Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АС УО от 12.04.2023 г. № Ф09-1440/23

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2023 г. № Ф09-1440/23

Дело № А60-29732/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 29 по Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.10.2022 по делу № А60-29732/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Мезенское» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 29 по Свердловской области о признании незаконными действий, недействительными решений.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 29 по Свердловской области — Шкаликов Е.И. (доверенность от 23.12.2022), Кубышева Е.А. (доверенность от 19.07.2022);
ООО «Мезенское» — Назарова Н.А. (доверенность от 07.07.2022), Кичева Е.С. (доверенность от 23.12.2022).

Общество с ограниченной ответственностью «Мезенское» (далее — ООО «Мезенское», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением с учетом уточнения требований, о признании незаконными действий Федеральной налоговой службы России по исключению ООО «Мезенское» из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в период с 10.07.2021 по 19.12.2021, о признании недействительными решений Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 29 по Свердловской области (далее — Инспекция) от 31.03.2022 № 825 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, от 24.06.2022 № 1724 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 06.10.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022 решение суда оставлено в силе.
В кассационной жалобе инспекция указывает на то, что судами неправильно применены нормы процессуального и материального права. Считает, что судами не принято во внимание то, что письмом ФНС России от 07.02.2020 № БС-4-11/2002@ «О контрольных соотношениях формы расчета по страховым взносам, утвержденной приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@ «Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка ее заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме и о признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@» доведены контрольные соотношения, используемые при проверке расчета по страховым взносам, согласно которым проверка сведений о среднесписочной численности не подлежит камеральному контролю. Кроме этого «Сведения о численности и заработной плате работников» по форме П-4 представляются в органы статистического наблюдения Росстата, а не в налоговые органы, и, соответственно, не могут учитываться при проведении камеральных налоговых проверок расчетов по страховым взносам, представленных в налоговые органы. Поскольку обществом 25.01.2021 в установленном порядке представлен расчет по страховым взносам за 2020 год (рег. № 1133675293), в котором указана среднесписочная численность 310 человек, ООО «Мезенское» 10.07.2021 правомерно исключено из Реестра субъекта МСП в связи с тем, что на дату, установленную законодательством (01.07.2021 г.), перестало отвечать критериям отнесения его к субъектам малого и среднего предпринимательства. Субъектом малого и среднего предпринимательства признается только та организация, которая включена в реестр МСП; своевременность и достоверность представления сведений лежит на налогоплательщике; факт того, что, исходя из характеристик общество не перестало быть субъектом малого и среднего предпринимательства не имеет значения, поскольку обязанности исследовать характер деятельности общества за пределами необходимых для исчисления страховых взносов сведений у налогового органа не имеется. Отмечает, что суд первой инстанции подменил собою орган исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченный на проверку сведений, необходимых для включения юридического лица в Реестр МСП, что не входит в компетенцию суда. Учитывая вышеизложенное, в соответствии с Законом № 209-ФЗ сведения в отношении ООО «Мезенское» исключены из Реестра МСП 10.07.2021 и включены в Реестр МСП 10.12.2021 правомерно. Таким образом, судом первой инстанции неправильно истолкован закон, вследствие чего сделан неверный вывод о незаконности действий ФНС России по исключению ООО «Мезенское» из Реестра МСП, и как следствие, вынесение Межрайонной ИФНС России № 29 по Свердловской области решения от 31.03.2022 г. № 825 и решения от 24.06.2022 г. № 1724, которыми обществу доначислены страховые взносы, поскольку, как показывает системное толкование Закона № 209-ФЗ в совокупности с судебной практикой, юридические лица включаются в Реестр МСП и впоследствии становятся субъектами МСП, исключительно только при условии наличия сведений в налоговом органе о соответствии субъекта предпринимательской деятельности критериям, определенным Законом № 209-ФЗ.
Общество с кассационной жалобой не согласно по основаниям, изложенным в отзыве. Обжалуемые судебные акты считает законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка в период с 22.10.2021 по 24.01.2022 первичного расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2021 года.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговым органом выявлено неправомерное применение пониженного тарифа страховых взносов (код тарифа 20), что привело к занижению сумм страховых взносов на обязательное пенсионное, обязательное медицинское, обязательное социальное страхование, подлежащих уплате на общую сумму 1 385 795 рублей 84 копейки.
По результатам проверки 07.02.2022 составлен акт налоговой проверки № 207, по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки вынесено решение от 31.03.2022 г. № 825, которым заявителю доначислены страховые взносы в размере 1 385 795,84 рублей, начислены пени в размере 29 865,34 рублей.
Заявитель, полагая, что решение от 31.03.2022 № 825 является незаконным и не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), нарушает его права и законные интересы, обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган — Управление ФНС России по Свердловской области (далее — Управление).
Решением Управления от 19.05.2022 г. № 13-06/14665@ жалоба ООО «Мезенское» оставлена без удовлетворения.
Кроме того, Решением Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России 329 по Свердловской области от 24.06.2022 № 1724 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ООО «Мезенское» доначислены страховые взносы 733 580 рублей 39 копеек и штраф.
Решением Управления от 18.08.2022 № 13-06/24714@ решение Инспекции изменено в части штрафа, превышающего 9 151 рубль 94 копейки.
Не согласившись с вынесенными решениями, общество обратилось с настоящим заявлением в суд, полагая, что имело право применять пониженный тариф страховых взносов (код тарифа 20), так как формально соответствует всем требованиям, предъявляемым к субъектам малого и среднего предпринимательства; исключение общества из Реестра МСП считает ошибочным и неправомерным.
Судом первой инстанции заявленные требования удовлетворены.
Выводы суда поддержаны апелляционной инстанцией, являются правильными, соответствуют обстоятельства дела и нормам материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона № 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в ЕРСМП.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ), данный Закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи.
Положения подпункта 1 пункта 5 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ предусматривают присвоение статуса и категории субъекта малого и среднего предпринимательства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, соответствующим условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 названного Федерального закона, на основании сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
В силу пунктов 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия — 120 млн. рублей; малые предприятия — 800 млн. рублей; средние предприятия — 2 млрд. рублей.
Единый реестр впервые сформирован 01.08.2016 на основе сведений за предшествующий календарный год (2015 год) и исходя из новых критериев.
Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным статьей 4 Закона № 209-ФЗ, вносятся в единый реестр, размещаемый в сети Интернет на официальном сайте ФНС России https://rmsp.№alog.ru/ (части 1, 2 и 9 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ, пункт 1 положения о ФНС России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506).
Единый реестр формируется автоматически на основе тех сведений, которые поступают в ФНС России в рамках представления налоговой отчетности, без введения административных процедур, связанных с представлением дополнительных документов.
В силу части 2 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ ведение единого реестра возложено на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В качестве такого органа выступает ФНС России.
В письме ФНС России от 07.09.2016 № СД-4-3/16672@ разъяснен порядок изменения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства.
При этом потребность в дополнении и изменении сведений у субъектов малого и среднего предпринимательства может возникнуть в случае, когда они обнаружили недостоверность информации о себе или ее полное отсутствие, в отношении информации, которую они предоставляют самостоятельно (пункты 9 — 11 части 3 статья 4.1 Закона № 209-ФЗ).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что ООО «Мезенское» состояло в реестре МСП в период с 01.08.2016 до 10.07.2021 (дата исключения), и 10.12.2021 вновь внесено в реестр МСП.
Плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Федеральным законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 102-ФЗ), при условии внесения сведений о них в Реестр МСП с 1-го числа месяца, в котором сведения о них внесены в Реестр МСП, но не ранее чем с 1 апреля 2020 года.
В случае исключения плательщиков страховых взносов из Реестра МСП пониженные тарифы страховых взносов не применяются с 1-го числа месяца, в котором плательщики страховых взносов были исключены из Реестра МСП.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2021 года Инспекцией установлено неправомерное применение пониженного тарифа страховых взносов (код тарифа 20), установленного в соответствии со ст. 6 Закона № 102-ФЗ.
Оспаривая позицию Инспекции, заявитель ссылается на то, что 25 января 2021 года общество направило в налоговый орган через АО «ПФ «СКБ Контур» расчет по страховым взносам за 2020 год. В расчете показатель «среднесписочная численность» сформирована в автоматическом режиме. В программе 1С-предприятие произошел сбой баз данных, в связи с чем в расчете сформировалась численность 310 человек, что является опечаткой.
При этом, при заполнении расчета по страховым взносам вносятся данные в раздел 3, в расчете ООО «Мезенское» за годовой отчетный период 2020 года внесло персонифицированные сведения о 182 застрахованных лицах, в расчете за 1 квартал 2020 года внесены персонифицированные сведения о 189 застрахованных лицах, в расчете за полугодие 2020 года внесены персонифицированные сведения о 204 застрахованных лицах, в расчете за 9 месяцев 2020 года внесены персонифицированные сведения о 199 застрахованных лицах.
Кроме того, ООО «Мезенское» предоставило в налоговый орган справки по форме 2-НДФЛ, которые также подтверждали количество граждан, работающих на предприятии, в составе 238 человек, всего доход получило 241 (с учетом выплат арендных платежей). Справки 2-НДФЛ приложены к первоначальному заявлению об оспаривании решений налогового органа.
В доказательство сведений о численности и заработной плате работников за 2020 год ООО «Мезенское» отчиталось по форме П-4, что также является подтверждением отсутствия превышения численности работников, установленного для средних предприятий.
Дополнительно ООО «Мезенское» предоставило сведения по форме СЗВ-М за каждый месяц 2020 года, по которым в январе застрахованных лиц 177, в феврале 181, в марте 181, в апреле 185, в мае 192, в июне 189, в июле 197, в августе 189, в сентябре 186, в октябре 180, в ноябре 178, в декабре 176. Превышение численности работников для средних предприятий отсутствует.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не опровергнуты заинтересованным лицом в порядке ст. 65 АПК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой (за исключением камеральной налоговой проверки на основе заявления, указанного в пункте 2 статьи 221.1 настоящего Кодекса) выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В силу п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами требований, установленных Налоговым кодексом РФ, может являться основанием для отмены решения инспекции вышестоящим налоговым органом или судом.
Выявленные ошибки, послужившие основанием для отнесения общества к иной категории субъектов предпринимательства, могли быть исправлены на основании уточненных сведений и документов налогового органа.
Отсутствие заявителя в Реестре в качестве субъекта малого предпринимательства в период с 10.07.2021 по 09.12.2021 не позволяет обществу применить пониженный тариф страховых взносов за указанный период, что влечет доначисление обществу страховых взносов и несение расходов по их уплате.
ООО «Мезенское» на момент проведения камеральной проверки соответствовало критериям для включения в реестр в качестве субъекта среднего предпринимательства.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу о том, что действия Федеральной налоговой службы России по исключению ООО «Мезенское» из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства с 10.07.2021 по 09.12.2021 осуществлены неправомерно, без предусмотренных законом оснований, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере его экономической деятельности.
В части выводов суда, касающихся решений Межрайонной ИФНС России № 29 по Свердловской области № 825 от 31.03.2022, № 1724 от 24.06.2022 судам апелляционной инстанции также было отмечено следующее.
Как следует из материалов дела, основанием для доначисления Инспекцией страховых взносов явилось исключительно неправомерное применение ООО «Мезенское» пониженных тарифов страховых взносов, установленных Законом № 102-ФЗ для субъектов малого и среднего предпринимательства, основанное на исключении общества из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, учитывая, что судами признан доказанным факт подтверждения заявителем статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, оснований для доначисления сумм страховых взносов у налогового органа не имелось, следовательно, обжалуемые заявителем решения правомерно признаны судом не соответствующими налоговому законодательству.
В данном случае совокупность условий, предусмотренных ч. 1 ст. 198 АПК РФ и необходимых для признания незаконными решений и действий (бездействий) налоговых органов, установлена.
Приведенный заявителем в жалобе довод о том, что судами не принято во внимание письмо ФНС России от 07.02.2020 № БС-4-11/2002@ «О контрольных соотношениях формы расчета по страховым взносам, утвержденной приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@ «Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка ее заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме и о признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@», отклоняется, так как содержание письма ФНС России от 07.02.2020 № БС-4-11/2002@ и возможность его применения при рассмотрении настоящего спора не усматривается.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом апелляционной инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Иные доводы жалобы не влияют на оценку законности и обоснованности судебных актов, поэтому отклоняются арбитражным судом округа.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), не установлены.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.10.2022 по делу № А60-29732/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 29 по Свердловской области — без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Д.В.ЖАВОРОНКОВ

Судьи
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
Е.А.КРАВЦОВА