Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АС ПО от 17.11.2017 № Ф06-25670/2017

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2017 г. N Ф06-25670/2017

Дело N А72-5668/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения — Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.06.2017 (судья Страдымова М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2017 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Корнилов А.Б., Филиппова Е.Г.)
по делу N А72-5668/2017
по заявлению Государственного казенного учреждения здравоохранения «Ульяновское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» (ОГРН 1027301583121, ИНН 7328041593), к Государственному учреждению — Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 7325019720, ОГРН 1027301167046), о признании незаконным решения от 31.01.2017 N 9,

установил:

государственное казенное учреждение здравоохранения «Ульяновское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» (далее — заявитель, Учреждение, Ульяновское областное бюро) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Государственному учреждению — Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд социального страхования) о признании незаконным решения от 31.01.2017 N 9 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» о начислении недоимки в размере 13 896 руб. 96 коп., штрафа в сумме 2779 руб. 39 коп., пени в сумме 3 руб. 35 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.06.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2017, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Фонд социального страхования просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Судебная коллегия в кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования была проведена выездная проверка плательщика страховых взносов — Ульяновского областного бюро по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
В ходе проведенной проверки установлено, что медицинским учреждением не были начислены страховые взносы на ежемесячные и единовременные выплаты молодым специалистам — медицинским работникам в период с 01.01.2013 по 31.12.2015. По результатам проверки составлен акт N 844-с/с — доходы, вынесено решением от 31.01.2017 N 9 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Данным решением заявитель привлечен к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон о страховых взносах) в виде штрафа в размере 2779 руб. 39 коп., пени в сумме 1950 руб. 27 коп., начислена недоимка по страховым взносам на выплаты молодым специалистам за 2013-2015 годы в сумме 13 896 руб. 96 коп.
Полагая названное решение незаконным в части начисления недоимки, пени и штрафа, заявитель обратился в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 7 Закона о страховых взносах объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 8 Закона о страховых взносах предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.
Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы (статья 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N 125-ФЗ)).
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу пункта 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 данного Федерального закона.
Из содержания пункта 1 части 1 статьи 9 Закона и подпункта 1 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ следует, что не подлежат обложению страховыми взносами в частности государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Как установлено судами, учреждением в проверенный фондом период были произведены ежемесячные и единовременные выплаты молодым специалистам — медицинским работникам в соответствии с Законом Ульяновской области N 49-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий молодых специалистов на территории Ульяновской области» (вступил в законную силу с 01.01.2013) (далее — Закон N 49-ЗО).
Статьей 2 Закона N 49-ЗО установлено, что право на получение мер социальной поддержки, установленных статьей 3 настоящего Закона, предоставляется молодым специалистам, поступившим на работу в областные государственные учреждения, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность.
В силу статьи 3 Закона N 49-ЗО после оформления приема на работу в указанные в статье 2 настоящего Закона учреждения молодым специалистам предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) единовременная денежная выплата в размере 10 000 рублей;
2) ежемесячная денежная выплата в размере 1000 рублей.
В соответствии со статьей 5 Закона N 49-ЗО финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением настоящего Закона, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели исполнительным органам государственной власти Ульяновской области законом Ульяновской области об областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период.
В соответствии с вышеназванным законом принято постановление Правительства Ульяновской области от 09.06.2012 N 277-П «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям молодых специалистов на территории Ульяновской области».
Согласно данному постановлению ежемесячные денежные выплаты медицинским работникам эта мера социальной поддержки, при которой гражданину выплачивается денежная сумма в размере, определенном областным законодательством, не в качестве компенсации стоимости дополнительных материальных благ, необходимых гражданину в связи с его возрастом, состоянием здоровья, а по иным причинам, а именно: в связи с острым дефицитом специалистов в сфере здравоохранения из-за невысокой заработной платы, который не позволяет лечебным учреждениям выполнять свою социально значимую функцию; обеспечивать своевременную, качественную, доступную медицинскую помощь населению.
Как обоснованно отмечено судами, постановление увязывает выплату с договорными трудовыми отношениями, но предусматривает возможность выплаты не всем без исключения медицинским работникам, а только молодым специалистам, то есть лицам, не достигшим возраста 35 лет, получившим среднее профессиональное либо высшее образование в имеющих лицензию на осуществление соответствующей образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации профессиональных образовательных организациях либо образовательных организациях высшего образования и не позднее трех лет со дня получения диплома о среднем профессиональном образовании либо диплома бакалавра, специалиста или магистра (не позднее трех лет со дня получения сертификата специалиста — в случае получения указанными лицами среднего профессионального либо высшего медицинского или фармацевтического образования) впервые поступившие на работу по должности, квалификационные требования к которой в соответствии с утверждаемыми в установленном трудовым законодательством порядке квалификационными справочниками или профессиональными стандартами предусматривают наличие у работника среднего профессионального либо высшего образования, за исключением случаев поступления на работу по совместительству.
Суды верно указали, что выплаты денежных средств работодателем в качестве меры социальной поддержки, не означает их связь с трудовыми отношениями и оплатой труда.
Бюджетные учреждения могут осуществлять полномочия исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по исполнению публичных обязательств перед гражданами в денежной форме (пункт 5 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях).
При этом финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации по исполнению указанных публичных обязательств осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях).
Судами установлено, что заявитель производились ежемесячные и единовременные выплаты молодым специалистам. Фонд доначислил Учреждению страховые взносы на выплаты молодым специалистам за 2013 — 2015 годы: недоимка в сумме 13 896 руб. 96 коп., штраф в размере 2779 руб. 39 коп. и пени на сумму выплат молодым специалистам 1950 руб. 27 коп.
В рассматриваемом случае ежемесячные и единовременные выплаты молодым специалистам — медицинским работникам произведены в соответствии с Законом N 49-ЗО. Данные выплаты направлены на привлечение врачей — молодых специалистов к работе в областном государственном медицинском учреждении. Спорные выплаты не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников Ульяновского областного бюро и не включены в систему оплаты труда.
Предоставление указанных денежных выплат относится к расходным обязательствам Ульяновской области и финансируется за счет средств областного бюджета.
При этом спорные выплаты не относятся по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. Данные выплаты не являются составляющими заработной платы молодых специалистов, а потому не облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основании пункта 1 части 1 статьи 9 Закона о страховых взносах и подпункта 1 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Тот факт, что законодатель приравнивает выплаты к пособиям, подтверждает и часть 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, которая освобождает от налогообложения не только государственные пособия, а также и иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах следует признать, что суды правомерно удовлетворили заявленные учреждением требования в полном объеме.
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. По существу указанные доводы повторяют позицию фонда по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций и основаны на неверном толковании положений действующего законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.06.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2017 по делу N А72-5668/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
О.В.ЛОГИНОВ

——————————————————————