Документ предоставлен КонсультантПлюс
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2018 г. по делу N А19-22026/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Левошко А.Н
судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей: акционерного общества «Группа «Илим» — Крашковец С.С. (доверенность N 89/17 от 22.02.2017); Министерства лесного комплекса Иркутской области — Багдасарян А.А. (доверенность N 189 от 19.06.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Группа «Илим» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 августа 2017 года по делу N А19-22026/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 ноября 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции — Пугачев А.А.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Каминский В.Л.),
установил:
акционерное общество «Группа «Илим» (ОГРН 5067847380189; ИНН 7840346335; г. Санкт-Петербург; далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к территориальному отделу Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству (далее — административный орган) о признании недействительным требования N 25 от 26.09.2016 о принятии мер к нераспространению лесного пожара N 138.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 августа 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 ноября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемыми судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводам кассационной жалобы, общество ссылается на неправомерность выводов судов о законности оспариваемого требования административного органа, полагает их принятыми с нарушением норм материального и процессуального права при неполном установлении всех имеющих значение для дела обстоятельств.
Административный орган представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить ее без удовлетворения, обжалуемые судебные акты — без изменения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали правовые позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании договора N 14 от 18.12.2008, заключенного между территориальным управлением Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Братскому лесничеству и открытым акционерным обществом «Группа «Илим» (впоследствии наименование изменено на акционерное общество «Группа «Илим»), и акта от 31.12.2008 приема-передачи лесного участка (приложение N 5 к договору N 14 от 18.12.2008) общество является арендатором лесного участка с номером учетной записи в государственном реестре 517-2008-11, площадью 157 715 га, расположенного по адресу: Иркутская область, Братский район, Братское лесничество, эксплуатационные леса, Тарминское участковое лесничество: Тарминская дача, кварталы N 1 — 34, 36 — 49; Большеокинская дача, кварталы N 2, 3, 5, 6, 8 — 15, 19 — 30, 33 — 53; Калтукская дача, кварталы N 1 — 50; Северо-Бадинская дача, кварталы N 1 — 31, 34 — 47, 53 — 117.
Решением комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности N 11 от 26.09.2016 в связи с участившимися случаями пожаров в лесах и сильной задымленностью на территории Братского района решено ввести «режим чрезвычайной ситуации».
Постановлением мэра Братского района N 258 от 26.09.2016 указанное решение утверждено, с 26.09.2016 на территории Братского района введен режим чрезвычайной ситуации.
В связи с возникновением лесного пожара в квартале N 90 Северо-Бадинской дачи Тарминского участкового лесничества Братского лесничества заместитель начальника административного органа направил в адрес общества требование N 25 от 26.09.2016 о принятии мер к нераспространению лесного пожара N 138. Обществу было предложено в течение трех часов с момента получения требования выделить и доставить к месту возникновения лесного пожара технику (два бульдозера, один трактор) и людей (тридцать рабочих).
Не согласившись с указанным требованием, общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды двух инстанций исходили из того, что начальник административного органа на основании договора аренды, части 2 статьи 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — ЛК РФ) и Правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417) (далее — Правила N 417) правомерно направил обществу требование N 25 от 26.09.2016 о принятии мер к нераспространению лесного пожара N 138.
Как правильно указали суды, в силу пункта 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ тушение лесных пожаров не относится к компетенции лесопользователей, является обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 53.4 ЛК РФ лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
Согласно подпункту «а» пункта 3 и пункту 5 Правил N 417 меры пожарной безопасности в лесах, включающие в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Юридические лица, осуществляющие использование лесов, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке обязаны немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара (подпункт «г» пункта 13 Правил N 417).
В силу разъяснений, содержащихся в письме Рослесхоза N ЮД-03-54/3098 от 27.03.2012 «Об обязанностях арендаторов лесных участков при возникновении лесных пожаров» недопущением распространения лесного пожара является ряд действий, направленных на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создание условий для его ликвидации. Под такими действиями понимается комплекс мероприятий, направленных не на тушение очага пожара и его полную ликвидацию, а на предотвращение распространения лесного пожара на лесные участки, граничащие с лесными участками, на которых произошло возгорание.
Руководствуясь вышеизложенными нормами права и разъяснениями, исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам о том, что правомочие по направлению административным органом оспариваемого требования возникло на основании заключенного с обществом договора аренды лесного участка N 14 от 18.12.2008; содержащиеся в указанном требовании предложенные меры по нераспространению лесного пожара не возлагают на общество не предусмотренных действующим законодательством обязанностей, в том числе по тушению лесного пожара.
Кроме того, количество указанных в требовании техники и работников общества, необходимое для принятия мер к нераспространению лесного пожара, носит рекомендательный характер и рассчитано на основании положений Лесохозяйственного регламента Братского лесничества, предоставление испрашиваемых административным органом ресурсов было предложено лесопользователю, а не предписано в обязательном порядке, поскольку в данном вопросе административный орган не имеет механизма властного воздействия на общество.
При рассмотрении настоящего спора судами также учтено непредставление обществом в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ доказательств нарушения его прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах у судов не имелось оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили соответствующую правовую оценку и по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 — 289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 августа 2017 года по делу N А19-22026/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 ноября 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Н.ЛЕВОШКО
Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
М.М.ШЕЛЕМИНА
——————————————————————