АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 2019 г. N Ф09-8124/18
Дело N А07-29997/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Сухановой Н.Н., Токмаковой А.Н.
при ведении протокола помощником судьи Колмогоровой И.В., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Агава-Фарм» (далее — общество «Агава-Фарм», общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.05.2018 по делу N А07-29997/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
общества «Агава-Фарм» — Александрова В.А. (доверенность от 14.01.2019);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Башкортостан (далее — инспекция, налоговый орган) — Хуснуллина А.И. (доверенность от 20.12.2018).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее — Управление Росреестра), Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее — Министерство).
Общество «Агава-Фарм» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан (далее — УФНС по Республике Башкортостан) от 11.09.2017 N 308/17 и обязании инспекцию вернуть обществу излишне уплаченный налог на имущество за 2016 год в размере 28 864 руб., а также пени по налогу в размере 5 070 руб. 45 руб. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.05.2018 (судья Кулаев Р.Ф.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2018 (судьи Иванова Н.А., Скобелкин А.П., Малышев М.Б.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налогоплательщик просит названные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, доказательствам, представленным в материалы дела.
Общество «Агава-Фарм» в кассационной жалобе приводит довод о том, что в Перечень недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, утвержденный Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29.12.2016 N 2007, включен несуществующий объект, имеющий кадастровый номер одного здания и адрес другого здания, соответственно у налогоплательщика отсутствуют обязательства по уплате налога на имущество за 2016 год исходя из кадастровой стоимости в отношении спорного объекта; в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о допущенной технической ошибке.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, инспекцией в адрес ООО «Агава-Фарм» направлены уведомления о необходимости предоставления налоговых расчетов и налоговой декларации по налогу на имущество организации за 2016 год, не согласившись с которыми общество обратилось в УФНС по Республике Башкортостан с жалобой о признании действий налогового органа в части возложения на общество несуществующего обязательства незаконными.
В обоснование жалобы общество указало, что Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29.12.2016 N 2007 утвержден Перечень недвижимого имущества, в отношении которого в 2017 году налоговая база определяется как его кадастровая стоимость. В указанном Перечне строкой 146 содержится объект недвижимости, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Аургазинский район, с. Толбазы, ул. Ленина, д. 76; кадастровый номер здания (строения, сооружения) 02:05:130116:355, кадастровый номер помещения 02:05:130116:686. Данный объект принадлежит обществу на праве собственности, соответственно обязательство по подаче декларации было своевременно исполнено.
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N 1433 издан 11.09.2015, а не 11.11.2015.
Приказом Министерства от 11.11.2015 N 1433 утвержден Перечень недвижимого имущества, в отношении которого в 2016 г. налоговая база определяется как его кадастровая стоимость (далее — Перечень 2016 года), где строкой 35 содержится объект недвижимости, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Аургазинский район, с. Толбазы, ул. Ленина, д. 78; кадастровый номер здания (строения, сооружения). 02:05:130116:355, кадастровый номер помещения не указан. У общества «Агава-Фарм» отсутствует на праве собственности объект недвижимости, расположенный по указанному адресу.
Решением УФНС по Республики Башкортостан от 11.09.2017 N 308/17 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в общества арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций о соответствии оспариваемого ненормативного правового акта требованиям действующему законодательству.
Согласно п. 1 ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 28.11.2003 N 43-з «О налоге на имущество организаций» налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, устанавливается в размере: в 2015 году — 1,5%, в 2016 году и последующие годы — 2%.
С учетом особенностей, установленных ст. 378.2 НК РФ, в отношении отдельных объектов недвижимости налоговая база определяется как кадастровая стоимость в случае принятия законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (п. 6 ст. 378.2 НК РФ).
На основании п. 1 ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Федеральный закон N 218-ФЗ) каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав. В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо «…Федерального закона N 128-ФЗ…» имеется в виду «…Федерального закона N 218-ФЗ…».
Кадастровый номер является основной характеристикой объекта, а его адрес дополнительной (подп. 2 п. 4, подп. 21 п. 5 ст. 8 Федерального закона N 128-ФЗ).
Как установлено судами, общество «Агава-Фарм» является собственником помещения с кадастровым номером 02:05:130116:686, расположенного в здании с кадастровым номером 02:05:130116:355, находящегося по адресу: 453480, Республика Башкортостан, с. Толбазы, ул. Ленина, д. 76.
В Перечень объектов недвижимого имущества 2016 года, в отношении которых налоговая база определяется, как их кадастровая стоимость, был включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером 02:05:130116:355.
КонсультантПлюс: примечание.
В документе, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла постановления, имеется в виду «…постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18.04.2014 N 180».
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан *** N 180 (далее — постановление N 170), действовавшей на момент принятия вышеуказанного Приказа, было предусмотрено включение только зданий, соответствующих критерию ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем, помещение с кадастровым номером 02:05:130116:686 в данный Перечень не включено.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, представленной Управлением Росреестра, объект недвижимого имущества (помещение) с кадастровым номером 02:05:130116:686 находится в здании с кадастровым номером 02:05:130116:355.
Как установлено судами, в названном Перечне допущена техническая ошибка в указании адреса объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 02:05:130116:355. Так, вместо адреса: с. Толбазы, ул. Ленина, д. 76, ошибочно указан адрес: с. Толбазы, ул. Ленина, д. 78.
В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 13.03.2017 N 03-05-04-01/13780, если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне.
В связи с чем, в Постановление N 180 были внесены соответствующие изменения, согласно которым в Перечень включаются здания (строения, сооружения) и помещения в них.
Таким образом, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 г. был включен объект недвижимости (здание) с кадастровым номером 02:05:130116:355, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Аургазинский район, с. Толбазы, ул. Ленина, д. 76, а также помещение с кадастровым номером: 02:05:130116:686.
Руководствуясь вышеназванными нормами права, суды пришли к верному выводу о том, что ошибочное указание адреса объекта недвижимости не свидетельствует о невозможности идентифицировать объект недвижимости, носит технический характер.
Понятие и утверждение перечня объектов недвижимого имущества, по своей сути, изначально направлено именно на то, чтобы определить соответствующие объекты налогообложения. Несуществующие объекты недвижимости, не являясь объектами налогообложения, не должны входить в утверждаемый перечень. В Перечень может быть включено только такое недвижимое имущество, которое реально существует и отвечает критериям, установленным выше правовым нормам, а также состоит на кадастровом учете.
Как установлено судами, налогоплательщик не отрицает наличие у него объекта налогообложения, за который он регулярно уплачивает налог, однако умышленно по формальным основаниям уклоняется от его уплаты за 2016 год, указывая на несуществующий объект.
Принимая во внимание все установленные в рамках рассматриваемого дела обстоятельства, суды пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Все доводы общества «Агава-Фарм», приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.05.2018 по делу N А07-29997/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Агава-Фарм» — без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.КРАВЦОВА
Судьи
Н.Н.СУХАНОВА
А.Н.ТОКМАКОВА
——————————————————————