Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24.09.2021 № Ф10-3972/2021 по делу № А84-7419/2020

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2021 г. по делу N А84-7419/2020

Арбитражный суд Центрального округа в составе судьи Леоновой Л.В., рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения — Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе на решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.03.2021 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда 16.06.2021 года по делу N А84-7419/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства,

установил:

Главное управление государственного жилищного надзора города Севастополя (далее — заявитель, Госжилнадзор г. Севастополя) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению — Центр предоставления государственных услуг и установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (далее — административный орган, Центр ПФР в г. Севастополе) о признании недействительным решения N 18 от 10.12.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда первой инстанции от 16.03.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба Государственного учреждения — Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе рассмотрена судьей кассационной инстанции единолично без вызова сторон.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией в соответствии положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных частью 3 статьи 288.2 Кодекса.
Изучив материалы дела, проверив доводы, содержащиеся в жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Из материалов дела следует, что 10.06.2014 Госжилнадзор г. Севастополя зарегистрирован в качестве плательщика страховых взносов в территориальном отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю.
19.10.2020 в отношении Госжилнадзора г. Севастополя административным органом проведена камеральная проверка достоверности, правильности заполнения и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2.4 — 2.5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «О (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а также предоставления указанных сведений в форме электронного документа.
В ходе проверки установлено, что Госжилнадзором г. Севастополя, как страхователем, сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (по форме СЗВ-ТД), а именно о присвоении классного чина «советник государственной гражданской службы г. Севастополя 2 класса» старшему инспектору отдела контроля формирования и использования фондов капитального ремонта надзорного управления Госжилнадзора г. Севастополя Жарликову А.П., представлены на бумажном бланке с одновременным предоставлением сведений на электронном носителе (флеш-носитель) непосредственно в Центр ПФР в г. Севастополе 19.08.2020 года.
В связи с тем, что указанные сведения в электронном виде в отношении Жарликова А.П. представлены непосредственно в Центр ПФР в г. Севастополе, а не через систему электронного документооборота с Пенсионным фондом России, данные действия последнего расценены административным органом как нарушение порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Федеральный закон N 27-ФЗ), о чем составлен акт от 19.10.2020 N 18.
По результатам рассмотрения указанного акта вынесено решение N 18 о привлечении страхователя — Госжилнадзора г. Севастополя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 1000,00 рублей на основании абзаца 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Полагая, что решение N 18, противоречит требованиям законов и иных нормативных актов, и нарушают его права, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Рассматривая спор по существу суды исходили из следующего.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и нормы Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 167-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ Госжилнадзор г. Севастополя является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункту 2.4 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2.5 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, представляются:
1) с 1 января 2020 года — не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место случаи, указанные в пункте 2.4 настоящей статьи. При представлении указанных сведений впервые в отношении зарегистрированного лица страхователь одновременно представляет сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя. При отсутствии у зарегистрированного лица случаев, указанных в пункте 2.4 настоящей статьи, сведения о трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя на такое зарегистрированное лицо представляются не позднее 15 февраля 2021 года.
В соответствии с пунктом 2.6 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь, в случае если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период — месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Согласно абзацу 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2020 N 178п «Об утверждении Порядка электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета» установлены порядок и форма, которую должен соблюдать страхователь при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного).
Таким образом, Порядок N 178п предусматривает два альтернативных варианта представления сведений в электронной форме, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в органы Пенсионного фонда Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования:
— через оператора электронного документооборота;
— через «личный кабинет» сайта Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок представления и сроки приема и учета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных (зарегистрированных) лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета определен Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н (далее — Инструкция).
Согласно пункту 30 Инструкции индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности могут быть представлены страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
а) на бумажном носителе (лично (его представителем) либо с использованием средств почтовой связи);
б) в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал и сайт ПФР, «личного кабинета», обеспечивающего возможность направления и получения однозначной и конфиденциальной информации, а также промежуточных сообщений и ответной информации в электронном виде, в том числе с использованием электронной подписи, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
На момент возникновения обязанности Госжилнадзора г. Севастополя подать сведения в орган пенсионного фонда в рассматриваемом случае по форме СЗВ-ТД до 15.04.2020 года, действовал (окончание действия документа — 26.07.2020) Приказ Минтруда России от 21.12.2016 N 766н в ред. от 14.06.2018 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», который утратил силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.
Порядок представления информации плательщикам страховых взносов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) установлен Распоряжением Правления ПФ РФ от 10.03.2011 N 85р (далее — Порядок N 85р).
Действующее законодательство, предусматривая различные альтернативные способы подачи страхователем в органы ПФР индивидуальных сведений, сведений о трудовой деятельности, в то же время в пункте 2.6 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ содержит императивную норму о предоставлении страхователем в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период — месяц составляет 25 и более лиц, сведений исключительно в форме электронного документа подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Штатная численность Госжилнадзора г. Севастополя, составляет более 25 человек (32 единицы).
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что установленный порядок представления сведений, предусмотренный пунктом 2.6 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, Порядком N 85р, и Порядком N 178п — Госжилнадзором г. Севастополя нарушен, факт совершения заявителем вмененного ему нарушения установлен, исходя из императивности нормы прямого закона.
Вместе с тем, вина страхователя в нарушении порядка предоставления вышеназванных сведений, отсутствует.
Привлекая Госжилнадзор г. Севастополя к ответственности, предусмотренной абзацем 4 статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, орган пенсионного фонда должен не только констатировать факт предоставления сведений в нарушение утвержденного порядка предоставления сведений, но и обязан установить все элементы состава данного правонарушения, в том числе наличие вины страхователя.
Судом установлено, что сведения о трудовой деятельности застрахованного лица за март 2020 года представлены Госжилнадзором г. Севастополя не в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, а на бумажном носителе по причине временного отсутствия технической возможности.
В подтверждение указанных обстоятельств заявителем приложены в материалы дела скриншоты экрана компьютера, а также объяснения должностного лица Косирати З.Ю. о неоднократных попытках осуществить предусмотренные законом действия по предоставлению сведений через Личный кабинет страхователя на официальном сайте ПФР.
Суд обоснованно указал, что Центром ПФР в г. Севастополе не принято мер, направленных на получение от заявителя дополнительных доказательств, необходимых для всестороннего исследования вопроса наличия вины учреждения в совершении правонарушения, факт того, что отсутствие технической возможности обусловлено обстоятельствами, находящимися в пределах ответственности страхователя, административным органом не доказан.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к обоснованному выводу, что административным органом, не доказана вина Госжилнадзора г. Севастополя в совершении вменяемого нарушения закона.
В связи с вышеизложенным, доводы кассационной жалобы отклоняются, как основанные на ошибочном толковании указанных норм права.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.03.2021 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда 16.06.2021 года по делу N А84-7419/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации (часть 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Судья
Л.В.ЛЕОНОВА

——————————————————————