ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2025 г. по делу N А19-22881/2024
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Басаева Д.В., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727, 107174, город Москва, улица Новая Басманная, дом 2/1, стр. 1) в лице филиала «Восточно-Сибирская железная дорога» (664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, д. 7) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 декабря 2024 года (мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2024 года) по делу N А19-22881/2024, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
установил:
открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727, 107174, город Москва, улица Новая Басманная, дом 2/1, стр. 1, далее — заявитель, Общество, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН 1033801046003, ИНН 3808096980, 664007, Иркутская область, Иркутск город, Декабрьских событий улица, дом 92, далее — ответчик, Пенсионный фонд, ОСФР по Иркутской области) о признании незаконным решения от 02.07.2024 NN 048S19240009979.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 декабря 2024 года (мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2024 года) по делу N А19-22881/2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО «РЖД» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Заявитель указывает, что представленным в материалы дела письмом Главного вычислительного центра — филиала ОАО «РЖД» от 26.04.2024 N ИСХ-3909/ГВЦ подтверждается, что в период с 16.01.2024 по 26.01.2024 разработчиком системы ЕК АСУТР ООО «ОЦРВ» выполнялись работы по оптимизации длительности формирования отчета. Суд неверно определил, что нарушение работы компьютерного обеспечения, т.е. технические неполадки в виде недоработки программного обеспечения и сбои программно-аппаратного комплекса произошли в ОАО «РЖД» в рамках технических неполадок внутри транспортной компании, в связи с чем неправильно сделал вывод о том, что нарушение работы компьютерного обеспечения не может признаваться основанием для освобождения от ответственности за совершение правонарушения. В свою очередь, документ с протоколом проверок ОСФР поступил к страхователю 13.02.2024, из чего следует, что ОАО «РЖД» своевременно представило необходимую информацию, запрашиваемую Пенсионным фондом.
ОСФР по Иркутской области в возражении с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена Четвертым арбитражным апелляционным судом в информационной системе «Картотека Арбитражных Дел» в сети «Интернет» 16.01.2025.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество «Российские железные дороги» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1037739877295.
Восточно-Сибирской дирекцией инфраструктуры-структурного подразделения центральной дирекции инфраструктуры — филиала ОАО «РЖД» по средствам электронного документооборота с контрагентами (ЭДОК) 26.01.2024 представлены сведения по форме ЕФС-1 подраздел 1.2. раздела 1 в отношении 1342 застрахованных лиц.
В результате проверки формы, ЕФС-1, представленной 26.01.2024, выявлены ошибки. Уведомлением от 29.01.2024 страхователь информирован о необходимости представления корректирующих сведений. Уведомление получено 29.01.2024 Корректирующие сведения по форме ЕФС-1 лиц представлены 06.02.2024 на 34 лица, то есть по истечении пяти рабочих дней со дня получения уведомления.
Результаты проверки отражены в акте о выявлении правонарушении в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страховании и обязательного социального страхования от 21.05.2024 N 048S18240007228 (в отношении 34 застрахованных лиц).
Решением ОСФР по Иркутской области от 02.07.2024 N 048S19240009979 ОАО «РЖД» привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, с назначением штрафа в размере 17 000 руб.
Не согласившись с решением ОСФР по Иркутской области от 02.07.2024 N 048S19240009979, полагая их не соответствующими закону и нарушающим права и законные интересы ОАО «РЖД», общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании статьи 1 Закона N 27-ФЗ, подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ОАО «РЖД» является страхователем по данному виду страхования и согласно пункту 2 статьи 14 указанного Федерального закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения и документы: периоды работы (деятельности), в том числе периоды работы (деятельности), включаемые в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ определено, что страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения и документы: периоды работы (деятельности), в том числе периоды работы (деятельности), включаемые в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии.
Согласно пункту 3 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения, указанные в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, представляются страхователями по окончании календарного года не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в отношении застрахованных лиц, которые в отчетном периоде:
1) выполняли работу (осуществляли деятельность), дающую право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии со статьями 30, 31, пунктами 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
2) работали в сельском хозяйстве и при исчислении стажа работы которых применяется список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
3) формировали свои пенсионные права в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
4) замещали государственные должности Российской Федерации, замещали на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещали на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации, должности муниципальной службы;
5) работали полный навигационный период на водном транспорте, полный сезон на предприятиях и в организациях сезонных отраслей промышленности, вахтовым методом;
6) работали в период отбывания наказания в виде лишения свободы;
7) имели периоды простоя или отстранения от работы;
8) имели периоды освобождения от работы с сохранением места работы (должности) на время исполнения государственных или общественных обязанностей;
9) имели период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах, период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости населения в другую местность для трудоустройства;
10) находились в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет, в отпуске без сохранения заработной платы;
11) имели период приостановления действия трудового договора в соответствии со статьей 351.7 Трудового кодекса Российской Федерации (далее-ТК РФ).
Предусмотренные подпунктом 3 пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения представляются по форме ЕФС-1, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.10.2022 г. N 245 п.
Согласно статьям 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
В силу статьи 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме.
На основании абзаца третьего статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 — 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
При этом под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц. Представление неполных сведений — это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица. Представление недостоверных сведений — представление сведений, не соответствующих действительности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, у страхователя имелась обязанность по представлению сведений по форме ЕФС-1 (раздел 1, подраздел 1.2) за отчетный период 2023 год в отношении 1342 застрахованных лиц.
Последним днем представления сведений за отчетный период 2023 год по форме ЕФС-1 (раздел 1, подраздел 1.2), предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в территориальный орган фонда является 26.01.2024.
Однако сведения по форме ЕФС-1 (раздел 1, подраздел 1.2) за отчетный период 2023 год представлены обществом в фонд посредством электронного документооборота 13.02.2024, то есть с нарушением установленного пунктом 3 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока, что подтверждается представленными в материалы дела документами (акт проверки от 21.05.2024 N 048S18240007228).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований для привлечения ОАО «РЖД» к ответственности за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ по форме ЕФС-1 (раздел 1, подраздел 1.2) в отношении 34 застрахованных лиц с назначением штрафа в сумме 17 000 руб.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод ОАО «РЖД» об отсутствии вины страхователя в нарушении срока представления отчетности в ввиду технических неполадок в виде недоработки программного обеспечения и сбоях программно-аппаратного комплекса на основании следующего.
В силу пункта 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 03.04.2023 N 256н (далее — Инструкция N 256н), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Фонда, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Фондом, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Фонда, несоответствиях формам и форматам, установленным Фондом (протокол проверки).
В рассматриваемой ситуации именно дата получения уведомления является значимой для целей исчисления пятидневного срока по представлению корректировочных данных. Уведомление получено страхователем 29.01.2024, что подтверждается материалами дела и не опровергается заявителем.
ОАО «РЖД» указывает, что поскольку при загрузке протокола, поступившего от СФР, возникли проблемы, обществом 29.01.2024 было направлено обращение в техническую поддержку и 01.02.2024 протокол подгружен при содействии разработчиков «Отраслевого центра разработки и внедрения информационных систем».
Страхователем, с нарушением установленного срока для устранения ошибок, 06.02.2024 представлены сведения по форме ЕФС-1 подраздел 1.2 раздела 1, однако отчетность принята частично, о чем страхователю направлен протокол проверки. Корректирующие сведения по форме ЕФС-1 в отношении лиц, указанных в уведомлении от 29.01.2024, как было указано ранее, представлены 13.02.2024, т.е. по истечении пяти рабочих дней со дня получения уведомления.
Таким образом, ОАО «РЖД» нарушен установленный пятидневный срок для устранения недостатков, в отношении застрахованных лиц, указанных в акте, как с даты получения уведомления (29.01.2024), так и со дня загрузки протокола (01.02.2024)
ОАО «РЖД» ошибочно полагает, что органом СФР сведения для проверки направлены с ошибками, из-за которых возникли технические неполадки в виде недоработки программного обеспечения в ОАО «РЖД», при этом заявитель своевременно представил необходимую информацию.
В данном случае технические неполадки и недоработки программного обеспечения в ОАО «РЖД» вызваны действиями самого страхователя, о чем указывает самим обществом в заявлении об изменении требований от 14.10.2024 (стр. 2), где ОАО «РЖД» указывает, что представление формы ЕФС-1 в январе 2024 года осуществлялось страхователем в опытно-промышленном режиме нового централизованного программного обеспечения.
Таким образом, довод о возникновении неполадок в связи с направлением ОСФР по Иркутской области протокола проверки отклоняется судом апелляционной инстанции как не подтвержденный относимыми и допустимыми доказательствами, представленными суду первой инстанции.
Довод ОАО «РЖД» о своевременном представлении необходимой информации, запрашиваемой фондом, отклоняется, поскольку протоколом проверки электронного документа от 29.01.2024 обнаружены ошибки и исправленная отчетность от 06.02.2024 была принята частично, следовательно, отчетность по форме ЕФС-1 в полном объеме в фонд в установленный уведомлением от 29.01.2024 пятидневный срок не поступила, а представлена в отношении застрахованных лиц, поименованных в акте, только 13.02.2024, т.е. с нарушением пятидневного срока.
Кроме того, установленные в последующих уведомлениях сроки для представления исправленной отчетности не снимают со страхователя ответственности за контроль за правильностью, направляемых в фонд документов.
В силу статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое названным Кодексом установлена ответственность.
Пунктом 4 статьи 110 НК РФ предусмотрено, что вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (пункт 1 статьи 110 НК РФ).
Нарушение работы компьютерного обеспечения, в частности неполадки в виде недоработки программного обеспечения на стороне страхователя, относится к организационным решениям хозяйствующего субъекта, в связи с чем не могут признаваться основаниями для освобождения от ответственности за совершение правонарушения.
В свою очередь, судом установлено и заявителем не опровергнуто, что сбой при приеме отчетности у ОСФР по Иркутской области отсутствовал.
Указанные заявителем обстоятельства, не могут быть признаны обстоятельствами, исключающими вину общества в совершении правонарушения, поскольку не отвечают признакам объективности и непредвиденности, а относятся к организационным вопросам хозяйствующего субъекта, в связи с чем не могут признаваться основанием для освобождения от ответственности за совершение правонарушения.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 — 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 декабря 2024 года (мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2024 года) по делу N А19-22881/2024, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Д.В.БАСАЕВ
——————————————————————