным, судья выносит определение о назначении дела к судебному разбирательству (часть 6 статьи 138, часть 1 статьи 139 КАС РФ).
40. Лица, участвующие в деле, а также прокурор, если его участие в административном деле является обязательным, извещаются о времени и месте проведения предварительного судебного заседания по правилам главы 9 КАС РФ; ненадлежащее извещение их о времени и месте проведения предварительного судебного заседания является препятствием для его проведения (часть 2 статьи 138 КАС РФ).
В определении, направляемом лицам, участвующим в деле, вместе с извещением о проведении предварительного судебного заседания, дается разъяснение о возможности проведения судебного разбирательства данного дела по существу непосредственно после окончания предварительного судебного заседания, в том числе в случае неявки в предварительное судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле (часть 2 статьи 14, статья 96, часть 2 статьи 138, часть 1 статьи 140 КАС РФ).
Получение (вручение) названного определения свидетельствует о надлежащем извещении лица, участвующего в деле, о проведении как предварительного судебного заседания, так и судебного заседания по административному делу.
Вместе с тем в случае своевременного поступления от не явившегося в предварительное судебное заседание лица, участвующего в деле, обоснованных возражений относительно рассмотрения административного дела по существу в его отсутствие в связи с необходимостью представления им дополнительных доказательств и (или) ознакомления с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, либо ввиду иных заслуживающих внимания причин судья назначает другую дату судебного разбирательства административного дела по существу.
41. В случае, если все лица, участвующие в деле, явились в предварительное судебное заседание и не возражают против продолжения рассмотрения административного дела в судебном заседании, судья вправе вынести определение о завершении подготовки административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции и об открытии судебного заседания при условии, что административное дело не подлежит рассмотрению коллегиальным составом суда (часть 2 статьи 139 КАС РФ).
42. Определение о назначении административного дела к судебному разбирательству обжалованию не подлежит.
На судебные акты, которыми оканчивается рассмотрение дела по существу, и судебные акты, препятствующие дальнейшему движению дела, принятые при подготовке дела, могут быть поданы апелляционная, частная жалобы, представление (части 4 и 5 статьи 138, главы 16 — 18 КАС РФ).
43. Пункты 58 — 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» признать утратившими силу.
Председатель Верховного Суда
Российской Федерации
И.Л.ПОДНОСОВА
Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.В.МОМОТОВ