Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.10.2023 № Ф01-6474/2023 по делу № А28-10382/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2023 г. по делу N А28-10382/2022

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Толмачева А.А.,
судей Соколовой Л.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью «Арсенал» — Чернышевой Н.Ю. (доверенность от 01.11.2022 N б/н),
от Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области — Перескоковой О.В. (доверенность от 27.03.2023 N 03-15/091)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 04.04.2023 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.06.2023
по делу N А28-10382/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Арсенал»
(ИНН 4329017654, ОГРН 1154329000286)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову
(ИНН 4345001066, ОГРН 1044316882301)
о признании недействительным решения от 30.05.2022 N 2408,
и

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Арсенал» (далее — Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее — Инспекция) от 30.05.2022 N 2408 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области (далее — Управление) от 14.07.2022 N 06-15/11361.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 04.04.2023 требования общества с ограниченной ответственностью «Арсенал» удовлетворены.
Дополнительным решением Арбитражного суда Кировской области от 17.04.2023 произведена замена Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову на ее правопреемника — Управление Федеральной налоговой службы по Кировской области, в связи с отказом Общества от заявления в части признания недействительным решения Управления от 14.07.2022 N 06-15/11361 производство по делу в данной части прекращено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.06.2023 решение Арбитражного суда Кировской области от 04.04.2023 по делу N А28-10382/2022 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области — без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Федеральной налоговой службы по Кировской области обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кировской области от 04.04.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.06.2023 по делу N А28-10382/2022 отменить, вследствие нарушения норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении требований Общества.
Управление указывает, что нарушение формата предоставления сведений в силу прямого указания закона не может свидетельствовать о надлежащем выполнении налогоплательщиком возложенных на него обязанностей.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы Управлению отказать.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кировской области.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Общества указал на законность принятых судебных актов, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Заслушав представителей сторон, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, 25.10.2021 ООО «Арсенал» в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи (далее по тексту — ТКС) была представлена декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2021 года.
В ходе камеральной налоговой проверки указанной декларации на основании пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу направлено требование о предоставлении пояснений от 03.12.2021 N 43830. Указанное требование получено Обществом 13.12.2021.
Пояснения по требованию от 03.12.2021 N 43830 представлены Обществом по ТКС 20.12.2021.
По результатам мероприятий налогового контроля налоговым органом было установлено, что представленные Обществом пояснения не соответствуют формату, установленному приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@.
Посчитав, что налогоплательщик не исполнил свою обязанность по своевременному представлению документов, сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, тем самым совершил налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кирову составила акт от 26.04.2022 N 7683.
По итогам рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика вынесено решение от 30.05.2022 N 2408 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 312 рублей 50 копеек (с учетом наличия смягчающих ответственность обстоятельств размер штрафа уменьшен в 16 раз).
Решением Управления от 14.07.2022 N 06-15/11361 решение Инспекции от 30.05.2022 N 2408 оставлено без изменения, что послужило основанием для обращения заявителя в суд.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 23, 88, 101.4, 106, 108, 129.1, 143, 174 Налогового кодекса Российской Федерации и учитывая разъяснения, изложенные в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 202-О, Арбитражный суд Кировской области решением от 04.04.2023 удовлетворил требования общества с ограниченной ответственностью «Арсенал».
Второй арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области на решение Арбитражного суда Кировской области от 04.04.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.06.2023, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Налогоплательщики, на которых возложена обязанность представлять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения, предусмотренные настоящим пунктом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При представлении указанных пояснений не по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, или на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.
Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@ утвержден «Формат представления пояснений к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме».
Пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных пунктом 3 статьи 88 Кодекса пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
Как следует из материалов дела пояснения по требованию от 03.12.2021 N 43830 были представлены Обществом в нарушение установленного формата.
Между тем, сторонами не оспаривается, что пояснения и документы, приложенные к ним, были приняты, использованы и учтены налоговым органом при проведении камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2021 года, проверка завершилась, акт по результатам проверки не составлялся.
Таким образом, принимая во внимание, что соответствующие документы (информация) были представлены заявителем в установленный срок, представленные пояснения приняты Инспекцией и использованы в рамках камеральной проверки, суды правомерно пришли к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за совершение которого установлена пунктом 1 ст. 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации и удовлетворили требования Общества о признании оспариваемого акта недействительным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных апелляционным судом фактических обстоятельств дела и принятых им доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Кировской области от 04.04.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.06.2023 по делу N А28-10382/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.А.ТОЛМАЧЕВ

Судьи
Л.В.СОКОЛОВА
Т.В.ШУТИКОВА

——————————————————————