ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТРУДУ
И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
СЕКРЕТАРИАТ ВСЕСОЮЗНОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 1987 г. N 153/6-142
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНЫХ НОРМ
ВРЕМЕНИ НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
И СДЕЛЬНЫХ РАСЦЕНОК ДЛЯ ОПЛАТЫ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115 Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам и Секретариат Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов постановляют:
1. Утвердить Единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельные расценки для оплаты труда водителей, разработанные Центром по научной организации труда и управления производством Министерства автомобильного транспорта РСФСР совместно с Центральным бюро нормативов по труду при Всесоюзном научно-методическом центре по организации труда и управления производством Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам при участии нормативно-исследовательских организаций и предприятий республиканских министерств автомобильного транспорта, а также союзных министерств и ведомств.
Установить срок их действия до 1993 года.
2. Единые нормы времени, утвержденные настоящим Постановлением, являются обязательными для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях, имеющих подвижной состав автомобильного транспорта, независимо от их ведомственной подчиненности.
3. Единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельные расценки для оплаты труда водителей вводятся в действие одновременно с введением новых тарифных ставок и должностных окладов работников автомобильного транспорта в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115 в порядке, предусмотренном «Положением об организации нормирования труда в народном хозяйстве», утвержденным Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Президиума ВЦСПС от 19 июня 1986 г. N 226/П-6.
4. Контроль за внедрением и правильностью применения Единых норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельных расценок для оплаты труда водителей осуществляется соответствующими министерствами и ведомствами, центральными комитетами и советами профессиональных союзов.
5. Редакции «Экономика» Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли обеспечить издание сборника Единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельные расценки для оплаты труда водителей не позднее I квартала 1988 года.
6. С введением в действие Единых норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельных расценок для оплаты труда водителей, утвержденных настоящим Постановлением, считать утратившим силу Постановление Государственного комитета СССР по вопросам труда и заработной платы от 18 декабря 1972 г. N 336 «Об утверждении Единых норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельных расценок для оплаты труда водителей» и Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 17 июля 1984 г. N 212/13-59 «Об утверждении Дополнений и изменений к Единым нормам времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельным расценкам для оплаты труда водителей».
Заместитель Председателя
Государственного комитета СССР
по труду и социальным вопросам
Б.ГАВРИЛОВ
Заместитель Председателя
Всесоюзного Центрального Совета
Профессиональных Союзов
В.ЛОМОНОСОВ
ЕДИНЫЕ НОРМЫ
ВРЕМЕНИ НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
И СДЕЛЬНЫЕ РАСЦЕНКИ ДЛЯ ОПЛАТЫ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ
1. Общая часть
1.1. Единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельные расценки предназначены для нормирования и оплаты труда водителей, работающих на бортовых автомобилях и автомобилях-фургонах общего назначения, специализированных автомобилях: самосвалах, фургонах, цистернах, рефрижераторах, контейнеровозах и др., а также тягачах с прицепами и полуприцепами.
1.2. В основу разработки Единых норм времени положены:
технические расчеты и фотохронометражные наблюдения;
технические характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных машин и механизмов, автомобильных дорог и т.п., а также результаты анализа организации труда и мероприятия по ее совершенствованию;
действовавшие Единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельные расценки для оплаты труда водителей и дополнения и изменения к ним.
КонсультантПлюс: примечание.
Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.
Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 16 августа 1977 г. N 255/16.
1.3. Единые нормы времени разработаны с учетом:
рациональной организации перевозок грузов и производства погрузочно-разгрузочных работ;
применения средств механизации: экскаваторов с различной емкостью ковша, автомобильных, мостовых, портальных, козловых кранов, погрузчиков (автомобильных, аккумуляторных и тракторных), транспортеров, механических лопат и других погрузочно-разгрузочных машин и механизмов;
особенностей перевозимых грузов — вида их упаковки, удельного веса, физического состояния и др.;
максимального использования грузоподъемности и грузовместимости подвижного состава автомобильного транспорта и контейнеров;
различных дорожных условий эксплуатации автомобилей;
соблюдения Правил дорожного движения, Правил техники безопасности и Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта.
1.4. Единые нормы времени и сдельные расценки установлены:
при простое автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов 1 класса (кроме контейнеров, а также наливных и пылевидных грузов в автоцистернах, не имеющих класса) — на одну тонну; для контейнеров — на один контейнер; для наливных и пылевидных грузов в автоцистернах — на полный эксплуатационный объем цистерны;
при перевозке грузов 1 класса — на один тонно-километр.
1.5. Для грузов 2, 3 и 4 классов нормы времени или сдельные расценки применяются со следующими поправочными коэффициентами:
для грузов 2 класса — 1,25;
для грузов 3 класса — 1,66;
для грузов 4 класса — 2,00.
Поправочные коэффициенты рассчитаны исходя из среднего коэффициента использования грузоподъемности автомобиля:
для грузов 2 класса — 0,8;
для грузов 3 класса — 0,6;
для грузов 4 класса — 0,5.
Классы грузов при перевозке на автомобилях со стандартными бортовыми и самосвальными кузовами определяются в соответствии с номенклатурой и классификацией грузов (Приложение).
При перевозке на автомобилях со стандартными бортовыми и самосвальными кузовами грузов, не предусмотренных прилагаемой номенклатурой и классификацией, а также различных грузов на специализированных автомобилях (со специальными платформами), в фургонах, скотовозах, цистернах и т.п., поправочные коэффициенты определяют исходя из среднего фактического коэффициента использования грузоподъемности бортового или специализированного автомобиля при условии полной загрузки его кузова по допускаемому габариту (объему). При этом поправочный коэффициент определяется путем деления единицы на коэффициент использования грузоподъемности.
В таком же порядке определяют поправочные коэффициенты по грузам 4 класса, обеспечивающим коэффициент использования грузоподъемности автомобиля ниже 0,5 при полной загрузке автомобиля с наращенными бортами по допускаемому габариту (объему).
1.6. Водителям автомобилей устанавливается подготовительно-заключительное время продолжительностью 18 мин. в смену для выполнения необходимых работ перед выездом на линию и по возвращении на автотранспортное предприятие, а также время на проведение предрейсового медицинского осмотра — до 5 мин. в смену. Это время оплачивается из расчета установленной водителю тарифной ставки.
В отдельных случаях на зимний период руководителям предприятий по согласованию с профсоюзной организацией предоставлено право устанавливать местные нормы на подготовительно-заключительные работы.
Руководителям автотранспортных предприятий предоставляется право в отдельных случаях, когда пробег автомобиля без груза за смену (ездку) превышает пробег автомобиля с грузом, время, затрачиваемое на разность этих пробегов, определяемое исходя из установленных расчетных норм пробега, оплачивать водителю по тарифной ставке.
1.7. Для автомобилей-рефрижераторов нормы времени на 1 т и 1 ткм устанавливаются по грузоподъемности автомобиля (полуприцепа) без учета массы холодильной установки.
1.8. Для грузовых автомобилей, оборудованных для работы на сжатом или сжиженном газе, нормы времени на 1 т и 1 ткм устанавливаются по грузоподъемности автомобиля без учета массы газобаллонного оборудования.
1.9. При работе на грузовых автомобилях, имеющих различную грузоподъемность в зависимости от типа дорожного покрытия, оплата труда водителей производится по нормам и расценкам, установленным на 1 т и 1 ткм наивысшей грузоподъемности данного автомобиля.
В тех случаях, когда по дорожным условиям невозможно использование максимальной грузоподъемности автомобиля, оплата производится по нормам, установленным для минимальной грузоподъемности данного автомобиля, и по сдельным расценкам, исходя из тарифной ставки по максимальной грузоподъемности автомобиля.
1.10. Оплата труда водителей за перевозку груза сверх номинальной грузоподъемности автомобиля производится только по взвешиваемым или точно замеряемым грузам.
1.11. Оплата труда водителей, работающих на автомобилях с прицепами, производится за все выработанные тонно-километры и перевезенные тонны грузов по расценкам, установленным для водителей, работающих на таких же автомобилях без прицепа.
Такой же порядок оплаты устанавливается для водителей, работающих на автомобилях-тягачах с дополнительными полуприцепами и прицепами.
1.12. Приведенные в сборнике показатели, в которых указано «до», следует понимать включительно.
1.13. До введения настоящих норм времени необходимо привести организационно-технические условия выполнения работ на предприятиях и в организациях в соответствие с запроектированными в нормах и довести их до сведения рабочих в установленном порядке.
1.14. При использовании новых марок подвижного состава и средств механизации, более совершенной технологии и организации перевозок, улучшении дорожных условий, обеспечивающих рост производительности труда, сокращение нормативных простоев, а также увеличение фактических скоростей движения автомобилей, Единые нормы времени на 1 т и 1 ткм должны быть заменены местными, более прогрессивными.
1.15. На работы, не предусмотренные нормами, следует разрабатывать методом технического нормирования местные нормы по аналогии с Едиными нормами времени.
1.16. В тех случаях, когда действующие на предприятиях нормы времени ниже Единых норм времени, действующие нормы должны быть сохранены.
1.17. Для оплаты труда водителей автомобилей-самосвалов, занятых на транспортировании породы и полезных ископаемых, применяются Единые нормы выработки на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности.
1.18. Оплата труда водителей автомобилей, занятых вывозом древесины на лесозаготовках, производится по Единым нормам выработки и сдельным расценкам на лесозаготовительные работы.
2. Организация труда водителей грузовых автомобилей
Важным условием высокопроизводительной работы водителей является рациональная организация транспортного процесса, которая предусматривает выполнение основной задачи автомобильного транспорта — наиболее полное удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозках грузов.
Работа водителя грузового автомобиля осуществляется по следующей схеме:
подготовительно-заключительные работы, выполняемые водителем на автотранспортном предприятии;
транспортный процесс, включающий движение автомобиля и погрузочно-разгрузочные работы.
Подготовительно-заключительные работы, занимая незначительный удельный вес в структуре рабочего времени водителя, являются вместе с тем важным элементом трудового процесса. Они выполняются на следующих участках рабочей зоны автотранспортного предприятия: стоянки автомобилей, заправки автомобилей топливосмазочными материалами, оформления путевых документов, на контрольно-техническом пункте. С целью сокращения затрат времени предусматривается рациональная схема расстановки автомобилей на стоянке, оперативная связь между диспетчерской, контрольно-техническим пунктом, зонами ТО и ТР и другими участками рабочей зоны, обязательное использование различных систем подогрева двигателей автомобилей в холодное время года и другие мероприятия.
При осуществлении подготовительно-заключительных работ водитель перед выездом на линию осматривает и принимает автомобиль (прицеп, полуприцеп), проверяет наличие комплекта инструментов и приспособлений, необходимых для нормальной эксплуатации подвижного состава на линии, и т.д.
В диспетчерской водитель получает сведения о местонахождении ближайших автозаправочных станций по пути следования, уточняет адреса и наименования пунктов погрузки и разгрузки, выясняет прогноз погоды и дорожную обстановку на обслуживаемых маршрутах. В операционном зале должна быть оформлена схема города (района) с указанием главных улиц, площадей, проездов, дорог, населенных пунктов, обозначением основных пунктов погрузки и разгрузки, а также рациональных маршрутов движения до основных объектов, обслуживаемых автотранспортным предприятием.
Водители обеспечиваются списками (памятками) номеров телефонов для оперативного вызова автомобиля технической помощи, а также дежурного диспетчера автотранспортного предприятия (погрузочно-разгрузочного пункта) и обслуживаемой клиентуры.
Единые нормы времени предусматривают рациональную организацию транспортного процесса, которая обеспечивает:
1. Сокращение сверхнормативных затрат времени на простой автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов за счет: расширения фронта погрузочно-разгрузочных работ и применения их комплексной механизации; составления и строгого соблюдения графиков подачи и работы автомобилей; создания подъездных путей и площадок для маневрирования автомобилей, особенно автомобилей с прицепами, тягачей с несколькими прицепами или полуприцепами; предварительной подготовки грузов и т.д.
2. Рациональную укладку грузов, применение съемных щитов и др., позволяющих максимально использовать грузоподъемность и вместимость подвижного состава.
3. Правильное размещение грузов в кузове, способствующее равномерному распределению весовой нагрузки на ходовую часть транспортного средства и облегчению управления им.
4. Оптимальные режимы движения автомобилей (автопоездов) на соответствующих участках пути с учетом состояния дорожного покрытия, обзорности, интенсивности движения и других факторов при строгом соблюдении Правил дорожного движения, а также знания водителями основных технических характеристик и правил эксплуатации различных марок подвижного состава автомобильного транспорта при перевозке соответствующих грузов. Перевозка грузов должна осуществляться по рационально построенным маршрутам с учетом кратчайших расстояний, режимов движения на каждом участке пути, с обеспечением загрузки автомобилей в обоих направлениях.
5. Уплотнение режима работы автомобилей за счет организации бригадного метода работы водителей.
Бригады создаются по принципу обслуживаемых объектов путем объединения водителей, занятых вывозом продукции с определенных промышленных предприятий, строительных площадок, железнодорожных станций, карьеров, торговых баз и т.д.
Руководство бригадой осуществляет бригадир.
Состав бригады и количество подвижного состава, закрепленного за ней, определяется исходя из объема и характера перевозок, а также режима работы пунктов переработки грузов.
3. Нормативная часть
3.1. Нормы времени и сдельные расценки для оплаты труда водителей грузовых автомобилей за время простоя под погрузкой и разгрузкой грузов.
3.1.1. Нормы времени простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов установлены в зависимости от способа их выполнения, типа и грузоподъемности подвижного состава автомобильного транспорта, рода грузов, а также вида применяемых погрузочно-разгрузочных машин и механизмов.
3.1.2. Нормами времени простоя предусмотрено время, необходимое на погрузку и разгрузку груза в пределах установленного габарита автомобиля с подноской или отноской груза, на маневрирование автомобиля перед погрузкой и разгрузкой, увязывание и развязывание груза, покрытие груза брезентом и снятие брезента, открытие и закрытие бортов кузова автомобиля, прицепа и полуприцепа, отвертывание и привертывание, а также подноску и относку шлангов, очистку кузова автомобиля при перевозке бетона, асфальта и других масс, продувку и пропарку цистерн, а также промывку разгрузочных шлангов, оформление документов. При этом имеется в виду, что погрузка и разгрузка грузов в автомобиль производятся без заезда в промежуточные пункты.
3.1.3. Для определения нормы времени на полную грузоподъемность автомобиля следует норму времени, установленную на 1 т, умножить на грузоподъемность автомобиля.
3.1.4. При установлении норм времени на погрузку и разгрузку грузов вручную принято расчетное количество грузчиков, обеспечивающих выполнение Единых норм времени.
3.1.5. При механизированном способе погрузки и разгрузки грузов на автомобили-фургоны нормы времени на 1 т могут увеличиваться до 10% (по сравнению с бортовыми автомобилями).
3.1.6. Нормы времени простоя автомобилей при частично механизированной погрузке и разгрузке грузов устанавливаются в половинном размере от норм, предусмотренных для ручной и механизированной погрузки и разгрузки на каждую операцию.
3.1.7. При простое автомобилей под погрузкой и разгрузкой промышленных и продовольственных грузов, требующих особой осторожности (стекло, изделия фарфоровые, фаянсовые, жидкость разная в стеклянной таре, инструменты музыкальные, телевизоры, радиоаппаратура, приборы, мебель и т.д.), а также мелкоштучных грузов, перевозимых навалом или в мелкой упаковке, требующих пересчета (белье, обувь, головные уборы, одежда, галантерея, ткани разные, книги, игрушки, овощи, фрукты, ягоды свежие и т.д.), нормы времени простоя на 1 т увеличивают до 25%.
3.1.8. Сдельная расценка за время простоя автомобилей II и III группы под погрузкой и разгрузкой 1 т груза определяется умножением минутной тарифной ставки водителя автомобиля данной группы соответствующей грузоподъемности на норму времени погрузки и разгрузки 1 т груза соответствующей грузоподъемности автомобиля I группы.
3.1.9. Руководителям автотранспортных предприятий по согласованию с профсоюзной организацией разрешается устанавливать местные нормы времени простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов, исходя из конкретных условий работы, в следующих случаях:
при погрузке автомобилей-самосвалов грузоподъемностью свыше 8 т экскаваторами с емкостью ковша до 1 куб. м, погрузке и разгрузке бортовых автомобилей грузоподъемностью свыше 8 т механизмами с одновременным подъемом груза по 1 т, а также вручную;
при погрузке или разгрузке грузов с подачей автомобиля к нескольким секциям складов или отдельным складским помещениям на территории складских баз, станций, портов, пристаней, предприятий, строительных и торговых организаций, в том числе торговых точек на территории города;
при погрузке и разгрузке крупногабаритных и тяжеловесных грузов, требующих специальных устройств для их крепления, имеющих массу одного места более 500 кг (в том числе грузы в бочках, барабанах, цилиндрах, на катушках, в рулонах и бухтах), а также грузы, погрузка и разгрузка которых осуществляются самоходом.
К крупногабаритным относятся грузы размером места свыше: по высоте — 2,5 м, или по ширине — 2 м, или по длине — 3 м.
Далее см. в СПС «Консультант Плюс»