МИРОВОЙ СУДЬЯ СУДЕБНОГО УЧАСТКА N 20
СОВЕТСКОГО СУДЕБНОГО РАЙОНА Г. ЛИПЕЦКА
Дело N 5-184/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении 25 марта 2020 года г. Липецк
И.о. мирового судьи судебного участка N 20 Советского судебного района города Липецка Чеканова Э.Б., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 13.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении М.Е. В.1, <ДАТА2> рождения, уроженки <ОБЕЗЛИЧЕНО> <АДРЕС> района <АДРЕС> области, зарегистрированной и проживающей по адресу: г. Липецк, <АДРЕС>, корп. 2, ком.30, не работающей, замужней, имеющей на иждивении двоих несовершеннолетних детей, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,
установил:
<ДАТА3> в 15 часов 04 минуты М.Е. В.1 находясь по адресу: г. Липецк, <АДРЕС>, корп. 2, ком.30, распространила на своей странице в социальной сети «WhatsApp» информационно-телекоммуникационных сетях «Интернет» (пользователь +<НОМЕР> ~Екатерина) в родительский чат группы <НОМЕР> «ДСУ N 99″ заведомо недостоверную общественно значимую информацию под видом достоверных сообщений о том, что административными органами Липецкой области от граждан скрывается реальное количество лиц, проживающих на территории Липецкой области и заболевших короновирусной инфекцией ((1)»На тракторном увезли чувака в капсуле и закрыли подъезд где он жил. Никого не впускают и не выпускают, проверяют тех, кто остался. Диагноз подтвердили-короновирус»; (2) «Вообщем, девчонки, информация от военных. Скоро закроют город, никого не будут пропускать ни туда, ни обратно. Запаситесь продуктами и лекарствами»; (3) «Сейчас в администрации решают вопрос о закрытии города»), способную вызвать панические настроения у граждан в период режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Липецкой области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), введенного на территории Липецкой области с <ДАТА4>, чем создала угрозу общественной безопасности, помех функционированию социальной инфраструктуры, при этом ее действия не содержат уголовно-наказуемого деяния. В судебном заседании М.Е. В.1 вину в совершении административного правонарушения не оспаривала, раскаивалась, просила учесть, что приняла меры по удалению размещенных сообщений и просила назначить ей минимальный размер штрафа в силу тяжелого материального положения ее семьи. Представитель прокуратуры <АДРЕС> района г. Липецка И. М.2 в судебном заседании полагал, что в действиях М.Е. В.1 усматривается состав правонарушения, предусмотренный ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ. Полагал возможным при назначении наказания применить положения п. 2.2. ст. 4.1 КоАП РФ. Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. (ч. 6 ст. 10 Закона N 149-ФЗ). На территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. (ч. 1 ст. 15 Закона N 149-ФЗ). Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. (ч. 5 ст. 15 Закона N 149-ФЗ).В силу ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от шестидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
Объектом данного правонарушения являются отношения по поводу реализации свободы слова и массовой информации. Конституция РФ кроме гарантий свободы слова и массовой информации, предусматривает ограничение каждого обладателя прав и свобод воздерживаться при их осуществлении от нарушения прав и свобод других лиц (ст. 17). Непосредственным объектом правонарушения являются установленные федеральными законами запреты совершать определенные действия. Объективная сторона правонарушения выражается в распространении в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния. Субъектами ответственности по данной статье являются граждане, должностные и юридические лица, использующие СМИ, перечисленные в данной статье, с нарушением установленных правил. Субъективная сторона данного деяния характеризуется умыслом. В соответствии с ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Судом установлено, что в связи с угрозой распространения на территории Липецкой области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением администрации Липецкой области от 31 августа 2012 года N 358 «О Липецкой территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и признании утратившими силу некоторых постановлений администрации Липецкой области», с 10 марта 2020 года на территории Липецкой области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Липецкой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В средствах массовой информации Липецкой области, в том числе на Информационном портале «Город48», доведено до населения Липецкой области о режиме повышенной готовности с 10 марта 2020 года, разъяснен порядок действий для жителей региона, вернувшимся с территорий с «плохой» коронавирусной ситуацией. А также сообщалось о случаях заражения коронавирусной инфекцией. Саму ситуацию комментировал в СМИ губернатор Липецкой области А.И. Более того, вся информация размещена на сайте администрации Липецкой области. Несмотря на все перечисленное, М.Е. В.1 обнаружив 11.03.2020 г. в период с 15 часов 01 минуту по 15 часов 03 минуты в рабочей группе салона сотовой связи, где она работала, три сообщения, содержащие недостоверную общественно значимую информацию под видом достоверных сообщений о том, что административными органами Липецкой области от граждан скрывается реальное количество лиц, проживающих на территории Липецкой области и заболевших короновирусной инфекцией, не убедилась в их достоверности, осознавая, что рабочая группа салона сотовой связи не является официальным представителем органов власти Липецкой области, и не обладает полномочиями на распространение общественно значимой информации, незамедлительно, уже в 15 часов 04 минуты, т.е. через 1 минуту, распространила сообщения в информационно-телекоммуникационных сетях через интернет-мессенджер «WhatsApp», находящийся в принадлежащем ей сотовом телефоне, в родительский чат группы <НОМЕР> «ДСУ N 99», чем создала угрозу общественной безопасности, помех функционированию социальной инфраструктуры. Более того, М.Е. В.1 никаких комментариев по поводу источника полученной информации и других ссылок, позволяющих определить и проверить достоверность отправленной информации, не указала, тем самым не поставила в известность, что данная информация не проверена и является не достоверной.
Сообщения, распространенные М.Е. В.1 в информационно-телекоммуникационных сетях через интернет-мессенджер «WhatsApp», стали доступны неопределенному кругу пользователей, как минимум всем кто являлся подписчиками родительского чата, а также сотрудникам полиции, которые выявили данное правонарушение, в результате мониторинга сети Интернет. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, иными документами. Вина М.Е. В.1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ, подтверждается исследованными доказательствами, содержащимися в материалах дела, а именно: — рапортом старшего оперуполномоченного отдела «К» БСТМ УМВД России по Липецкой области от 13.03.2020 г. о том, что 13.03.2020 г. сотрудниками отдела «К» БСТМ УМВД России по Липецкой области в результате мониторинга сети Интернет, в мессенджере «WhatsApp» обнаружено сообщение с абонентского номера +<НОМЕР>, размещенное пользователем «Екатерина»; — скриншотом страницы родительского чата, с отображенными сообщениями, указанием номера телефона +<НОМЕР>, имя пользователя «Екатерина»; — скриншотом страницы М.Е. В.1 в социальных сетях «В Контакте»; — скриншотом страницы в группе «Бригада», с отображенными сообщениями;
— объяснениями М.Ю. А.3, из которых следует, что его супруга М.Е. В.1 работает в представительстве ТЕLE2 и имеет абонентский номер телефона «<ОБЕЗЛИЧЕНО>»; — объяснениями А.Н. В.4, из которых следует, что она работает продавцом в ТЕLE2, а 11.03.2020 г. скопировав комментарий неизвестного лица под Ником «Гость» в сети Интернет, по обстановке в области с коронавирусом, отправила сообщения в «WhatsApp» в группу своим коллегам по работе. — объяснениями М.Е. В.1, из которых следует, что 11.03.2020 г. ей по средствам интернет-месенджера «WhatsApp» переслали 3 сообщения о том, что административными органами Липецкой области скрывается от граждан реальное количество лиц, проживающих на территории Липецкой области, заболевших короновирусной инфекцией, жители областного центра не обеспечены средствами индивидуальной защиты и мед.помощью. Данные сообщения она увидела в рабочей группе их салона сотовой связи. Эти сообщения она решила переслать в родительский чат группы <НОМЕР> «ДОУ N 99». Данную информацию она переслала другим родителям для сведения. — протоколом АА N 573381/2/997 об административном правонарушении от 19.03.2020 г., которым зафиксирован факт совершения М.Е. В.1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ. Тот факт, что распространенная М.Е. В.1 информация не является достоверной, подтверждается, информационным письмом Управления здравоохранения Липецкой области от 23.03.2020 г., информационными письмами ГУЗ «ЛОКИБ» от 23.03.2020 г., а также скриншотами с официальных сайтов в сети Интернет. Вышеуказанные доказательства, суд считает допустимыми, согласующимися между собой и добытыми в соответствии с требованиями административного законодательства, а их совокупность свидетельствующей о совершении М.Е. В.1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ, именно в распространении в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу общественной безопасности, помех функционированию социальной инфраструктуры, при этом действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния. С учетом изложенного суд считает, что вина М.Е. В.1 нашла свое подтверждение в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ. Срок давности привлечения М.Е. В.1 к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек. Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Нарушение ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой. С учетом конкретных обстоятельств дела, приняв во внимание характер охраняемых государством общественных отношений и степень опасности конкретного деяния, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания данного правонарушения малозначительным. При решении вопроса о назначении виновному административного наказания конкретного вида и размера необходимо иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность М.Е. В.1 в соответствии ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, по делу не установлено. В судебном заседании установлено, что М.Е. В.1 впервые привлекается к административной ответственности, вину в совершении административного правонарушения признала полностью, раскаялась в содеянном. Исследованы в судебном заседании представленные М.Е. В.1 документы, подтверждающие ее имущественное положение. Указанные обстоятельства признаются судом как смягчающие административную ответственность М.Е. В.1 обстоятельства в силу ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ. При назначении М.Е. В.1 административного наказания необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. В силу ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. В соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц — не менее пятидесяти тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ). С учетом изложенных выше правовых положений, отсутствия существенного вреда охраняемым общественным отношениям, характера совершенного М.Е. В.1 административного правонарушения и его последствиями, обстоятельств, связанных с имущественным положением М.Е. В.1, что признается судом исключительными обстоятельствами, а также несоразмерности санкции последствиям правонарушения, в целях исключения избыточного ограничения прав указанного лица, суд считает возможным назначение М.Е. В.1 административного наказания в виде административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ, что в силу требований ч. 2.2, ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ составляет 15000 руб. При этом суд полагает, что оснований для назначения М.Е. В.1 дополнительного вида административного наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения не усматривается. На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья:
постановил:
Признать М.Е. В.1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей, без конфискации предмета административного правонарушения Указанную сумму перечислять получателю: Управление административных органов Липецкой области (судебный участок Советского судебного района города Липецк), УФК по Липецкой области отделение Липецк г. Липецк, БИК 044206001, р/сч 40101810200000010006, ИНН <…>, КПП 482601001, ОКТМО 42701000, КБК 03311601153010000140, УИН 0355664240002003252971635.
Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен в течение шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу. Сведения об оплате штрафа, направить в судебный участок. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, судья изготавливает второй экземпляр указанного постановления и направляет его в течение десяти суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Советский районный суд г. Липецка.
Мировой судья
Э.Б.ЧЕКАНОВА
——————————————————————