АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2020 г. по делу N А21-14238/2019
Арбитражный суд Северо-Западного округа в лице судьи Александровой Е.Н., рассмотрев 07.07.2020 кассационную жалобу государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2020 по делу N А21-14238/2019,
установил:
Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (межрайонное), адрес: 236016, Калининград, ул. 9-го Апреля, д. 32А, ОГРН 1023900588690, ИНН 3904042472 (далее — Управление), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Охранное предприятие «Служба «Содействие», адрес: 236000, Калининград, ул. Пугачева, д. 30А, ОГРН 1023900997625, ИНН 3906080748 (далее — ООО «ОП «Служба «Содействие», Общество), 38 500 руб. штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 09.01.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление, не согласившись с выводами судов, обратилось с кассационной жалобой на принятые по делу судебные акты.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») с 01.10.2019 кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов кассационной жалобы и возражений относительно кассационной жалобы суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
В силу части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 данной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В рассматриваемом случае Управление ссылается на несоответствие выводов судов двух инстанций фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права, в связи с чем просит отменить решение суда первой инстанции от 09.01.2020 и постановление апелляционного суда от 26.02.2020, удовлетворить заявленные требования.
По мнению подателя жалобы, пятидневный срок для устранения Обществом ошибок в отчетности по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год истек 11.03.2019, а корректирующие сведения фактически представлены страхователем 21.03.2019, то есть за пределами указанного срока, в связи с чем требования Управления о взыскании финансовых санкций за допущенное нарушение являются обоснованными. Суды не учли, что уведомление об устранении ошибок в отчетности по форме СЗВ-СТАЖ доставлено Обществу 03.03.2019, вместе с тем заинтересованное лицо уклонилось от своевременного ознакомления с данным уведомлением, при этом тот факт, что страхователь открыл полученные документы только 15.03.2019, не является основанием для исчисления срока представления отчетности именно с этой даты.
Законность обжалуемых судебных актов, принятых по настоящему делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, проверена в кассационном порядке в соответствии со статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Обществом 28.02.2019 представлены в Управление сведения по форме СЗВ-СТАЖ, тип «исходная», за 2018 год в отношении 77 застрахованных лиц.
По результатам проверки Управление выявило расхождения в представленной отчетности, в связи с чем 03.03.2019 в адрес Общества по телекоммуникационным каналам направлено уведомление о необходимости устранения ошибок и несоответствий в сведениях.
ООО «ОП «Служба «Содействие» 21.03.2019 представило в Управление корректирующие сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, что подтверждается извещением о доставке от 22.03.2019, унифицированным протоколом проверки отчетности от 22.03.2019 со статусом «Документ принят».
В связи с нарушением Обществом срока представления корректирующих сведений Управлением 06.05.2019 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 049S18190007510.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки Управлением 01.07.2019 принято решение N 049S19190009305 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон N 27-ФЗ), за представление неполных и/или недостоверных сведений, в виде штрафа в размере 38 500 руб.
Поскольку ООО «ОП «Служба «Содействие» в добровольном порядке финансовые санкции уплачены не были, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, установив, что Общество реализовало свое право на уточнение (исправление) сведений индивидуального персонифицированного учета в установленный в уведомлении пятидневный срок, что исключает применение к нему финансовых санкций.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ) Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В абзаце третьем пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ установлено, что страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены этим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-СТАЖ, где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; дата приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дата заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дата увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дата прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
На основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 — 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела и установлено судами, предусмотренные статьей 11 Закона N 27-ФЗ сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год (исходные) представлены Обществом в отношении 77 застрахованных лиц в установленный законом срок. Вместе с тем представленные сведения содержали ошибки, в связи с чем Управлением в адрес страхователя 03.03.2019 направлено уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ, а также статьи 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее — Инструкция), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения в отношении застрахованных лиц.
Согласно абзацу 2 пункта 39 Инструкции в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя (абзац третий пункта 37 Инструкции).
Суды установили, что уведомление Управления об устранении имеющихся ошибок и несоответствий поступило на сервер Общества 03.03.2019, но получено страхователем 15.03.2019, что подтверждается выпиской транспортных сообщений цикла обмена.
Поскольку порядок исчисления сроков Законом N 27-ФЗ и Инструкцией не урегулирован, суды применили порядок исчисления сроков, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктами 2, 6, 7 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации течение срока начинается на следующий день после календарной даты, которым определено его начало; срок, определенный днями, исчисляется в рабочих, если срок не установлен — в календарных днях; последним днем срока, приходящегося на выходной день, считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С учетом установленной судами даты получения Обществом уведомления об устранении ошибок (15.03.2019) установленный Инспекцией пятидневный срок для представления корректирующих сведений истек 21.03.2019, фактически такие сведения представлены Обществом 21.03.2019. Неполноты и (или) недостоверности указанных дополняющих сведений Управлением не установлено.
Принимая во внимание изложенное, суды обоснованно заключили, что корректирующие сведения представлены страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с соблюдением предусмотренного срока, в связи с чем в данном случае не имеется оснований для применения финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Доводы Управления о необходимости исчислять срок для устранения ошибок с даты доставки уведомления об устранении имеющихся ошибок и несоответствий на сервер Общества (03.03.2019) подлежат отклонению.
В деле имеется представленный Обществом скриншот транспортного сообщения информационной системы, согласно которому протокол контроля отчетности, содержащий сведения об подлежащих исправлению ошибках, получен страхователем 15.03.2019.
При этом письма АО «Калуга Астрал» и иные материалы дела, вопреки доводам подателя жалобы, не содержат сведений о том, что поступившее на сервер Общества уведомление об устранении имеющихся ошибок и несоответствий и протокол отчетности были доступны для ознакомления страхователя ранее 15.03.2019.
Ссылки Управления на уклонение Общества от своевременного получения уведомления документально не подтверждены.
При таких обстоятельствах у судебных инстанций не имелось оснований исчислять предусмотренный Инструкцией пятидневный срок для устранения ошибок с 03.03.2019.
Выводы судов не противоречат, в том числе, и положениям Порядка и условий направления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи страхователю форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», утвержденных постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2018 N 3 п.
Поскольку формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым, а любая санкция должна применяться с учетом принципов виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания допущенному нарушению, а также исходя из презумпции невиновности, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении требования о взыскании с Общества финансовых санкций.
Приведенные в жалобе доводы не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, а по сути сводятся к оценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств дела.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, кассационная инстанция считает жалобу Управления не подлежащей удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2020 по делу N А21-14238/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонного) — без удовлетворения.
Судья
Е.Н.АЛЕКСАНДРОВА
——————————————————————