ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2022 г. N 09АП-62040/2022
Дело N А40-50359/22
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2022 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Ж.В. Поташовой,
судей: И.В. Бекетовой, И.А. Чеботаревой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
ООО «Кредо-Пак»
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.07.2022 по делу N А40-50359/22
по заявлению ООО «Кредо-Пак»
к ИФНС России N 2 по г. Москве
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Д.В. Глазунов по дов. от 18.11.2021;
установил:
ООО «Кредо-Пак» (далее — Заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции ФНС России N 2 по г. Москве (далее — Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения N 3500 от 06.12.2021.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2022 Заявителю в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда г. Москвы, Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебное заседание не явился, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель налогового органа возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что в связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) налоговых правонарушениях Инспекцией составлен Акт N 34466 от 14.10.2021. Извещением N 08-12/49585 о времени и месте рассмотрения акта от 15.10.2021 направленным одновременно с Актом N 34466 от 14.10.2021 в адрес Заявителя по телекоммуникационным каналам связи 18.10.2021 Общество надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки (акт и извещение получены Заявителем по ТКС -26.10.2021). Инспекцией в Акте N 34466 от 14.10.2021, направленном в адрес налогоплательщика по ТКС, допущена техническая ошибка в реквизитах Акта, а именно: неверно указана дата Акта — 30.09.2021. Необходимо считать верной дату Акта N 34466-14.10.2021. 08.11.2021 налогоплательщиком в Инспекцию представлены письменные возражения на Акт N 34466 от 14.10.2021 исх. N 111 от 08.11.2021 (вх. N 086504 от 01.06.2021). На рассмотрение материалов проверки налогоплательщик не явился, в связи с чем Акт N 34466 от 14.10.2021, письменные возражения и другие материалы проверки рассмотрены в отсутствии представителей налогоплательщика, о чем составлен протокол рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых нарушениях N б/н от 29.11.2021. По результатам рассмотрения Акта N 34466 от 14.10.2021, письменных возражений налогоплательщика и других материалов дела, Инспекцией вынесено Решение N 3500 от 06.12.2021, в соответствии с которым Заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 121 400 руб. (направлено налогоплательщику по ТКС — 06.12.2021, получено Заявителем — 13.12.2021). Не согласившись с вынесенным решением N 3500 от 06.12.2021, Общество обратилось с жалобой в УФНС России по г. Москве (далее — Управление).
Решением Управления N 21-10/009355@ от 27.01.2022 решение Инспекции N 3500 от 06.12.2021 признано правомерным, что послужило основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ в адрес организации ООО «Кредо-Пак» направлено требование о представлении документов (информации) N 08-12/76692 от 08.09.2021 для проведения мероприятий налогового контроля (направлено налогоплательщику по ТКС — 08.09.2021, получено Заявителем — 16.09.2021). Из толкования положений п. 3 ст. 93 НК РФ следует обязанность налогоплательщика исполнить полученное требование либо сообщить о невозможности его исполнения по установленной законом форме в 10-дневный срок со дня получения требования о предоставлении документов. Срок представления документов, установленный по требованию, составляет 10 дней. Дата наступления срока исполнения по требованию о представлении документов (информации) — 30.09.2021 (10 рабочих дней с 16.09.2021). В ответ на требование о представлении документов (информации) Заявитель сообщил, что оставляет данное требование без исполнения (письмо исх. N 102 от 21.09.2021, вх. N 074111 от 21.09.2021). Таким образом, ООО «Кредо-Пак» в нарушение ст. 93.1 НК РФ не представило документы в Инспекцию по истечении вышеуказанного срока в общем количестве 607 штук.
В соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по 11 которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы. Указанное уведомление может быть представлено в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя либо передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Форма и формат указанного уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждены приказом ФНС России от 24.04.2019 N ММВ-7-2/204@ «Об утверждении формы и формата представления уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) в электронной форме». В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
В соответствии с п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления истребуемых в соответствии с настоящей статьей документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Таким образом, ООО «Кредо-Пак» не представило истребуемые документы в установленный срок, что в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 121 400 руб. (200 руб. х 607 шт.).
В связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, Инспекцией составлен Акт N 34466 от 14.10.2021. Извещением N 08-12/49585 о времени и месте рассмотрения акта от 15.10.2021 направленным одновременно с Актом N 34466 от 14.10.2021 в адрес Заявителя по ТКС 18.10.2021 Общество надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки (акт и извещение получены Заявителем по ТКС -26.10.2021).
Инспекцией в Акте N 34466 от 14.10.2021, направленном в адрес налогоплательщика по ТКС, допущена техническая ошибка в реквизитах Акта, а именно: неверно указана дата Акта — 30.09.2021. Необходимо считать верной дату Акта N 34466-14.10.2021. 08.11.2021 налогоплательщиком в Инспекцию представлены письменные возражения на Акт N 34466 от 14.10.2021 исх. N 111 от 08.11.2021 (вх. N 086504 от 01.06.2021). На рассмотрение материалов проверки налогоплательщик не явился, в связи с чем Акт N 34466 от 14.10.2021, письменные возражения и другие материалы проверки рассмотрены в отсутствии представителей налогоплательщика, о чем составлен протокол рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых нарушениях N б/н от 29.11.2021.
По результатам рассмотрения Акта N 34466 от 14.10.2021, письменных возражений налогоплательщика и других материалов дела, Инспекцией вынесено Решение N 3500 от 06.12.2021, в соответствии с которым Заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 121 400 руб. (направлено налогоплательщику по ТКС — 06.12.2021, получено Заявителем — 13.12.2021).
Каких-либо доводов о нарушении Инспекцией процедуры привлечения ООО «Кредо-Пак» к ответственности за совершение правонарушения, в порядке ст. 101.4 НК РФ Обществом не заявлено. Письмом N 102 от 21.09.2021 Заявитель уведомил налоговый орган об отказе в представлении истребуемых документов. Таким образом, Общество было привлечено к ответственности за отказ от представления истребуемых документов, а не за неправомерное сообщение информации.
В силу п. 3 ст. 93 НК РФ, ранее представленные в налоговые органы документы (информация) независимо от оснований для их представления могут не представляться при условии уведомления налогового органа в установленный для представления документов (информации) срок о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименования налогового органа, в который были представлены документы (информация). Указанное в настоящем пункте уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с п. 5 ст. 93.1 НК РФ, лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 1 и 1.1 настоящей статьи, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Форма указанных уведомлений установлена приказом ФНС России от 24.04.2019 N ММВ-7-2/204@ «Об утверждении формы и формата представления уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) в электронной форме». Соответствующих уведомлений установленной формы обществом в налоговый орган не представлено, условия для освобождения от ответственности, предусмотренные п. 5 ст. 93..1 НКРФ заявителем не соблюдены. Жалоба Общества в вышестоящий налоговый орган, а также и заявление в суд доводов подобного характера не содержали.
Налогоплательщик считает, что Инспекция фактически подменила цели проведения налоговой проверки, должностные лица налогового органа злоупотребляет своими правами, не обосновывая цель запроса в требовании о представлении документов N 08-12/76692 от 08.09.2021.
Нормы ст. 93 НК РФ не ограничивают право налогового органа возможностью истребования лишь первичных документов у налогоплательщика.
В соответствии с п. 1 13 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки документы. При этом, положения ст. 93 НК РФ, не содержат конкретного и исчерпывающего перечня документов, содержащих информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика. К таким документам относится любой документ, содержащий информацию, необходимую для проведения проверки, в том числе и регистры бухгалтерского и налогового учета. Соответствующие разъяснения приведены Минфином РФ в письме от 11.05.2010 N 03-02-07/1-228.
Положения ст. 93.1 НК РФ не содержат оснований для ограничения истребования документов только контрагентами проверяемого налогоплательщика и запрета на истребование документов непосредственно у самого налогоплательщика, не содержит конкретного и исчерпывающего перечня истребуемых налоговыми органами документов, содержащих информацию, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика. Налоговым органам в целях проведения полноценной объективной проверки соблюдения налогоплательщиками положений законодательства о налогах и сборах необходимо обладать всесторонней и достоверной информацией о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, как предоставляемой в налоговые органы самими налогоплательщиками, так и истребуемой налоговыми органами у третьих лиц (контрагентов, банков).
Требование о предоставлении документов N 08-12/76692 от 08.12.2021 содержит в себе все необходимые реквизиты и сведения, позволяющие идентифицировать запрашиваемые документы, а также сведения о наличии обстоятельств, послуживших основанием для истребования документов. Согласно действующему законодательству и судебно-арбитражной практике обоснованная необходимость может быть связана не только с проведением выездных и камеральных налоговых проверок, но и с иными мероприятиями налогового контроля.
Таким образом, если налоговая проверка не проводится, но у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, то должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки, располагающих информацией об этой сделке. Пункт 8 ст. 23 НК РФ указывает, что одной из обязанностей налогоплательщиков является обязанность в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, 14 необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено НК РФ.
В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — ФЗ N 402-ФЗ) данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. В соответствии с п. 5 ст. 10 ФЗ N 402-ФЗ формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Пунктом 1 ст. 54 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Согласно п. п. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов. Отсутствие в требовании указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля не свидетельствует о недействительности требования и не пресекает полномочия налогового органа, которые прямо предусмотрены п. 2 ст. 93.1 НКРФ. В связи с этим при истребовании документов (информации) по конкретной сделке налоговые органы могут запросить: информацию не о деятельности налогоплательщика вообще, а только по конкретной сделке.
При этом налоговый орган вправе истребовать сведения как у контрагента, так и у любого другого лица, у которого, по мнению налогового органа, есть какие-либо документы (информация) о сделке; информацию о сделке, в обязательном порядке содержащую сведения, позволяющие ее идентифицировать; документы (информацию) вне мероприятий налогового контроля возможно в случае возникновения обоснованной необходимости; могут быть затребованы необходимые сведения о конкретной сделке с учетом положений, предусмотренных п. 2 и 5 ст. 93 НК РФ (абз. 3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
Руководствуясь положениями ст. 102 НК РФ, налоговый орган не всегда вправе раскрывать обстоятельства, на основании которых он истребует соответствующие документы (информацию), поскольку они составляют налоговую тайну. При этом установленной формой требования об истребовании документов (информации) не предусмотрено необходимости приведения обоснования истребования соответствующих документов (информации).
Отклоняется доводы жалобы в отношении неверной квалификации совершенного Обществом правонарушения, требование N 08-12/76692 от 08.09.2021 является незаконным и не подлежащим исполнению, в требовании не приводится обоснований для истребования документов.
Положения ст. 93.1 НК РФ не содержат оснований для ограничения истребования документов только контрагентами проверяемого налогоплательщика и запрета на истребование документов непосредственно у самого налогоплательщика, не содержат конкретного и исчерпывающего перечня истребуемых налоговыми органами документов, содержащих информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика.
Налоговым органам в целях проведения проверки соблюдения налогоплательщиками положений законодательства о налогах и сборах необходимо обладать всесторонней и достоверной информацией о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, как предоставляемой в налоговые органы самими налогоплательщиками, так и истребуемой налоговыми органами у третьих лиц (контрагентов, банков).
При наличии в требованиях о представлении документов указания на наименование первичных учетных документов и налоговый период, к которому они относятся, требование о представлении документов является достаточно определенным и обязательным для исполнения налогоплательщиком.
Согласно п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого потребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).
Пунктом 5 ст. 93.1 НК РФ установлено, что лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
При наличии в требованиях о представлении документов указания на наименование первичных учетных документов и налоговый период, к которому они относятся, требование о представлении документов является достаточно определенным и обязательным для исполнения налогоплательщиком.
Заявитель не был лишен возможности обратиться в Инспекцию с заявлением о предоставлении дополнительного времени для представления запрашиваемых документов.
Отказ лица от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
В силу п. 6 ст. 93.1 НК РФ, отказ лица от представления истребуемых в соответствии с настоящей статьей документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
Относительно несогласия Заявителя с истребованием карточек бухгалтерского учета, журналов хозяйственных операций, оборотно-сальдовых ведомостей по взаимоотношениям с 81 контрагентом, а также несогласия с истребованием, по мнению налогоплательщика.,
Нормы ст. 93 НК РФ не ограничивают право налогового органа возможностью истребования лишь первичных документов у налогоплательщика.
В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки документы. При этом, положения ст. 93 НК РФ, не содержат конкретного и исчерпывающего перечня документов, содержащих информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика.
Согласно п. 8 ст. 23 НК РФ одной из обязанностей налогоплательщиков является обязанность в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено НК РФ.
В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — ФЗ N 402-ФЗ) данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
В соответствии с п. 5 ст. 10 ФЗ N 402-ФЗ формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Пунктом 1 ст. 54 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Также ООО «Кредо-Пак» ссылается на письмо ФНС России N ЕД-4-2/12216@ от 27.06.2017 (далее — письмо N ЕД-4-2/12216@ от 27.06.2017) «Об истребовании документов (информации) вне рамок налоговых проверок», в котором указано, что налоговый орган при решении вопроса об истребовании документов (информации) вне рамок налоговых проверок долоюен исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности, не допускать произвольного истребования документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок.
Ссылка на данное письмо имеет отношение к обстоятельствам привлечения налогоплательщиков к ответственности. предусмотренной ст. 129.1 НК РФ. но не ст. 126 НК РФ. то есть ссылка Общества на указанное письмо не имеет отношения к рассматриваемому делу.
Положения ст. 82, 93, 93.1 НК РФ не содержат оснований для ограничения истребования документов только первым контрагентом проверяемого налогоплательщика и запрета на истребование документов по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой, у последующих организаций (контрагентов второго, третьего и последующего звена).
Доводы апелляционной жалобы отклоняются в полном объеме, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.07.2022 по делу N А40-50359/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Ж.В.ПОТАШОВА
Судьи
И.В.БЕКЕТОВА
И.А.ЧЕБОТАРЕВА
——————————————————————